Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока с использованием технологии «Развитие критического мышления». Е.А. Пермяк. Сказка «Пастух и Скрипка» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока с использованием технологии «Развитие критического мышления». Е.А. Пермяк. Сказка «Пастух и Скрипка» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок с использованием технологии «Развитие критического мышления».
Тема: Е.А. Пермяк. Сказка «Пастух и Скрипка» Приём: «чтение с остановками», «прогноз» Цели: 1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка «Пастух и Скрипка». 2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий. 3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность. Оборудование: кроссворд, ребусы, рисунки, словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой, мультимедийная установка. Ход урока: На стадии вызова 1. Эпиграфом нашего урока будет афоризм У. Шекспира английского драматурга и поэта: Жизнь – это ткань из хороших и плохих ниток. -Как вы понимаете его? (Рассуждение учащихся) -Пока я не буду комментировать ваши рассуждения. Мы вернёмся к ним в конце урока. 2. Познакомимся с автором произведения. (выступление ученика на фоне слайдов) Е.А.Пермяк родился в 1902 году в г. Перми, в преддверье Урала. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. Большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: «Надёжный человек», «Тонкая струна», «Торопливый ножик», «На все цвета радуги», «Дедушкин характер». Запишите автора на первой пустой строке. 3. Работа в группах: Совместное обсуждение и разгадывание кроссворда. -Для того, чтобы предположить сюжет произведения, нам нужны опорные слова. Их вы узнаете, разгадав кроссворд. 1) Один из участников квартета из басни И.А.Крылова. (осёл) 2) Музыкальный фрагмент. Название инструмента, исполняющего главную партию. (скрипка) 3) Ребус «Ручеёк букв» Уберите буквы, обозначающие звонкие звуки. вгпзалсбтжунх (пастух) 4) Прозрачная солоноватая жидкость, омывающая поверхность глазного яблока. (слёзы) 5) Деревянный духовой инструмент, на котором играли пастухи. (дудка) 6) Отгадайте загадку: Зубастый зверёк Грызёт со свистом дубок. (пила) 4. Прогнозирование темы, жанра и сюжета. 1) – Предположите о чем это произведение? 2) – Предположите каков жанр этого произведения? 3) (работа в группах) Используя слова кроссворда ( ключевые слова), предположите сюжет произведения. 6. Презентация сюжетов. А как же было на самом деле? Интересно узнать? Словарь: Галоп – 1) бег лошади вскачь; 2) очень быстро (разг.; неодобр.) 3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме; Рапсодия – музыкальное произведение на тему народных песен; Дека – плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука; Гриф – длинная узкая сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука; Колок – стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. -Что может произойти дальше? ► Однажды в бродячем балагане Осёл увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе на Осла, неотразимое впечатление. Вскоре Осёл приобрёл у клоуна пилу, а Скрипку забросил на чердак. Теперь ей осталось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность. Нельзя без слёз и горькой обиды рассказывать о несчастной Скрипке. Оскорблённая и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далёкая причудливая игра Пастуха на самодельной дудочке. Подтвердились ваши предположения? Что произвело впечатление на осла? - Кому сочувствует автор? (подтверждение из текста) -Как автор называет игру Пастуха? Как вы понимаете это выражение? -Как могут развернуться события дальше? ► С каждым днём игра Пастуха становилась лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров. Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из её души, так исстрадавшейся по музыке. Всё это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвлённое желание звучать. Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак. -Что же произошло со Скрипкой? -Почему это случилось? -На что решился Пастух? Предположите, как произойдет встреча? ► Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома. -Как ты прекрасна! – сказал он Скрипке. - Если бы ты увидел меня днём …. – ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся. -Нет, нет, - твердил он, касаясь её грифа, своими тонкими и нежными пальцами. – На свете нет ран, которые не залечиваются. Скрипка, веря Пастуху, как – то сказала: - Как я хочу, чтобы ты взял меня отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение…. Нужно действовать умнее. - Что могла предложить Скрипка? ► Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму. Он так и сделал. Осёл был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху променять его дудку на визгливую пилу и пообещал прибавить к ней Скрипку. Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая её к своей груди, он внёс больную Скрипку в дом своей матери. Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укатав её в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов. Скрипичный доктор произвёл все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел её сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись её струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слёзы сказал ей: - Я недостоин владеть тобой. Ты так прекрасна. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне. - Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках. -Благодаря чему удался план «похищения»? Не обратили ли вы внимание, как напечатано слово Скрипка? Почему? Какой литературный приём использует автор? -Как отнеслись к Скрипке мать Пастуха и доктор? - Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения. - Зазвучит ли Скрипка в чужих руках? Почему? ► Так и случилось. Никто не мог извлечь из неё ни одного звука, всем она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато пастух, едва прикоснувшись к её струнам, заставлял умолкать окружающих. Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто – то узнал об этом, то едва ли обратил на это внимание. Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее – Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в неё благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки. И вы были правы. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Навсегда она осталась такой? Что вернуло Скрипку к жизни? Что удалось Скрипке в жизни? Прочитайте предложения, которые отражают главную мысль произведения. Чему учит нас автор? Испытания прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть – Настоящее. Стадия осмысления: - Вернёмся к нашим прогнозам. -Оставьте одну из тем ( о жизни людей ) и определите жанр произведения. (сказка) -Правильно ли вы поняли эпиграф урока? Может кто – то хочет дополнить? - Как бы вы назвали этот текст? На стадии размышления: Работа в группах. Под музыку пишут Синквейны «Скрипка», «Пастух», «Мастерство», «Доброта» Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока с использованием технологии «Развитие критического мышления». Е.А. Пермяк. Сказка «Пастух и Скрипка»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8919 |
Конспект прислал: valensa 12 мая 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||