Календарно-тематическое планирование
по ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
"ВВЕДЕНИЕ В НАРОДОВЕДЕНИЕ"
3 класс
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД - 34 часа
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ – 1 час
I ПОЛУГОДИЕ – 16 часов
II ПОЛУГОДИЕ – 18 часов
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4) в 2-х частях. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2001 г.
Учебник, год издания: Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М.: Просвещение, 2001-2006г.
Дополнительная литература:________________________________________
_________________________________________________________________
тесты, задачники, дидактический материал, рабочие тетради
___________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
Курс рассчитан на три-четыре года обучения. В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно-практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "человек и его семья"; "Человек и история его народа".
Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.
Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.
Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.
Схему и принципы построения курса можно использовать для работы на материале традиционной культуры любого народа России и мира.
Цели курса:
- освоение нравственных и эстетических ценностей народа;
- развитие проектных способностей детей;
- развитие аналитических способностей и воображения.
Специфика курса в учебно-воспитательном процессе состоит в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного искусства; не в том, чтобы подменять собой занятия пением, хореографией, изобразительно-прикладным искусством и так далее. Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию. Для этого надо понимать определённую систему традиционных художественных средств. Она имеет единые философско-психологические мифопоэтические истоки в глубокой древности.
№
п/п
Основные темы Кол-во часов
I Мир и дом 3
II Мир старинного дома 8
III Жизнь человека в доме и в мире 17
IV Здоровью цены нет 5
ИТОГО: 34 часа
№ п/п Содержание материала К-во часов Дата проведения
Мир и дом 3
1 Порядком стоит дом 1
2 По небу широко, по земле далеко 1
3 Зачем пойдёшь, то и найдёшь 1
Мир старинного дома 8
4 Двор что город, изба что терем 1
5 Не бравшись за топор, избы не срубишь 1
6 Приходи, кума, любоваться 1
7 На всякий случай свой обычай 1
8 Своя хатка – родная матка 1
9 Худо жить тому, у кого пусто в дому 1
10 Хозяйка красна, изба весела 1
11 Обобщение по теме «Мир старинного дома» 1
Жизнь человека в доме и в мире 17
12 На свет народился – с людьми породнился 1
13 Вся семья вместе, так и душа на месте 1
14 Не красен дом без солнышка, не мила жизнь без малых детей 1
15 Воспитывай лаской, а не таской 1
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
Внимание! После оплаты услуги Вы сможете видеть все платные материалы на сайте до закрытия браузера!
31 Корми деда на печи, сам будешь там 1
32 Сколько цвету не цвесть, а быть опадать 1
33 Корни старые – ветки новые 1
34 Обобщение по теме «Здоровью нет цены» 1
Итого 34 часа