Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков. русский язык, 2 класс » Конспект урока русского языка:"Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка:"Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Непроизносимые согласные в корне слов
Цели: Образовательные: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов; открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу. Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию; развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей; воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать). Оборудование: карточки с заданиями по теме, индивидуальные карточки , тест, мультимедийная установка, разноцветные ленточки, пазлы, снежинки, таблица на ватмане Тип урока: открытие нового знания. ХОД УРОКА I. Орг. класса. Слайд №2 а) Прозвенел уже звонок. Начинается урок б) Психологический настрой. - Начнём его с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу: - Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. - Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши. - Если хотите получить удовольствие от урока – прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать громко и полными ответами. II. Вызов. Сегодня на уроке у нас «Таблица наших знаний» В ходе выполнения заданий на уроке, будем заполнять ее. Слайд №3. А еще с нами на уроке будет учиться и Маша из любимого вами мультфильма «Маша и медведь». Мы ведь знаем , что она тоже учиться в школе и хочет многое узнать. Вы любите играть? Начнем урок с игры. Слайд №4 а) «Игра на выбывание слов». Устно, фронтально. Прочитайте слова на экране. Задание: Выбрать слова с одинаковыми орфограммами. З…ма Сугро… К…ньки Сн…га Ин…й М…роз Холо… Зима- зимы- пропущена гласная, на которую не падает ударение, корень зим - орфограмма- проверяемая безударная гласная в корне (в таблицу) - Есть ли еще слова с этой орфограммой? Снега-снег -сугроб- сугробы- пропущена согласная буква в корне сугроб , орфограмма- парный согласный в корне ( в таблицу) - Есть ли еще слова с этой орфограммой? холод-холода -Чтобы правильно выбрать букву при написании слова , что мы делали? (Изменяли слова и подбирали проверочные слова) -Значит, мы с вами знаем еще правило проверки безударных гласных и парных согласных в корне б)Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Правила корня: Проверяемые безударные гласные в корне слова Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правило проверки проверяемых безударных гласных и парных согласных -Какие остались слова? - К…ньки, ин…й, м…роз. -Пропущены гласные или согласные? Ударные или безударные? - Можем подобрать однокоренное проверочное слово и вставить букву? -Как называется эта орфограмма? в) Сообщение темы урока. -Название орфограммы подскажет игра «Собери слоги»: Слайд №5. Выйдите к доске дети, у кого лежит на парте снежинка, с одной стороны на ней цифра , с другой слог. -Задание: станьте таким образом, чтобы числа расположились в порядке возрастания (от маленького к большому), переверните снежинку так, чтобы дети видели слоги, прочитайте название орфограммы ПРО НЕ ВЕ Е Е МЫ РЯ 2 1 3 5 7 6 4 8 10 9 ГЛАС Е НЫ - Что получилось? (непроверяемые гласные) -Так называется новая орфограмма корня. А почему она названа непроверяемые гласные? (нельзя подобрать проверочное слово) III. Тема урока: Непроверяемые орфограммы в корне слова: безударные гласные, не проверяемые ударением. Слайд №6 -Что хотим узнать на уроке? (заполнить табличку). - Как убедиться в правильности написания того или иного слова? Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова? Цели нашего урока – учиться правильно писать слова с непроверяемой гласной и познакомиться со способами запоминания написания слов с непроверяемой гласной. «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Проверяемые безударные гласные в корне слова Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правило проверки безударных гласных и парных согласных Как убедиться в правильности написания того или иного слова Как по-другому называются слова с непроверяемой гласной в корне слова? Как лучше запомнить слова с непроверяемой гласной в корне слова? IV. Объяснение нового материала. -Итак, какие звуки являются непроизносимыми? Ищем ответ на этот вопрос. Сер…це, здра…ствуй, со..нце, радос...ный Слайд №8 Сердце пропущена д, здравствуй- пропущена в, солнце – л, радостный- т ( учитель пишет буквы на доске в соединении) На экране рифмовка. Слайд №9 Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! Минутка чистописания. Слайд №10 -Чтобы лучше запомнить непроизносимые согласные, запишем их в тетрадь. (Напомнить о правильности посадки при письме) -Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки. двлт двлт двлт Пишите их чисто, ровно и красиво, Всем окружающим на диво! Микроитог. В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся .(таблица) Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Корень слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правило проверки безударных гласных и парных согласные 1.Какие звуки являются непроизносимыми согласными в корне слова? 2.Где и когда пишутся непроизносимые согласные? 3.Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? 1.В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся IV.Определение сочетаний согласных , в которых скрываются непроизносимые. Слайд №11 -Мы уже знаем, что согласные звуки чувствуют себя сильными и уверенными только тогда, когда стоят перед гласными. И, конечно помним, что может случится, когда два согласных стоят рядом: второй звук немедленно начинает командовать первым. А что будет, если рядом окажутся не два, а три или даже четыре согласных? Тогда может произойти почти волшебная история: один из согласных исчезнет! Какие же это особенные сочетания букв, между которыми могут скрываться непроизносимые согласные звуки? Давайте выясним это, поработав в группах. Слайд №12 а)Правило работы в группах: -Говори так, чтобы тебя слышал только сосед -Будь вежливым -Не перебивай товарища -Поблагодари товарища за совместную работу б)Работа в группах - разделимся на 4 группы : желтые кружочки -1 группа, зеленые кружочки- 2 группа , красные кружочки -3 группа, синие кружочки- 4 группа Все вы хорошо знаете игру «Пазлы» Слайд №13 .Из конверта возьмите пазлы. Задание: собрать сочетания звуков. (сн ; зн ; рц, сл) 6.Микроитог. Слышатся сочетания согласных {СН}, {ЗН},{СЛ}, {РЦ} в середине слова, между ними могут скрываться непроизносимые согласные. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Проверяемые безударные гласные в корне слова Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правило проверки безударных гласных и парных согласных 1.Какие звуки являются непроизносимыми согласными в корне слова? 2.Между какими буквами пишутся непроизносимые согласные? 3.Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? 1.В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся 2.Слышатся сочетания согласных {СН}, {ЗН},{СЛ}, {РЦ} в середине слова, между ними могут скрываться непроизносимые согласные -При письме в этих сочетаниях может появиться непроизносимый согласный и тогда они выглядят так: стн, здн, стл, рдц. V. Физминутка музыкальная. Слайд №14 Пришло время немного отдохнуть. Дети выполняют движения под музыку. VI.Работа над новым материалом. 1.Коллективное исследование, работа у доски. Слайд №15 -В каких же случаях сочетания согласных звуков{СН}, {ЗН},{СЛ}, {РЦ} должны быть обозначены двумя буквами, а в каких тремя? Проведем маленькое исследование. Непроизносимый согласный зазвучит(мы его услышим), если он есть в слове: - Как нужно поступать , чтобы выбрать правильное написание буквы в слове? (проверочное) т.е изменить слово так, все звуки слышались ясно. (карточки- фокусницы) Местный – Подберите однокоренные слова и послушайте: зазвучит или нет непроизносимый согласный – место. Поздний- опоздать изменить слово так, чтобы появился гласный (яркое пятно) Слайд №16 Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. Свистнуть – свист - непроизносимый согласный зазвучит в конце слова Радостный- радость Если в родственных словах непроизносимый согласный не зазвучал, значит, его нет в слове: Вкусный – вкус, вкусы Ужасный – ужас, ужасы Не чудесно , не прекрасно, а ужасно и опасно Букву Т писать напрасно! Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Корень слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Парные звонкие и глухие согласные в корне слова Правило проверки безударных гласных и парных согласных 1.Какие звуки являются непроизносимыми согласными в корне слова? 2.Между какими буквами пишутся непроизносимые согласные? 3.Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? В корнях некоторых слов звуки [B] [ Д ] [ Л ] [T] не произносятся, а буквы в, д, л, т пишутся: 2.Слышатся сочетания {СН}, {ЗН},{СЛ} в середине слова, между ними могут скрываться согласные д, т. 3.Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. Применение знаний на практике: Ребята, сейчас мы будем работать самостоятельно. Возьмите елочку, на карточке написаны слова с пропущенными буквами. Слайд №17 Но сначала еще раз повторим рифмовку правило.хором Прочитать, вставить букву в слове, соедините слово с той буквой, которую вы вставили . Найди «лишнее» слово. Не попадись в ловушку! Мес..ный л Сер…це д Здра…ствуй т Чудес…ный в Со…нце Взаимопроверка. -Какое слово оказалось «лишним»? Почему? Слайд №18 (на экране - чудесный) Проверочное слово? Ребята, а что может быть чудесным? Ребята, какой чудесный праздник скоро придет к нам с подарками, сказкой и волшебством? А знаете, откуда пришел этот праздник? Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. По мнению ученых, впервые Новый год начали праздновать в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры в конце марта . В течение 12 дней жители устраивали шествия, карнавалы, маскарады.. На Руси также начинали год или в марте или с 1 сентября. Слайд №19 Накануне 1700 года царь Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Петр повелел всем украсить свои дома и улицы сосновыми, еловыми ветвями. В 12 часов ночи палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Раньше люди верили, что, украшая елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но новогодняя елка, украшенная всевозможными игрушками и гирляндами, по-прежнему является символом новогоднего праздника. Слайд №20 Еще один символ Нового года – Дед Мороз. В русском фольклоре можно найти много разных сказок и легенд о Морозе – хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. Слайд №21. Он приносит детям подарки в новогоднюю ночь. А еще в новогоднюю ночь все друг друга поздравляют. Это вежливый поступок. Давайте и мы составим поздравление своим друзьям, используя слова с непроизносимыми согласными. Слайд №22 Игра «Вставь подходящие по смыслу слова» …………… дорогой друг! Поздравляю тебя с праздником! Пусть …. светит ярко. А ….. бьётся радостно. ….. Нового года! Твои друзья Здравствуй, Солнце, Сердце, Счастливого Слайд №23 9.Рефлексия Мои пожелания вам: Будьте как, солнце красивыми! Будьте прелестными, милыми! Между собою честными! Будьте всегда счастливыми! Назовите слова с непроизносимыми согласными Слайд №24 VIII. Итог урока. Вот и подошел к концу наш урок. Подведём итоги. а) Закончи предложения. Сегодня на уроке … я узнал… я учился… я открыл… Оцените свою работу на уроке: было интересно и вы активно работали, все поняли- зеленая ленточка; если непонятно, трудно , скучно, не участвовали в работе на уроке- желтая. Слайд №25 На память об уроке сделаю маленькие подарки – памятки. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка:"Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
14001 |
Конспект прислал: Galda50 21 февраля 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||