Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Доклад к семинару руководителей МО по теме:по теме: "Развитие креативности мышления младших школьников через участие в различных формах сотрудничества" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Доклад к семинару руководителей МО по теме:по теме: "Развитие креативности мышления младших школьников через участие в различных формах сотрудничества" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Развитие креативности мышления младших школьников через участие в различных формах сотрудничества.
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. В основе базовой модели урока лежит представление о творчестве, о творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа. Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Таким образом, творческие проявления ребенка – это те проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность. Вместе с тем она должна быть выражена социально приемлемым способом – таким, который не препятствует самовыражению, самоактуализации других уникальных индивидуальностей. В настоящее время в нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, творчески мыслить. Ученые выявили психологические составляющие, необходимые для творческой деятельности. Это – гибкость ума, систематичность и последовательность, диалектичность мышления, способность выдвигать гипотезы и умение их проверять. Поэтому одной из актуальных проблем современного образования является развитие креативности мышления младших школьников. Во многом это обусловлено обострившимся противоречием между возрастающими потребностями человека, общества, цивилизации в выдвижении оригинальных идей, отказе от стереотипных способов мышления, то есть креативности мышления, с одной стороны, а с другой стороны – неполным использованием развивающих возможностей учебного материала. Что же стоит за этим понятием «креативность»? Зачастую представление об этом понятии неоднозначны и даже противоречивы. П. Торренс под креативностью подразумевает «беглость, гибкость, оригинальность, разработанность». «Креативность», - пишет исследователь, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, видеть проблему, иметь способность к синтезу и анализу, ощущать стройность организации идей. Понятие «беглость» рассматривается Торренсом как способность к продуцированию максимально большого числа идей. «Гибкость» представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса часто очень далеким по содержанию. «Оригинальность» - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. В большинстве современных концепций в качестве основного личностного фактора творческой одаренности указывается позитивная «Я – концепция», позволяющая человеку реализовывать у него творческий потенциал. Поэтому, с этой целью на уроках необходимо использовать различные формы сотрудничества. В последние десятилетия произошли перемены в характере обучения, появились: - ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; - ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей на его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения – его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. - умение посмотреть на проблему с позиции другого человека; - склонность к творческой работе; - уровень знаний; - характер межличностных отношений; - уровень социально – психологической зрелости группы. Эффективным приемом совместной работы является «позиционный конфликт», когда выявляются и сталкиваются различные позиции учащихся, их взгляды на один и тот же объект. Типичным для принципа «содержательного распределения действий» является такая организация взаимодействий, в которой разделению между участниками подлежит усваиваемое понятие. В ходе решения поставленной задачи учащиеся имеют возможность обмениваться действиями, что позволяет осуществлять данный процесс двунаправлено – на предмет усвоения и на других участников. Применяя КРД на уроке, следует помнить, что не всякое содержание учебного материала может быть использовано для работы в группе. Какие же задания следует предлагать детям для групповой работы? - задания, направленные на нахождение общего способа решения определенного класса задач; - задания уже на открытый способ действия, когда ученику требуется «утвердиться» в своем знании, «проговорить» вслух способ действия. Задания такого рода экономят время на уроке. - Задания, требующие оценить чье – либо решение, сделать вывод о правильности его выполнения. В начальной школе мы берем следующий способ работы в группе: 1 этап – подготовительный . 1. Распределение ролей. 2. Выяснение понимания условий задачи. 3. Определение способа работы над заданием (по какому принципу) 2 этап – основной. 1. Сбор мнений, предложений. 2. Обсуждение. 3. Выбор решения. 4. Проверка способа решения. 3 этап – заключительный. 1. Оформление итогов. 2. Подготовка к защите. Большое значение для достижения успешности при совместном решении задач имеет четкая дифференциация ролей. Все участники групповой работы распределяются по двум позициям: - организатор; - участник групповой работы. При этом организатор может занимать относительно внешнюю позицию к содержанию предложенной задачи и поисков ответов на поставленный вопрос, или он может самоопределиться как участник групповой работы и переходить с позиции на позицию, что чаще всего и происходит в младшем школьном возрасте. Как правило, среди участников групповой работы, учащиеся выделяют следующие роли: 1. Человек, который выдвигает гипотезы. 2. Критик (подвергает сомнению выдвинутые гипотезы). 3. Контролер (соотносит решение с поставленной задачей). 4. Исполнитель (фиксирует наработки группы) Применяя на практике организацию учебного сотрудничества, мы убедились в огромных возможностях этого метода обучения. Во – первых , совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в к5лассе, что положительно отражается на сплоченности коллектива. Во– вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка; - дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поисков новых способов действия; - растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ребенка, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями; -снимаются многие дисциплинарные трудности; -ученики учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными. Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовывал их,, учителю необходимо ориентироваться на следующие принципы. 1. Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом. 2. Принцип «принятия другого», т.е. учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. 3. Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся. 4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение вставать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить. 5. Принцип сотрудничества. Основная задача урока направленного на развитие творческих способностей учащихся – помочь раскрыть ему собственные возможности. Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребенка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой, при развитии творческого потенциала является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель. Из этого следует, чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои творческие способности, учителю в ходе проведения урока необходимо обращать внимание на: – способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; - потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремлении разобраться в них; - способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные; - повышенную молчаливость или же напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения. Все это положительно сказывается на усвоении учебного материала, приучает детей к самостоятельности и развивать креативность мышления. Литература. 1. Н.Ф.Виноградова, Завуч начальной школы № 3 // Научно – практический журнал, М, ООО «Август – Принт », 2005, с 15 – 29; 2. С.С.Пиугин «К вопросу о развитии способностей младших школьников на уроках русского язака», //Нач.шк. плюс до и после, М, № 3, 2004, с 50 – 53 ; 3. А.А.Ватрушев, И.В.Кузнецова «Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах», // Нач.шк. плюс до и после, М, № 6, 2003, с 15 – 18; 4. В.Ю.Савкуева «Решение творческих задач как условие креативности мышления» ,//Нач.шк. плюс до и после, М, № 7 2004, с 31 – 37 Пожалуйста, оцените конспект - Доклад к семинару руководителей МО по теме:по теме: "Развитие креативности мышления младших школьников через участие в различных формах сотрудничества": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6879 |
Конспект прислал: ирина25 15 декабря 2008 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||