");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока русского языка:"Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока русского языка:"Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: Непроизносимые согласные в корне слов

Цели:

Образовательные:
Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов; открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы,
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Задачи:

способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Оборудование: карточки с заданиями по теме, индивидуальные карточки , тест, мультимедийная установка, разноцветные ленточки, пазлы, снежинки, таблица на ватмане

Тип урока: открытие нового знания.

ХОД УРОКА
I. Орг. класса. Слайд №2
а) Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
б) Психологический настрой.
- Начнём его с разминки, с помощью которой настроимся на активную и
плодотворную работу:
- Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу.
- Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.
- Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими
активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать громко и
полными ответами.

II. Вызов.
Сегодня на уроке у нас «Таблица наших знаний» В ходе выполнения заданий на уроке, будем заполнять ее.
Слайд №3.
А еще с нами на уроке будет учиться и Маша из любимого вами мультфильма «Маша и медведь». Мы ведь знаем , что она тоже учиться в школе и хочет многое узнать. Вы любите играть? Начнем урок с игры.
Слайд №4
а) «Игра на выбывание слов». Устно, фронтально.
Прочитайте слова на экране. Задание:
Выбрать слова с одинаковыми орфограммами.
З…ма
Сугро…
К…ньки
Сн…га
Ин…й
М…роз
Холо…

Зима- зимы- пропущена гласная, на которую не падает ударение, корень
зим - орфограмма- проверяемая безударная гласная в корне (в таблицу)
- Есть ли еще слова с этой орфограммой? Снега-снег
-сугроб- сугробы- пропущена согласная буква в корне сугроб , орфограмма-
парный согласный в корне ( в таблицу)
- Есть ли еще слова с этой орфограммой? холод-холода
-Чтобы правильно выбрать букву при написании слова , что мы делали?
(Изменяли слова и подбирали проверочные слова)
-Значит, мы с вами знаем еще правило проверки безударных гласных и
парных согласных в корне

б)Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
Правила корня:
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Правило проверки проверяемых безударных гласных и парных согласных


-Какие остались слова?
- К…ньки, ин…й, м…роз.
-Пропущены гласные или согласные? Ударные или безударные?
- Можем подобрать однокоренное проверочное слово и вставить букву?
-Как называется эта орфограмма?
в) Сообщение темы урока.
-Название орфограммы подскажет игра «Собери слоги»:
Слайд №5.
Выйдите к доске дети, у кого лежит на парте снежинка, с одной стороны на ней цифра , с другой слог.
-Задание: станьте таким образом, чтобы числа расположились в порядке возрастания (от маленького к большому), переверните снежинку так, чтобы дети видели слоги, прочитайте название орфограммы
ПРО НЕ ВЕ Е Е МЫ РЯ
2 1 3 5 7 6 4

8 10 9
ГЛАС Е НЫ

- Что получилось? (непроверяемые гласные)
-Так называется новая орфограмма корня. А почему она названа непроверяемые гласные? (нельзя подобрать проверочное слово)
III. Тема урока: Непроверяемые орфограммы в корне слова: безударные гласные, не проверяемые ударением.
Слайд №6
-Что хотим узнать на уроке? (заполнить табличку).
- Как убедиться в правильности написания того или иного слова? Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова? Цели нашего урока – учиться правильно писать слова с непроверяемой гласной и познакомиться со способами запоминания написания слов с непроверяемой гласной.

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Правило проверки безударных гласных и парных согласных Как убедиться в правильности написания того или иного слова
Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова?
Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова?

IV. Объяснение нового материала.
-Итак, какие звуки являются непроизносимыми? Ищем ответ на этот вопрос. Сер…це, здра…ствуй, со..нце, радос...ный
Слайд №8
Сердце пропущена д, здравствуй- пропущена в, солнце – л, радостный- т
( учитель пишет буквы на доске в соединении)

На экране рифмовка. Слайд №9

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

Минутка чистописания. Слайд №10

-Чтобы лучше запомнить непроизносимые согласные, запишем их в тетрадь.
(Напомнить о правильности посадки при письме)
-Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
двлт двлт двлт

Пишите их чисто, ровно и красиво,
Всем окружающим на диво!
Микроитог. В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся .(таблица)
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
Корень слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Правило проверки безударных гласных и парных согласные 1.Какие звуки являются непроизносимыми согласными в корне слова?
2.Где и когда пишутся непроизносимые согласные?
3.Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? 1.В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся






IV.Определение сочетаний согласных , в которых скрываются непроизносимые.

Слайд №11

-Мы уже знаем, что согласные звуки чувствуют себя сильными и уверенными только тогда, когда стоят перед гласными. И, конечно помним, что может случится, когда два согласных стоят рядом: второй звук немедленно начинает командовать первым. А что будет, если рядом окажутся не два, а три или даже четыре согласных? Тогда может произойти почти волшебная история: один из согласных исчезнет! Какие же это особенные сочетания букв, между которыми могут скрываться непроизносимые согласные звуки?
Давайте выясним это, поработав в группах.
Слайд №12
а)Правило работы в группах:
-Говори так, чтобы тебя слышал только сосед
-Будь вежливым
-Не перебивай товарища
-Поблагодари товарища за совместную работу
б)Работа в группах
- разделимся на 4 группы :
желтые кружочки -1 группа,
зеленые кружочки- 2 группа ,
красные кружочки -3 группа,
синие кружочки- 4 группа
Все вы хорошо знаете игру «Пазлы»
Слайд №13
.Из конверта возьмите пазлы. Задание: собрать сочетания звуков.
(сн ; зн ; рц, сл)

6.Микроитог. Слышатся сочетания согласных {СН}, {ЗН},{СЛ}, {РЦ} в середине слова, между ними могут скрываться непроизносимые согласные.


Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Правило проверки безударных гласных и парных согласных
1.Какие звуки являются непроизносимыми согласными в корне слова?
2.Между какими буквами пишутся непроизносимые согласные?

3.Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? 1.В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся
2.Слышатся сочетания согласных {СН}, {ЗН},{СЛ}, {РЦ} в середине слова, между ними могут скрываться непроизносимые согласные


-При письме в этих сочетаниях может появиться непроизносимый согласный и тогда они выглядят так: стн, здн, стл, рдц.

V. Физминутка музыкальная.
Слайд №14
Пришло время немного отдохнуть. Дети выполняют движения под музыку.

VI.Работа над новым материалом.
1.Коллективное исследование, работа у доски.
Слайд №15
-В каких же случаях сочетания согласных звуков{СН}, {ЗН},{СЛ}, {РЦ} должны быть обозначены двумя буквами, а в каких тремя? Проведем маленькое исследование.
Непроизносимый согласный зазвучит(мы его услышим), если он есть в слове:
- Как нужно поступать , чтобы выбрать правильное написание буквы в слове?
(проверочное) т.е изменить слово так, все звуки слышались ясно.

(карточки- фокусницы)
Местный –
Подберите однокоренные слова и послушайте: зазвучит или нет непроизносимый согласный –
место.
Поздний- опоздать
изменить слово так, чтобы появился гласный (яркое пятно)
Слайд №16



Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Свистнуть – свист - непроизносимый согласный зазвучит в конце слова
Радостный- радость

Если в родственных словах непроизносимый согласный не зазвучал, значит, его нет в слове:
Вкусный – вкус, вкусы
Ужасный – ужас, ужасы
Не чудесно , не прекрасно,
а ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно!




Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал»
Корень слова
Проверяемые безударные гласные в корне слова
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Правило проверки безударных гласных и парных согласных
1.Какие звуки являются непроизносимыми согласными в корне слова?
2.Между какими буквами пишутся непроизносимые согласные?

3.Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова?
В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся:
2.Слышатся сочетания {СН}, {ЗН},{СЛ} в середине слова, между ними могут скрываться согласные д, т.

3.Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.



Применение знаний на практике: Ребята, сейчас мы будем работать самостоятельно. Возьмите елочку, на карточке написаны слова с пропущенными буквами.
Слайд №17
Но сначала еще раз повторим рифмовку правило.хором
Прочитать, вставить букву в слове, соедините слово с той буквой, которую вы вставили . Найди «лишнее» слово. Не попадись в ловушку!

Мес..ный л
Сер…це д
Здра…ствуй т
Чудес…ный в
Со…нце

Взаимопроверка.
-Какое слово оказалось «лишним»? Почему?
Слайд №18
(на экране - чудесный) Проверочное слово? Ребята, а что может быть чудесным?
Ребята, какой чудесный праздник скоро придет к нам с подарками, сказкой
и волшебством? А знаете, откуда пришел этот праздник?

Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. По мнению ученых, впервые Новый год начали праздновать в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры в конце марта . В течение 12 дней жители устраивали шествия, карнавалы, маскарады..
На Руси также начинали год или в марте или с 1 сентября.
Слайд №19
Накануне 1700 года царь Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Петр повелел всем украсить свои дома и улицы сосновыми, еловыми ветвями. В 12 часов ночи палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Раньше люди верили, что, украшая елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но новогодняя елка, украшенная всевозможными игрушками и гирляндами, по-прежнему является символом новогоднего праздника.
Слайд №20

Еще один символ Нового года – Дед Мороз. В русском фольклоре можно найти много разных сказок и легенд о Морозе – хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович.
Слайд №21.
Он приносит детям подарки в новогоднюю ночь.
А еще в новогоднюю ночь все друг друга поздравляют. Это вежливый поступок. Давайте и мы составим поздравление своим друзьям, используя слова с непроизносимыми согласными.
Слайд №22
Игра «Вставь подходящие по смыслу слова»
…………… дорогой друг!
Поздравляю тебя с праздником!
Пусть …. светит ярко.
А ….. бьётся
радостно.
….. Нового года!
Твои друзья
Здравствуй, Солнце, Сердце, Счастливого
Слайд №23
9.Рефлексия
Мои пожелания вам:
Будьте как, солнце красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!

Назовите слова с непроизносимыми согласными
Слайд №24
VIII. Итог урока. Вот и подошел к концу наш урок. Подведём итоги.
а) Закончи предложения. Сегодня на уроке …
я узнал…
я учился…
я открыл…
Оцените свою работу на уроке: было интересно и вы активно работали, все поняли- зеленая ленточка; если непонятно, трудно , скучно, не участвовали в работе на уроке- желтая.
Слайд №25
На память об уроке сделаю маленькие подарки – памятки.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка:"Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс:
  • 85
 (голосов: 2)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Тематическое планирование русский язык 2 класс
  • тематическое планирование по русскому языку 2 класс по учебнику Зелениной Л ...
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Конспект урока русского языка:"Правописание безударных гласных в корне сло ...
  • Конспект урока русского языка в 3 классе по теме:"Правописание слов с неп ...
  • Календарно-тематическое планирование порусскому языку, 2 класс
  • Тематическое планирование, русский язык, 2 класс
  • Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: Повторение. Орфограммы в ...
  • Тематическое планирование, Русский язык, 2класс
  • Календарное планирование-русский язык-2 класс (программа А.Поляковой)


  • 14659
    Конспект прислал: Galda50 21 февраля 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата