Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем. план., труд, технология, 4 класс » Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Технология
4 класс УМК «Гармония» Пояснительная записка ОСНОВА: программа «Технология» для 1 – 4 классов начальной школы «Художественно конструкторская деятельность» (основы дизайнобразования). Автор – доктор педагогических наук, профессор Н.М. Конышева (УМК «Гармония»). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Ассоциация ХХI век» Смоленск 2004. В качестве специфической содержательной и методической базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников основ дизайнерского образования, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленной на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек, независимо от образа жизни и профессии, является «пользователем» этой среды, поскольку проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, современным школьникам необходимо получить образование в данной части. Поскольку на уроках ручного труда ученики обычно создают вещи для практического применения, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучиванию специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей и о самых общих правилах и требованиях, которые мы к ним предъявляем и которые следует учитывать при их производстве и использовании. Приобщаясь к разработке удобных и красивых вещей, школьники учатся думать о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о том, что мир вещей неразрывно связан с человеком, а потому вещи несут информацию о нем (социальную, психологическую, историческую); о том, что не человек существует для вещей, а вещи для человека и т.п. Таким образом. Данный учебный курс объективно имеет безусловную мировоззренческую, духовно-нравственную направленность. Кроме того, предлагаемый курс является комплексным и интеграционным в самом глубоком смысле; он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты образования: ведь каждая вещь продумывается с точки зрения рациональности конструкции и с точки зрения внешней выразительности. Более интенсивное развивающее воздействие курса «Художественно-конструкторская деятельность» обеспечивается также тем, что он разработан с учетом современных научных данных о роли предметной преобразующей деятельности в развитии личности. Курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной. Именно практическая деятельность позволяет «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный). В соответствии с этим программа ориентируется на систематическую проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и технологий. Репродуктивная деятельность учащихся на уроках, безусловно, будет занимать значительное место, но лишь в той мере и до тех пор, пока она не обеспечит надежное овладение приемами практической деятельности. Что касается проектной деятельности, то при дизайнерском подходе она составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. Таким образом, с учетом главной концепции по-новому выглядят и основные задачи курса. 1. Духовно-эмоциональное обогащение личности: а) формирование представления о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой; б) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу; в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений. 2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции. 3. Развитие психических познавательных процессов и приемов познавательной деятельности. 4. Расширение кругозора. 5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений. Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Графически структуру программы можно отразить следующим образом: Класс Специальное предметно-практическое содержание курса Социально-исторические и нравственно-эстетическое содержание курса 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Ф О Р М А Л И Н И Я Ц В Е Т К О Н С Т Р У К Ц И Я К О М П О З И Ц И Я М А Т Е Р И А Л Ы И Н С Т Р У М Е Н Т УМЕЛЫЕ РУКИ: представление о прекрасном в обыденных явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружающей действительности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными). В ПРИРОДЕ, В ЖИЗНИ И В МАСТЕРСКОЙ: основные идеи взаимосвязи Человека, Вещи и Природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать). НАШ РУКОТВОРНЫЙ МИР (ОТ МИРА ПРИРОДЫ К МИРУ ВЕЩЕЙ): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы и правила дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей). 7 Изразец. Раскрашивание. ФСУН Индивидуальная работа. Выставка и обсуждение готовых работ. 8 9 Плетение. Изготовление коробочки. Прямое плетение ОНЗ Исторические сведения. Обсуждение способа плетения. Индивидуальная работа. Выставка и обсуждение готовых работ. 10 Плетение. Изготовление коробочки. Прямое плетение. Творческое задание. ФСУН Индивидуальная работа. Выставка работ. 11 12 Украшения. .Цепочка из бисера с узором «крестик». ОНЗ Исторические сведения. Начало плетения – вместе, продолжение – самостоятельно. Выставка работ. 13 14 Украшения. .Цепочка из бисера с узором «колечки». ФСУН Самостоятельная работа. Выставка работ. 15 16 Украшения. .Цепочка из бисера. Составление собственного узора . ФСУН Самостоятельная творческая работа. Выставка работ. 2 четверть МАСТЕРА И ПОДМАСТЕРЬЯ (14 часов) Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художествен¬ными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с по¬мощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инстру¬ментов. Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (мас¬ки, упаковки, открытки, игрушки). Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (де-коративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы. Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструи-рование гирлянд. ИК 17 Обработка бумаги. Карнавал. Шапочка – треуголка. ФСУН Исторические сведения. Работа по схеме. Демонстрация шапочек. 18 Обработка бумаги. Карнавал. Шапочка – пилотка. Шлем богатыря. ФСУН Работа по схеме. Демонстрация шапочек и шлемов. 19 Обработка бумаги и картона. Карнавальная маска. ФСУН Работа с чертежом. Работа по схеме. Демонстрация масок. 20 Лепка из теста. Праздничный пряник. ОНЗ Исторические сведения. Работа по технологической карте. 21 Праздничный пряник. Роспись. ФСУН Обсуждение вариантов росписи. Индивидуальная работа. Выставка и обсуждение готовых работ. 22 Комбинированные технологии. Декоративная рамка для фото. Разметка. ФСУН Выбор формы и размера рамки. Работа по технологической карте. 23 Комбинированные технологии. Декоративная рамка для фото. Сборка. ФСУН Работа по технологической карте. 24 Комбинированные технологии. Декоративная рамка для фото. Барельеф. ФСУН Выбор рисунка для барельефа. Индивидуальная работа. 25 Комбинированные технологии. Декоративная рамка для фото. Роспись. ФСУН Обсуждение выбора цвета для росписи. Индивидуальная работа. Выставка готовых работ. 26 Обработка бумаги. Гофрированная подвеска из бумаги ФСУН Работа по технологической карте. Украшение кабинета 27 28 Обработка бумаги. Раскладная открытка. ФСУН Работа по технологической карте. Выставка работ. 29 30 Обработка бумаги и картона. Упаковка - елочка ФСУН Построение развертки при помощи циркуля и линейки. Работа по технологической карте. Работа по чертежу. Выставка готовых работ. 31 Контрольная работа за первое полугодие. КП 1. Владение основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ. 2. Чертежно-графическая грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение различными приемами разметки). 3. Культура и организация труда; экономное использование материалов и рабочего времени. 3 четверть ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (18 ЧАСОВ) Творческое использование известных и новых способов рабо¬ты. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в ху-дожественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах. Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жес¬ткий переплет). ИК Повторить правила и приемы работы с крючком. Познакомить с петельным швом. Познакомить с видами переплетных работ. 32 Вязание крючком. Приемы вязания. Цепочка. ФСУН Работа по технологической карте. Индивидуальная помощь в выполнении работы. 33 34 Вязание крючком. Вязание полотна. ФСУН Работа по технологической карте. Индивидуальная помощь в выполнении работы. 35 Вязание крючком. Простой цветок. ФСУН Работа по технологической карте. Индивидуальная помощь в выполнении работы. 36 Обработка ткани. Салфетка. Разметка. ФСУН Работа по технологической карте. Работа с чертежом. 37 38 Обработка ткани. Салфетка. Петельный шов. ФСУН Работа по схеме. Выставка и обсуждение готовых работ. 39 Обработка ткани. Салфетка. Сборка. ФСУН Работа по технологической карте. Индивидуальная помощь. 40 Обработка ткани. Декоративные кармашки. Разметка. ФСУН Работа по технологической карте. Работа с чертежом. 41 42 Обработка ткани. Декоративные кармашки. Петельный шов. ФСУН Работа по схеме. 43 Обработка ткани. Декоративные кармашки. Сборка. ФСУН Работа по технологической карте. Индивидуальная помощь. Выставка и обсуждение готовых работ. 44 45 Ремонт книги. Замена мягкого переплета на жесткий. Разметка. ОНЗ Работа по технологической карте. Работа с чертежом. 46 47 Ремонт книги. Замена мягкого переплета на жесткий. Сборка. ФСУН Работа по технологической карте. 48 Ремонт книги. Замена мягкого переплета на жесткий. Оформление ФСУН Обсуждение способов оформления облюдки. Индивидуальная творческая работа Выставка и обсуждение готовых работ. 4 четверть ТВОРЧЕСТВО. ТРУД. МАСТЕРСТВО. (16 ЧАСОВ) Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида. Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше). Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание). Сложные формы из волокнистых материалов ИК Познакомить с более сложными приемами плетения из волокнистых материалов. Познакомить с простейшими приемами обработки металла. Повторить алгоритм работы в технике папье-маше. Научить выполнять изделия в технике плетения. Научить выполнять несложную чеканку по мягкому металлу. Научить изготавливать декоративные маски (папье-маше). Научить выдвигать проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел и практически воплотить этот замысел. 49 Игрушки из ниток. Петушок. ФСУН Работа по технологической карте. Выставка и обсуждение готовых работ. 50 Игрушки из ниток. Лошадка. ФСУН Работа по технологической карте. Выставка и обсуждение готовых работ. 51 Игрушки из ниток. Олень. ФСУН Работа по технологической карте. Выставка и обсуждение готовых работ. 52 53 54 Приемы обработки металла. Тиснение на фольге. ОНЗ Исторические сведения. Работа по технологической карте. Выставка и обсуждение готовых работ. 55 56 57 58 Декоративно – прикладное искусство. Декоративная маска (папье-маше) ФСУН Планирование работы. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь при выполнении работы. Выставка и обсуждение готовых работ. 59 60 61 62 Проект. Город, в котором удобно и приятно жить ФСУН Работа по группам. Индивидуальная работа. Макет города 63 Итоговая контрольная работа КП 1. Владение основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ. 2. Чертежно-графическая грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение различными приемами разметки). 3. Культура и организация труда; экономное использование материалов и рабочего времени. 64 Итоги года. Выставка. ОСЗ Подведение итогов проделанной работы, ее оценка. Выставка лучших работ. 65 66 67 68 Резерв Авторские права: Шиляева Ольга Владимировна Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10115 |
Конспект прислал: OOO098 28 июля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||