");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 3 класс » Конспект по интегрированному курсу Художественная культура Красноярского края:"Жилище народов Севера Красноярского края" 3 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект по интегрированному курсу Художественная культура Красноярского края:"Жилище народов Севера Красноярского края" 3 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Класс: 3
Тема: жилище народов Севера Красноярского края
Цель: проектирование и создание макета жилища народов Севера Красноярского края
Задачи: - способствовать формированию представлений о жилище народов Севера; учить изготавливать макет жилища народов Севера Красноярского края;
- развивать интерес к народам Севера Красноярского края; мелкую моторику рук;
- формировать любовь к своему краю, чувство гордости за него, патриотизма; воспитывать уважение к истории художественной культуры и народов, проживающих на территории Красноярского края.
Оборудование: проектор
Материалы и инструменты: пластилин, цветная бумага, цветной картон, тесьма, различные ленты, фломастеры, палочки для каркаса, ножницы, клеенка, шаблон крыши чума.

Ход урока:
I Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.

II Введение в тему
- Ребята, сегодня к нам на урок пришла в гости девочка Калчанай из Таймыра. Она хочет немного вам рассказать о своем народе долганах и для начала предлагает вам послушать одну легенду. (слайд2)
- О чем легенда?
- Ребята что вы можете сказать о поведении собаки Айи в данной ситуации? А что можете сказать о поступке дедушки?
- Как сокол помог найти собаку?
- Ребята, а как вы понимаете слова «в северном небе с тех пор часто загорается кругами костер»? Может кто-то догадался что это за «костер» в небе? О каком явлении природы идет речь?
- Верно, это северное сияние. (слайд 3)
- Посмотрите, какой яркий, красивый и добрый мир открывается перед нами.
- Кто-нибудь из вас наблюдал северное сияние?
- А где мы его можем видеть?

III. Изучение нового материала.
- Природа может быть и суровой, но именно она научила Долганов ценить и хранить тепло. Как?
- Правильно, в холодных условиях людям необходимо теплое жилище. У Долганов оно называется чумом. (слайд 4). Чум – это русское название жилища долганов, более точно оно называется ярангой. На что он похож? (шалаш)
- А как вы думаете, из каких материалов его изготавливают?
- Это удивительное сооружение, внешний вид и строение которого подсказала людям сама природа.
- Как вы думаете чум это современное жилище?
- По преданиям многих северных народов чум и человек появились почти одновременно. И это не далеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить в любом месте из перекрещенных жердей, покрытых ветками, корой или специально припасенными шкурами. (слайд5)
- Посмотрите, какую форму имеет чум? Такая форма называется конической. (слайд 6). Которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла.(слайд 7) После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
- Давайте посмотрим, как же устроен чум.(слайд 8)
Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже веревочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум
ставится за 30 – 40 минут. К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер.
- Как вы думаете, что долганы используют для покрытия чума?(слайд 9)
Для покрытия чума долганы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.
- Оказывается, что место для установления чума выбирают мужчины, а устанавливают чум женщины. Место внутри чума четко распределено. Есть женская и мужская половина. (слайд 10) Место противоположное от входа в чум называется «синя». Там находится мужская половина, где хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. В центре чума место для очага. Справа и слева от него располагается постель, это одеяла и подушки, уложенные на шкуры вдоль стены чума. В комплект каждого чума входит полог, сшитый из легкой ткани, он служит на время сна. Женская половина расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.

IV. Физ. минутка.

V. Практическая работа.
- А сейчас Калчанай предлагает вам изготовить макет жилища ее народа.
1) Анализ образца.(сопровождается слайдовым показом)
- Посмотрите и скажите, что нам понадобится для изготовления чума.(слайд 11)
- Для того чтобы сделать основу чума, скатай шарик из пластилина и расплющь его в лепешку, диаметром 10-15см.(слайд 12)
- С помощью палочек высотой 10см, установи каркас чума.(слайд 13)
- Вырежи из цветной бумаги по шаблону крышу(шаблон получили все), укрась крышу различным материалом или фломастерами.(слайд 14)
- Накрой каркас чума.(слайд 15)
2) Техника безопасности.
3) Создание макета чума учащимися.

VI. Анализ детских работ.
Выставление оценок. Выставка изготовленных макетов. Уборка рабочих мест.

VII. Итог.
- Чему учились?
- Что нового узнали?


Авторские права: Токарева Т.В.


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект по интегрированному курсу Художественная культура Красноярского края:"Жилище народов Севера Красноярского края" 3 класс:
  • 51
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Жилище народов Севера Крас ...
  • Пусть всегда будет главным уроком- урок Доброты !
  • тематическое планирование" ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" 4 класс
  • Жилища разных народов Проверочная работа по чтению 4 класс
  • Конспект урока окружающего мира «Человек – строитель жилища».3 класс
  • Конспект урока окружающего мира, 4 класс: "Эпидемии века. И их профилактик ...
  • Литературное чтение, 1 класс. В. Сутеев "Под грибом""
  • Рабочая программа по Литературе Красноярского края
  • Конспект урока окружащего мира по теме: "Животные севера Красноярского кра ...
  • Литературное наследие Сибири, «Селькупы. Селькупская сказка: «Как собака с ...


  • 3541
    Конспект прислал: oven-ta 18 мая 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата