И.Н.Яковлева
учитель высшей категории
МОУ «СОШ №25»
г.Бийск
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Пояснительная записка
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Во главу угла при обучении математике ставится:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою
деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций,
творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Основные принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержании и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
Внимание! После оплаты услуги Вы сможете видеть все платные материалы на сайте до закрытия браузера!
В русле геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления учащихся.
Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, в которое входят как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребёнка, обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий.
Пространственные характеристики объекта – это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии.
«Наглядная геометрия» для 2-го класса включает две темы:
«Поверхности. Линии. Точки» и «Углы. Многоугольники. Многогранники».
Цель первой темы. Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию) представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые); познакомить первоклассников со свойствами замкнутых областей (соседние и несоседние области, граница области).
Цель второй темы. Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию, проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и изображениях многогранников.
Особую роль в развитии пространственного мышления играют предложенные в Тетради задания с кубом. При выполнении их полезно пользоваться не только развёртками, имеющимися в Приложениях, но и демонстрационными моделями геометрических тел ( деревянными, пластилиновыми, стеклянными, каркасными).
Небольшие размеры развёрток позволяют ребёнку быстро сделать нужные сгибы и получить кубик, который нет необходимости склеивать.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№
урока Тема урока
Поверхности. Линии. Точки.
1. Прямая и кривая линии. Точки пересечения кривых линий.
2. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.
3. Ломаная линия. Длина ломаной.
4. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Углы. Многоугольник. Многогранники.
5. Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.
6. Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
7. Острый, прямой и тупой углы.
8. Острый угол. Имя острого угла.
9. Тупой угол. Имя тупого угла.
10. Построение луча из вершины угла.
11. Построение прямого и острого углов через две точки.
12. Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.
13. Измерение углов. Транспортир.
14. Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.
15. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.
16. Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломаные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.
17. Многоугольники с прямыми углами.
18. Периметр многоугольника.
19. Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник.
20. Равносторонний прямоугольный четырёхугольник - квадрат.
21. Взаимное расположение предметов в пространстве.
22. Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объёмных тел. Пентамино.
23. Многогранники. Грани.
24. Многогранники. Границы плоских поверхностей - рёбра.
25. «Весёлые игрушки». Плоские фигуры и объёмные тела.
26. Геометрический КВН. Повторение изученного.
27. Куб. Развёртка куба.
28. Каркасная модель куба.
29. Знакомство со свойствами игрального кубика.
30. Куб. Видимые и невидимые грани.
31. Куб. Построение куба на нелинованной бумаге.
32. Решение топологических задач. Обозначаем путь жука по всем
боковым граням многогранника.
33. Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.
34. Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».