Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 3 класс » Конспект урока литературного чтения:"Работа над образами в сказке-поэме А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения:"Работа над образами в сказке-поэме А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок по литературному чтению.
Тема: Работа над образами в сказке-поэме А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» Цели: 1)Продолжить знакомство со сказкой; учить наблюдать за словом, его подтекстом, красотой, многозначностью; за развитием сюжета; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать ее с помощью текста. 2)Развивать художественную, образную, разговорную речь, навыки выразительного чтения, логическое и образное мышление, воображение, память, творческие способности, обогащать словарный запас. 3)Воспитывать культуру чтения, общения друг с другом и с учителем. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, карточки с характеристиками героев, картина Врубеля «Царевна-Лебедь», занимательный материал. Литература: С.В.Кутявина «Методическое пособие по литературному чтению», А.С.Пушкин «Стихи и сказки». Этапы I II III IV V Содержание Организационный момент Cообщение темы и целей урока Сегодня мы с вами продолжим говорить об одной очень интересной сказки одного замечательного поэта, писателя и сказочника. А чтобы узнать, кто же этот таинственный человек, мы должны приоткрыть завесу тайны, разгадав ребус. Изучение нового материала Пудра + + Кино - А что вы помните из биографии поэта-сказочника? Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о поэте. А.С.Пушкин родился 6 июня(26 мая) в 1799 году в Москве. Учился в Царско-сельском лицее в Петербурге. Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом в России. Семья Пушкина была бедной, несмотря на то, что происходила из старого рода. А.С.Пушкин написал много стихотворений, сказок, поэм. Жаль, что жизнь его была не долгой: он умер в 1837 году в возрасте 38 лет. - А какие стихи А.С.Пушкина вам знакомы? («Зимний вечер», «Зимнее утро», «Осень», «Опрятней модного паркета»). А.С.Пушкин не только поэт, но и сказочник. - А какие сказки он написал? Какие вы знаете? Какие вы читали? («О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О попе и его работнике Балде», «О золотом петушке», «О царе Салтане», «О медведихе»). Обратите внимание на портрет А.С.Пушкина. - Посмотрите на черты лица. О чем они нам могут поведать? (открытое, умное лицо, внимательный взгляд говорят о его добродушии, таланте, искренности). - Обратите внимание на одежду, в которую он одет. Что вы можете сказать о его судьбе? А теперь давайте прогоним сумрак неведения и узнаем, о какой же сказке мы будем говорить. Вопросы: 1.Кем были ткачиха и повариха жене царя Салтана? 2.Как зовут бабушку князя Гвидона? 3.Кто в сказке щелкал золотые орешки? 4.Их в сказке 33. 5.В кого превратился князь Гвидон во второй раз? 6.Дядька всех богатырей. -Так о какой сказке мы с вами будем говорить? -А что вообще такое «сказка»? Как вы это понимаете? (Сказка-вымышленный рассказ, небывалая, несбыточная повесть, сказание). -А кто из вас помнит, о чем же идет речь в сказке? (о борьбе добра со злом, о зависти, о мести, о любви). - А кто может сказать, какой же сюжет взят в основу этой сказки? («Царевич нехитер-немудер», «Чудесные дети»). -Какие герои живут в ней? -Хороший ли у сказки конец? Почему? (Хороший-добро победило зло). -Какой вывод можно сделать, прочитав сказку? (добро победило зло, на несчастье своего счастья не построишь, на зло надо отвечать добром, надо не завидовать черной завистью, а учиться радоваться за других, нужно уметь прощать и любить близких). А сейчас, в оставшейся части урока мы поработаем с вами над героями, нарисуем их словесные портреты. Давайте поговорим о царе Салтане. 1)Прочитайте текст со слов «Три девицы...» до слов «А другая повариха...». -Как вы думаете, что делал царь во время разговора 3 девиц? - Как вы считаете, какие черты характера царя Салтана прослеживаются в строчках: «И в светлицу входит царь Стороны той государь»? -Как царь выбирал себе жену? -Каков же царь? 2)Прочитайте текст со слов «Родила царица в ночь...» -Как вам кажется, почему же царь разгневан? -Как вы понимаете значение слова «чудесить»? -Как вы думаете, почему Салтан оказался жертвой злых козней? 3)Давайте прочитаем момент, когда корабельщики приехали к Салтану впервые. -Каким вам представился царь Салтан на троне? -Как вы считаете, почему царь грустит? А сейчас зачитайте момент, когда царь собрался в гости к Гвидону. -Как вы думаете,с каким чувством царь ответил ткачихе, поварихе и бабарихе? -Как это может его характеризовать? Зачитайте момент, когда Салтан вновь встречается с женой и сыном. Как вы считаете, какие чувства в данный момент испытывает царь? Так каким же вы увидели царя Салтана? (добродушный, доверчивый, преданный, верный, вспыльчивый, отходчивый, эмоциональный, сентиментальный, ответственный). А кто же это такой князь Гвидон? Он весь окутан тайной... Давайте эту тайну и раскроем... 1)Прочитайте, как мать с сыном плыли в бочке по морю -Как нужно читать эти строки? (с интонацией тревоги-идет переживание за героев). -Каково героям в этом путешествии? (царица плачет, а «сын растет не по дням, а по часам»). -Как вы понимаете эти слова? -А что вы можете сказать о том, как мать и сын вышли из бочки? Как это может характеризовать Гвидона? 2)Прочитайте момент, когда сын с матерью на воле. Обратите внимание на тот момент, когда сын собирается найти еду для ужина. -Сможет ли простой человек так просто сломить сук у дуба? Что можно сказать о Гвидоне? -Что сделал Гвидон по отношению к Лебеди? Каким можно его назвать? 3)Зачитайте момент, когда Гвидон впервые превратился в насекомое. -Кем он стал после превращения? -Как вы считаете, а почему именно комаром? Что его заставило в него превратиться, как вы считаете? -Как вы думаете, о каком чувстве можно судить? -Как наказал свою тетку Гвидон? -Как на ваш взгляд, почему Гвидону захотелось завести белочку? -Как вы думаете, почему Гвидон и во второй, и в третий раз полетел на корабль насекомым? Так каким же вам представился князь Гвидон? (сильный, решительный, настойчивый, целеустремленный, добрый, находчивый, сообразительный, верный, ответственный). Сравните царя Салтана и князя Гвидона. В чем их сходство? В чем отличие? Сейчас мы с вами говорили о мужчинах. В сказке у нас есть и девушка-царевна-Лебедь. Давайте нарисуем и ее словесный портрет, но прежде, как вы думаете, кто стал ее прототипом? (Жена Наталья Гончарова). Сейчас я разделю вас на 6 М.Г. Каждая М.Г. получит по вопросу. На обсуждение ответа вам 5 минут, после чего вы выдвигаете одного человека для полного ответа на ваш вопрос. 1 М.Г. -Как вы считаете, почему А.С.Пушкин воплощает свою мечту о женской красот в царевне-Лебеди? Что может символизировать этот образ? (чистоту, верность, преданность, идеал, образец, невинность женской красоты). 2 М.Г. -Зачитайте момент, когда царь Гвидон спасает Лебедь от смерти (беды). Чем Лебедь ему отплатила? Как ее можно охарактеризовать? 3 М.Г. -Как вы думаете, кем же является царевна-Лебедь в сказке, судя по ее делам? (могучей, доброй волшебницей, идеальной девушкой). 4,5,6 М.Г. выполняют аналогичные задания(1,2,3 М.Г.) А вы знаете, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебеди, но копируя ее со своей жены? Так какова же царевна-Лебедь? (умная, красивая, идеальная, чистая, верная, преданная, образцовая, неповторимая, мудрая). Какой вывод мы с вами можем сделать, прочитав сказку? (только добро, красота может победить зло; как важно уметь прощать и не запутаться в том зле, которое находится вокруг тебя;....). Дача домашнего задания Итог урока -Кто, на ваш взгляд, сильнее: царь Салтан или князь Гвидон? докажите свою точку зрения с помощью словесных портретов. -С кем можно сравнить царевну-Лебедь? С каким сказочным героем? Почему? -Есть ли у вас любимые герои этой сказки? Почему вам понравились именно они? Примечание Опрос учащихся На доску: (1799-1837)гг. Портрет на доску Занимат. материал Акцентное вычитыв. текста На доске: карточки- характерис- тики Портрет Гончаровой Интерактив. методы обучения Авторские права: Анна Сергеевна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения:"Работа над образами в сказке-поэме А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5740 |
Конспект прислал: Анютуза 16 декабря 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||