Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока: "Пастух и Скрипка"Е. А. Пермяк, литературное чтение, 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока: "Пастух и Скрипка"Е. А. Пермяк, литературное чтение, 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Е.А. Пермяк. Сказка "Пастух и Скрипка", 3 класс
Приём: "чтение с остановками", "прогноз" Цель урока: 1. Познакомить учащихся со сказкой Е.А. Пермяка "Пастух и Скрипка". 2. Проанализировать ситуации на основе выбора нравственных категорий. 3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. Литература: Е.А. Пермяк "Надежный человек", Москва, "Дет. лит.", 1988г. Автор: И.Б. Соколова, гимназия 177, С-Пб Оборудование: кроссворд, ребусы, рисунки (пила, дудка, осёл, скрипка), словарь по теме урока, портрет автора, тексты со сказкой. Ход урока: На стадии вызова 1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда. кроссворд 2. Рассказ об авторе, выставка книг. Сказка литературная. Что это значит? (Сказку написал автор). Автор сказки Е.А. Пермяк. Родился он в 1902 году в предверье Урала, на реке Каме, в г. Перми. Там он прожил более 30 лет. Ещё в детстве познакомился с жизнью заводов, рудников, приисков Урала. Будущему писателю посчастливилось: он учился в школе, где было обязательным изучение одного из семи преподававшихся там ремёсел. Е. Пермяк изучил пять: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное, токарное. И большинство произведений писателя посвящено труду или связано с ним. Вот наиболее известные из них: "Надёжный человек" (рассказы и сказки), "Тонкая струна", "Торопливый ножик", "На все цвета радуги", повесть "Детство Маврика", "Дедушкин характер". 3. Задание группам: используя слова кроссворда (ключевые слова), сочинить свою сказку, предположив её сюжет. 4. Презентация сказок (по группам). А как же всё было на самом деле? Интересно узнать? Смысловая стадия. Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза. I часть текста:Она родилась в мастерской деревенского столяра, большого любителя музыки. Ее красота удивляла даже больших мастеров скрипичных инструментов. Говорят, что столяр вдунул в нее свою душу, и она от этого стала звучать, как живая. Всякий, проходивший мимо дома столяра, останавливался, когда она пела о солнце и небе, о лесе и говорливых ручейках, о золотистых полях и цветении садов родной чешской деревни. Слушая ее, умолкали певчие птицы. Только один из лучших соловьев округи отваживался иногда вторить ей своей песней. А досталась она Ослу, который притворился музыкантом. О ком или о чём Вы узнали из этой части? Почему? Как понимаете выражение: столяр вдунул в неё свою душу? Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему? Попробуйте предположить, что может произойти дальше. II часть текста:Это было ужасно. Играя на скрипке собачьи вальсы, конские галопы и ослиные рапсодии, он довел Скрипку до неузнаваемости. Ее тонкие и певучие струны стали походить на разлохмаченные шнурки. Дека оказалась в царапинах и пятнах. Гриф из черного превратился в серый. Ослабли расшатанные колки. Он уже играл на ней, как на балалайке, доламывая последнее. Оправдался ли Ваш прогноз? Кто хочет уточнить значения слов? Кто может объяснить их? Словарь: галоп - 1) бег лошади вскачь; 2) очень быстро (разг.; неодобр.); 3) скачкообразный, стремительный танец, музыка в таком ритме; рапсодия - музыкальное произведение на тему народных песен; дека - плоская сторона корпуса струнного музыкального инструмента, служащая для усиления звука; гриф - длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны; колок - стержень для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах. При вращении колка струна либо натягивается туже, либо ослабляется, вследствие чего звук становится выше или ниже. Что может произойти дальше? III часть текста:Однажды в бродячем балагане Осел увидел клоуна, игравшего смычком на пиле. То сгибая, то разгибая пилу, клоун добивался подобия мелодии, производившей на некоторых, в том числе и на Осла, неотразимое впечатление. Вскоре Осел приобрел у клоуна пилу, а скрипку забросил на чердак. Теперь ей оставалось только пылиться, слушать в долгие зимние ночи плачущий вой ветра в трубе, а в осенние дни сыреть, расклеиваться и приходить в окончательную негодность. Нельзя без слез и горькой обиды рассказывать о несчастной скрипке. Оскорбленная и униженная, она переживала каждый звук, доносившийся на чердак через слуховое окно. В ней находили отзвук песня жаворонка, тонкий свист синицы и далекая причудливая игра Пастуха на самодельной дудке. Предположение подтвердилось? Словарь: балаган - это временная лёгкая деревянная постройка для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ. Что можете сказать сейчас о существовании Скрипки? А посему я не спрашиваю - о жизни? Кому сочувствует автор? Что позволяет нам так думать? Что произвело впечатление на Осла? Какое? Как автор называет игру Пастуха? Почему? Как могут развернуться события дальше? IV часть текста:С каждым днем игра Пастуха становилась все лучше и выразительнее, хотя в его дудке было всего лишь два или три лада и ей недоставало высоких и чистых звуков. Их особенно недоставало в утренней песне пробуждения, когда Пастух, проходя по селу, приглашал людей проснуться и выгонять своих коров. Однажды Скрипка помимо своей воли дополнила мелодию песни пробуждения высокими и чистыми звуками. Они вырвались сами собой из ее души, так исстрадавшейся по музыке. Все это произошло до восхода солнца. И никто, кроме Пастуха, не слышал, как пастуший рожок разбудил в Скрипке умертвленное желание звучать, Теперь он каждое утро переговаривался песней с незнакомой Скрипкой, очаровавшей его слух до такой степени, что однажды ночью он прокрался на чердак. Что же произошло со Скрипкой? Почему это случилось? Как? На что решился Пастух? Словарь: лад - сочетание звуков и созвучий. Можете ли Вы предположить, как произойдёт встреча? V часть текста (диалог - по ролям):Это была встреча в темноте. Встреча у дымоходной трубы дома. - Как ты прекрасна! - сказал он Скрипке. - Если бы ты увидел меня днем... - ответила Скрипка, - ты бы ужаснулся. - Нет, нет, - твердил он, касаясь ее грифа своими тонкими и нежными пальцами, на свете нет ран, которые не залечииваются. Скрипка, веря Пастуху, как-то сказала: - как я хочу, чтобы ты меня взял отсюда. Но это невозможно. Тебя накажут за похищение... нужно действовать умнее. Что могла предложить Скрипка? VI часть текста:Женская хитрость была присуща и Скрипке. Она посоветовала Пастуху сыграть на дудке перед окнами Осла душераздирающий вой волка, попавшего в охотничью яму. Он так и сделал. Осел был в неописуемом восторге и тут же предложил Пастуху обменять его дудку на визгливую пилу и пообещал добавить к ней скрипку. Состоялся обмен. Пастух, забыв о пиле, бережно снял с чердака несчастную. Прижимая ее к своей груди, он внес больную Скрипку в дом своей матери. Мать бережно освободила Скрипку от пыли и паутины, а затем, укутав ее в мягкое, велела сыну отправиться в город к лучшему из скрипичных докторов. Скрипичный доктор произвел все необходимые операции и процедуры. Он укрепил колки, подклеил деку, заменил струны, отполировал Скрипку до зеркального блеска. И когда Пастух увидел ее сверкающей и нарядной, когда он, нежно коснувшись ее струн, услышал звуки, от которых сладко кружится голова и замирает сердце, он сквозь слезы сказал ей: -Я не достоин владеть тобой. Ты так прекрана. Ты должна звучать в больших городах, а не в нашей маленькой деревне. - Нет, - возразила Скрипка, - если я буду снова способна звучать, как раньше, то только в твоих руках. Благодаря чему удался план "похищения"? Не обратили ли Вы внимания, как напечатано слово Скрипка? Почему? Нет ли в этой части слов, которые бы подтвердили Ваши мысли? Что можете сказать об отношении к Скрипке и матери, и Пастуха, и доктора? Какого доктора? Прочтите, какие чувства испытал Пастух, когда увидел Скрипку после лечения. Чтение диалога по ролям. Почему все так случилось? Как думаете? А может что-то измениться? Зазвучит ли Скрипка вновь? VII часть текста:Так и случилось. Никто не мог извлечь из нее ни одного звука, всем она отвечала молчанием. Скрипка перестала быть доверчивой и наивной. Зато Пастух, едва прикоснувшись к ее струнам, заставлял умолкать окружающих. Это были песни первой радости скрипача и Скрипки, нашедших друг друга в большом мире. I Пастуха и Скрипку вскоре узнали по всей стране. Их слушали, затаив дыхание. И никому не приходило в голову, что Скрипка была некогда брошена Ослом на чердак, где она долго находилась в оскорбительном забвении. Да если бы кто-то узнал об этом, то едва ли бы обратил на это внимание. Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее. - Настоящее. А оно было именно таким у Скрипки, сохранившей в труднейших испытаниях жизни чистоту человеческой души, которую вдохнул в нее благородный деревенский столяр, знаток и ценитель Высокой Музыки. И Вы были правы. Она перестала быть доверчивой и наивной. Почему? Навсегда? Что же произошло? Что вернуло Скрипку к жизни? А какое это Настоящее? Что удалось Скрипке в жизни? А были ли у Вас такие горькие моменты в жизни? Они прошли, а впереди целая жизнь, которая и есть - Настоящее. На стадии размышления учащиеся работают в парах. Под музыку учащиеся пишут Синквейны (пятистишия). Темы даются на выбор и по желанию: "Скрипка", "Родство душ", "Мастерство", "Доброта", "Чистота человеческой души". Чтение Синквейнов. Авторские права: http://kmspb.narod.ru/posobie/pastuh.htm Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока: "Пастух и Скрипка"Е. А. Пермяк, литературное чтение, 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10066 |
Конспект прислал: admin 12 мая 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||