");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 1 класс » Конспект урока "Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока "Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок 1.
Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков
Цели: формировать у учащихся начальные сведения о понятиях «речь письменная и устная», «звук», «знак»; развивать внимание, моно¬логическую речь, фонематический слух; познакомить учащихся с учеб¬ником «Русская азбука», ее авторами, художником, приложением «Как хорошо уметь читать...».
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:
Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. (Школа.)
(А. Кочергина)
- Где вы сейчас находитесь? (Мы находимся в школе.)
- С какой целью родители привели сегодня вас в класс? (Ответы детей.)
- А о чем говорится вот в этой загадке:
Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки.
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Дети те - одна семья.
Кто они, спрошу тебя?
(Класс, школьники/ученики.)
(А. Кочергина)
II. Постановка темы и цели урока. Беседа
- Поздравляю вас с началом школьной жизни! В эту первую школь-ную неделю мы познакомимся друг с другом, узнаем школьные пра¬вила, то есть мы будем учиться быть учениками. Желаю вам всем успехов! Начнем наш первый урок.
- Вы знаете, что меня зовут... Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нра¬вятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.
Сначала будут одиночные вопросы, затем все спрашивают, переби¬вая друг друга.)
- Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно по¬нять, что вы говорите. В школе есть правило: «Хочешь говорить -
подними руку!»
(Учитель показывает, как правильно поднимать руку.)
- Сегодня вы начнете учиться правильному поведению на уроке, пра¬вильно отвечать на поставленные вопросы, узнаете много нового и интересного. А еще вы научитесь правильно владеть ручкой и нач¬нете писать элементы букв.
- А теперь задавайте вопросы, как положено ученикам.
(Дети задают любые вопросы, а учитель отвечает и подводит их к поня¬тию «речь».)
- У вас на столе лежит большая книга. Кто может прочитать, как она называется? («Как хорошо уметь читать...».)
- Какие два цвета выбраны художником для оформления обложки? (Оранжевый и зеленый.)
- Что вы вспоминаете, когда видите эти два цвета? (Солнышко и травку.)
- Какое настроение у вас появляется, когда смотрите на эти два цвета? (Радость и т.д.)
- Кто изображен на обложке книги? (Девочка и котенок.)
- Что у девочки в руках? (Скакалка.)
- Какие буквы изображены на веревочке? Кому-нибудь из вас они знакомы?
- А какое слово из этих букв можно составить? (Варя)
- Эту девочку зовут Варя, она вместе с вами будет изучать буквы и учиться читать. Варя научит вас правильно говорить и произносить звуки и слова. Откройте следующую страничку и раскрасьте рису¬нок в те цвета, которые вам больше всего нравятся.
- Какого цвета получилась у вас одежда на девочке? Покажите друг другу.
- Переверните еще один лист книги. И вновь вас встречает наша ма¬ленькая девочка. Как ее зовут? Давайте ее раскрасим. С этого урока она начнет вас учить правильно дышать и говорить.
(Работа на с. 3 книги «Как хорошо уметь читать...»)



III. Упражнения для развития речевого аппарата
Дыхательная гимнастика (выполняется и стоя, и сидя).
1. Исходное положение - встать, ссутулиться, расслабить мышцы спи¬ны и плеч.
2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды.
3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.
4. Повторить 2-3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» пле¬чи и руки опущены вниз.
Артикуляционная разминка
Разучить упражнение «Губы».
Плотно сжав губы, вытягиваем их вперед, фиксируя это положение.
1. Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.
2. Повторить упражнение 2-3 раза.

Работа над дикцией

1. Исходное положение - «сидя». Сделать вдох.
2. На выдохе повторить за учителем, соблюдая интонацию: повество-вательную, выпросительную, восклицательную. Исходное положе¬ние губ показано на рисунке.
3. Произнесите звуки с постановкой логического ударения.
4. Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.
5. Скороговорка.
Учитель произносит скороговорку «У ежа ежата, у ужа ужата» мед-ленно и четко, выговаривая каждый звук. Обращает внимание детей на иллюстрацию, передающую содержание текста скороговорки. Добива-ется осмысления и запоминания текста. Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не будет соответствовать быстрому темпу проговаривания скороговорки.

IV. Знакомство с понятиями «устная» и «письменная речь»
- Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся? (Звонкая, красивая и т. д.)
- Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.
- Под номером 4 в книге «Как хорошо уметь читать» стихотворение Агнии Львовны Барто, которая написала для маленьких детей очень много интересных стихотворений.
Учитель показывает выставку книг А. Барто, желательно каждому ребенку на этом первом уроке подарить по книге, закупленной заранее родительским комитетом. Воспитание любви к книге начинается с пер-вых учебных дней. В этом плане очень интересно работать по системе А. Кушнира.
Учитель читает стихотворение, дети его проговаривают хором до полного запоминания.
- Почему под стихотворением размещены различные предметы? Которые из них лишние? Почему?
- Все, что мы с вами сейчас говорили, - это устная речь.
- Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обо-значена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму. Как вы думаете, с чего мы начнем обучение письму? (Выслуши¬ваются ответы детей.)
- А начнем мы обучение письму со знакомства с «Прописью» к «Русской азбуке». Посмотрите внимательно на обложку и скажи¬те, кто изображен на обложке «Прописи»?
- Что делает лиса? А почему она бежит?
- - Какая речь прозвучала во время ваших ответов?
- - Откройте страничку «Прописи», на которой внизу изображена вот такая цифра: 3. (Учитель показывает на доске.)
- Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Как они написаны? (Красиво, аккуратно.)
- Вот так и вы будете писать к тому времени, когда мы полностью изучим «Русскую азбуку».
- Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на все найдешь ответ.
- Подчеркните зеленым цветом те буквы, которые вы уже умеете писать.
- Переверните страницу. Что делает мальчик? Что делает девочка? Как они сидят за партой? (Дети усваивают правила посадки, об¬ращения с ручкой, карандашом.)
- А теперь посмотрите на плакат «Правильно сиди при письме», который все четыре года вашего обучения в начальной школе бу-дет напоминать вам, как нужно сидеть за партой для того, чтобы сохранить здоровье (осанку и зрение).
- Мальчика окружают принадлежности для письма, которыми пользовались в старину. А вокруг девочки размещены современ-ные письменные принадлежности.
- Переверните еще страницу. Что вы видите на рисунках (с. 6)? Помогать нам будет веселый Карандаш. Он показывает, где нам нужно писать.
- Обведите шариковой ручкой контуры рисунков. Заштрихуйте их цветными карандашами.
- Выполним письмо овалов и полуовалов, палочек с наклоном. Учитель знакомит детей с понятиями «широкая строка» и «узкая
- строка».
- - Итак, чтобы писать было удобнее, нужно тетрадь держать с на¬клоном, сидеть прямо.
- А теперь послушайте стихотворение:
- Зашумел осенний лес
- Золотой листвою.
- С теплым летом расставаться
- Грустно нам с тобою.
- Колокольчик зазвенит,
- Звонкий и веселый.
- Он сегодня всех ребят
- Приглашает в школу.
- Постучит в окошко клен
- Красно-желтой лапкой,
- И чирикнет воробей:
- В добрый путь, ребятки!
- Какую речь вы сейчас услышали?

V. Знакомство с учебниками
Учитель показывает детям учебник «Русская азбука», приложение к нему «Как хорошо уметь читать...», знакомит с авторами, художниками учебников. Предлагает рассмотреть форзац учебника, где изображены буквы А и Б.
- Когда-то не было печатных машин и книги переписывались от руки специальными людьми - «переписчиками». Особое внима¬ние они уделяли той букве, с которой начиналось первое слово каждой части текста. Вот и в вашем учебнике изображены две та¬кие буквы. Эти буквы являются первыми буквами древнерусско¬го алфавита. Прочитайте эти буквы. (Аз, буки.)
- Какое слово напоминает нам звучание этих букв? (Азбука.)
- Была в те времена и пословица сочинена: «Сперва аз да буки, а там и науки»
Рассмотреть с. 2.
- Что изображено на этой странице? (Ответы детей.)
- Это памятник составителям славянского алфавита Кириллу и Мефодию. От славянской азбуки произошел наш русский алфавит.
Рассмотреть с. 3. Дети читают название учебника «Русская азбука». Обращается внимание на написание первой буквы.
Проводится беседа по иллюстрации на титульном листе.
Составление рассказа по иллюстрации на с. 5. Обратить внимание, что иллюстрация напоминает окно, в которое смотрит мальчик. Перед ним открывается мир нового, неизведанного.
- Что изображено в центре? Какую сказочную птицу увидели?
- Что изображено в верхнем левом углу? В верхнем правом углу?
- Что изображено в нижнем левом углу? В нижнем правом углу?
- Что вы видите сказочное, а что - реальное?
- Какие чувства эта иллюстрация вызывает у мальчика? (Радость, счастье, удивление.)
- Научившись читать, вы сможете узнать все, что вас интересует, разгадать многие тайны окружающего мира.
- Как называется все то, что мы говорили об иллюстрации? (Уст¬ная речь.)
- Когда мы пользуемся устной речью?

VI. Физкультминутка (см. приложение)

VII. Рассказы детей
Дети составляют рассказ о том, каким они запомнили свой первый , школьный праздник - 1 сентября.

VIII. Мир звуков и знаков
- Как плачет ребенок? Как он удивляется?
- Как кричит ворона? Собака? Какие звуки издают шмель, пчела?
- Видели ли вы произносимые звуки?
Далее физкультминутки рекомендуем проводить по материалам из книг: В.И. Ковалько. Школа физкультминуток. - М: Вако, 2005; Н.И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, 2004
Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения придумали буквы. А вот перед вами алфавит. Он иллюстрирован.
Выставить на доску красочный алфавит с изображениями зверей, птиц или цветов на каждую букву.
- Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?
- Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов. Пре¬жде чем учиться писать буквы, мы научимся писать элементы букв.
- Откройте тетради по письму. Каждая страница поделена на ши¬рокие и узкие строки. Их пересекает линия с наклоном. Это наша линия-помощница. Она указывает нам, в какую сторону накло¬нять буквы.
Образцы для письма в тетради:
-
IX. Подведение итогов урока
Помогите закончить фразу:
- Все, что мы говорим - это... (речь).
- Речь бывает... устной и письменной
- Мы не можем видеть... (звук).
- Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его... (знаком или буквой).
- Кому из вас понравился наш урок? Что вам запомнилось больше всего? Хотелось бы вам, чтобы все наши уроки были такими? Кому из вас понравилось отвечать на вопросы? А о чем бы вам хотелось спросить меня? Задавайте вопросы, а я постараюсь ответить.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока "Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков":
  • 68
 (голосов: 4)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока "Введение в обучение грамоте."
  • Календарно-тематический план по обучению чтению и письма– «Русская азбука» ...
  • Тематическое планирование обучение грамоте по Азбуке Бетеньковой, 1 класс
  • Тематическое планирование по курсу "Обучение грамоте"
  • Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и развитию речи (ч ...
  • Тематическое планирование по чтению и письму, 1-ый кл. (Школа России).
  • Планирование в 1 классе по УМК Гармония
  • Азбука Нечаевой, урок 2
  • конспект обучения грамоте:Знаки звуков - буквы. Звук (а), буква А, а. Звук ...
  • Конспект урока русского языка. 2 класс "Устная и письменная речь"


  • 25945
    Конспект прислал: krasavica 6 декабря 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата