Видео смотреть бесплатно

Смотреть русское с разговорами видео

Официальный сайт jhealth 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты занятий по внеклассному чтению » Литературное наследие Сибири, «Селькупы. Селькупская сказка: «Как собака себе товарища (хозяина) искала».


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Литературное наследие Сибири, «Селькупы. Селькупская сказка: «Как собака себе товарища (хозяина) искала».


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ЗАТО Северск
Тема урока: «Селькупы. Селькупская сказка: «Как собака себе товарища (хозяина) искала».


Цели:
1. Продолжить знакомство с коренными народами Сибири – селькупами.
2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения.
3. Учить определять жанр устного народного творчества.
4. Прививать любовь к чтению, к сказкам народов Сибири.
5. Расширять кругозор детей, обогащать активный словарь обучающихся, развивать творческие способности детей.

Оборудование: слайдовая презентация, хрестоматия, кроссворд, карты, иллюстрации, маски для инсценирования.

Приемы и методы: обращение к личному опыту детей, чтение с остановками, прогнозирование развития событий, выразительное чтение.

ПЛАН УРОКА.

I.Организационный момент: ( Общая готовность к уроку, концентрация внимания, общий план действий)

II. Работа для чтения:
1. Проверка домашнего задания. Обмен впечатлениями.
- Что такое легенда?
- Какие легенды запомнили? Какой исторический факт имеет место в легендах?
* «Дух тайги» - тайга, пришел человек.
* «О перстне» - ямщику подарили дорогое кольцо, лошадь на гербе- извоз.
* «О Томе» - Р. Томь берет свое начало в горах Алтая.
* «О богатыре Васюгане и его железном коне» - на озере находится железо.
* «О пастухе Ушае» - м.б. восстание против князя Тояна.
* «О Белом озере» - когда-то вода была целебной.
* «Об Афанасии» - пожарный, который спас Томск от пожара.

2. Актуализация знаний, введение в тему урока.
-Сегодня мы продолжим изучение творчества народов Сибири. А вот о творчестве какого народа мы будем говорить на уроке вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.


















1 4 8

3
2
6
5 7







1. Имя пожарного, который, по легенде, спас Томск от пожара.
2. Коренная народность Сибири, самые умелые охотники.
3. Обрядовый ритуал «оживления бубна».
4. В переводе с татарского «шивэр» - заболоченная чаща.
5. «Дух тайги», сибирская сосна.
6. Переносное жилище у народов Сибири конической формы.
7. Первые забавы для маленького ребёнка, которые сопровождались играми с ручками и ножками.
8. В Сибири так называли людей, которые обладали тайными силами и знаниями, были искусными лекарями и музыкантами.


• постановка целей урока.

3.Слайдовая презентация.

4. Постановка проблемного вопроса.
-Почему говорят «собака – лучший друг человека?».
-Кто такие собаки? Как они стали жить с человеком? Где жили раньше?
(Собаки – потомки волка. Первые животные, прирученные человеком более 10 000 лет назад, когда еще по земле бродили мохнатые мамонты (ледниковые период).
-Почему же собака наш самый верный друг?
(защищают хозяина от врагов, служат на границе, работают спасателями, поводырями, т. к. самые развитые чувства – обоняние и слух).
Собака нередко жертвует своей жизнью, защищая своего хозяина, которому верна. Она понимает когда её ругают или хвалят.


III. Работа с текстом. Знакомство с произведениями.

1. –Откройте стр. 43. прочитайте его название. По произведению попробуйте догадаться, о чем пойдет речь?
- Чтение – стоп. (чтение хорошо читающими детьми)
* Где жила собака?
* Почему она не хотела жить одна?
* Зачем ей нужен хозяин? (так создала природа, нужен его защитник – будет служить)
* Почему собака начала лаять? (так защищает от врагов, отпугивает их)
* Почему ушла собака от зайца? (заяц боязливый)
* Согласится жить волк? Почему?
* Что значит «сердце в пятки ушло» (сильно испугался)
* Как понимаете «бранить»? (ругать)
* Почему же собака и от волка, и от медведя ушла? (не нашла в них защитников, посчитала боязливыми)
* Кого теперь будет искать собака? Почему?
* Как вы думаете, собака будет лаять, находясь с человеком ночью? Почему?
* Почему собака затихла?
* Почему осталась жить с человеком? (почувствовала себя защищенной, стала верно служить своему хозяину).

2.Определение жанра.
- Как вы думаете, к какому жанру устного народного творчества относится это произведение?
- Докажите что это сказка?
- В данном произведении нет зачина, концовки, нет борьбы добра со злом. Может быть это все-таки рассказ?
- Это сказка. Мы знакомы со сказками народов Сибири. Их сказки чаще всего объясняют особенности внешнего вида и повадки животных.

3. Повторное чтение.
- Где произошла встреча с главным героем?
- Кто герои сказки? Что можно о них сказать? (добрые, но боязливые)
- Какими качествами должен обладать хозяин собаки? Чему учит сказка? (собака друг человека, будет верно ему служить при хорошем отношении).

4. Выразительное чтение по ролям.
Инсценирование (маски - собака).

IV. Подведение итогов.
- Вернемся к названию сказки. Хотелось бы вам что-либо уточнить или изменить в названии?
( . . . хозяина нашла) Почему собака – друг?
-Мы говорили в начале урока, что собака – первое животное, которое (приручил) одомашнил человек более 10 000 лет назад. С тех пор выведено около200 пород собак. В некоторых случаях породы выводились человеком для конкретных нужд, в других – они формировались сами, приспосабливаясь к климату (служебные, охотничьи, пастушьи, декоративные и т. д.). из энциклопедии!!! С. 60 – охотничьи собаки.
- Чему учит сказка?
- Есть ли у вас ? Как вы к ним относитесь?

V. Творческое домашнее задание.
- Иллюстрация к сказке,
- Письменный ответ «Собака – друг человека». Почему?

Приложение.
Ответы на кроссворд.
А С Ш
Ф И А
А К Б М
Н Э А И А
А В М Р Ч Н
С Е Л Ь К У П Ы
И Н А Е М О
Й К Н Д Т
И И Р Е
Е Ш
К
И


1. Имя пожарного, который, по легенде, спас Томск от пожара.
2. Коренная народность Сибири, самые умелые охотники.
3. Обрядовый ритуал «оживления бубна».
4. В переводе с татарского «шивэр» - заболоченная чаща.
5. «Дух тайги», сибирская сосна.
6. Переносное жилище у народов Сибири конической формы.
7. Первые забавы для маленького ребёнка, которые сопровождались играми с ручками и ножками.
8. В Сибири так называли людей, которые обладали тайными силами и знаниями, были искусными лекарями и музыкантами.

Селькупы
(материал к презентации)
Селькупы – небольшой народ Западной Сибири. Сегодня их насчитывается по данным переписи населения России 2002 года около 4 тысяч человек.
Самоназвание селькупов - солькуп или толькуп ("таежный человек"). Раньше русские называли их остяками или остяко-самоедами.
Живут в Тюменской области, в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашево Томской области , небольшая группа в Красноярском крае. Говорят на селькупском языке. Распространён также русский язык.

Национальный костюм

Одежда мужчины состояла из рубахи и штанов. Штаны делались из ровдуги.

Характерной зимней одеждой северных селькупов была парка (паргы), открытая спереди шуба из оленьих шкур, сшитых мехом наружу.

В сильные морозы поверх парки надевался сакуй (глухая одежда из оленьих шкур, мехом наружу, с пришитым капюшоном). Парку носили и мужчины и женщины. Женщины носили платье.

Зимняя обувь северных селькупов - пимы (пемы), головки которых шили из камусов, а голяшки из сукна. Вместо чулка служила расчёсанная трава (осока), которой оборачивали ступню. Траву эту собирали пучками, сушили, разминали руками и расчёсывали гребнем.

Шапку укы в виде капора делали из "пешки" (шкурки новорождённого телёнка), песцовых и беличьих лапок, из шкурок с шеи гагары. Повсеместно распространённым головным убором у мужчин и женщин был платок, которой носили в виде косынки. Летом мужчины носили платок, повязав под подбородком или свернув жгутом, либо обвязывали вокруг головы.

Одежда была очень бедна орнаментом. На ней не имелось ни меховых вышивок, ни бисерных украшений. У мужчин единственным украшением в одежде был пояс, который делали из кожи и украшали металлическими бляхами. К нему подвешивался на цепочке нож в ножнах, украшенных орнаментом.


Кухня
До XX века селькупы питались в основном рыбой. Рыбу солили, приготовляли из неё "порсу" (муку из сушёной рыбы) и юколу. Главная заготовка рыбы происходила летом. Из желчных пузырей и печени рыб вытапливалась желчь, которая шла на обработку замши. Из осетровых пузырей варили клей для склеивания луков и подбивки лыж.

До XIX века рыбу не солили, а квасили в ямах с ягодами: укладывали рядами рыбу, затем пласт ягод (клюквы, брусники, морошки) и засыпали землёй.
Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в 19 веке в пищевой рацион селькупов вошли покупные продукты - мука, сахар, чай, крупы, сливочное масло.


Поселения и жилища
Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки - карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В XIX веке селькупские селения - юрты - также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) селькупов - землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал - очаг с трубой.
Селькупские селения располагались обычно на высоких берегах рек, при устьях притоков, проток, стариц и были невелики: от 2 до 10 землянок, домов, юрт. Жилые постройки ставились без плана, разбросанно. Селькупские селения в Нарыме напоминали хантыйские селения наличием "хозяйственных амбариков" на сваях, предназначенных для хранения одежды, домашней утвари и продуктов.
Селькупы-оленеводы использовали в качестве зимнего жилища чум, крытый оленьими шкурами.
Летним жилищем северных cелькупов служил тот же чум с покрытием из брезента или тиски, вываренных и сшитых между собою кусков бересты.
Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа.
Занятия и промыслы
Охота - основное исконное занятие селькупов. Основное орудие охоты со второй половины XIX века - ружьё (по-селькупски "пушкат" - от русского "пушка».
Другими орудиями добычи были лук, пасть, кляпцы, черкан, силок, плашка, капкан. Лук был распространён у селькупов повсеместно. Пользовались им для охоты на птицу (гусей, уток) и на белку. Селькупский сложный лук славился своими качествами у соседних групп (хантов, манси, эвенков) и выменивался ими у селькупов
Ранее особенно был распространён самострел (поставушный лук). Ставили его на мелкого, а также крупного зверя: медведя, росомаху, лисицу. На куропаток ставили в основном силки или "пленницы" из конского волоса. Этим видом охоты в качестве соревнования занимались в основном дети с раннего возраста.

Белка являлась основным объектом охоты селькупов. В XIX веке связка из десяти беличьих шкурок сарум была основной меновой единицей. Все названия числительных в селькупском языке имеют слово "связка".

Практиковалось также домашнее выращивание щенков песца или лисицы, которые отлавливались весной в половодье и забивались по осени.

В старину, по рассказам, специально для охоты на медведей приручались медвежата. Такие домашние медведи бросались на охоте на диких, и охотник легко добивал жертву.

Активно приручались дикие гусята и утята. Даже будучи выпущенными на волю, они неизбежно возвращались домой. Иногда воспитывали кедровку и кукушку - обе они очень хорошо приручаются.
Выращивали также орлов для получения перьев для стрел.

Вторым по значению в хозяйстве являлся рыбный промысел.

Оленеводство было известно только северным селькупам, у которых оно имело транспортное значение. ). Выпасались олени без пастухов. Чтобы олени далеко не расходились в лесу, к их шеям привязывали колокольчики, а на переднею ногу одевали доску с отверстиями - "башмак". Собак при пастьбе оленей селькупы, в отличии от ненцев, не применяют.

У селькупов ездовыми животными были олени и собаки.

У всех групп селькупов развиты домашние ремёсла: деревообработка, резьба по дереву, бересте, кости.
Средства передвижения. Основным средством передвижения в тайге зимой являлись лыжи из ели и кедра, подбитые снизу оленьим камусом или шкурой выдры. Вместо палок при ходьбе на лыжах селькупы использовали деревянный посох.
Селькупы-оленеводы запрягали оленей в нарты. Для езды по тайге к передку нарты привязывали дугу - "баран", чтобы выступающие вперед полозья не цеплялись за деревья.
Самым мобильным средством передвижения летом на реке являлись – лодки-долбленки.

Песни и танцы


У селькупов старинным музыкальным инструментом был семиструнный "лебедь". Широко был распространён варган, костяная пластинка с вибрирующим язычком. Варган также служил женским шаманским инструментом и заменял шаманке бубен.

У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.

Праздники и обряды


Селькупы, считаясь официально крещёнными, продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды.

Верили в духа -"хозяина" леса (мачиль лоз), духа -"хозяин" воды (уткыль лоз) и т.п. Чтобы обеспечить успех в промысле, "хозяину" леса и "хозяину" воды приносились жертвы.

Одним из своеобразных обрядов в шаманстве селькупов, была церемония "оживления" бубна и других предметов шаманского облачения. В селькупских представлениях бубен являлся оленем, на котором шаман путешествовал на небо или в подземный мир. Церемония "оживления" бубна приурочивалась к весеннему прилёту птиц и продолжалась десять дней. Центральным местом церемонии считалось путешествие на юг, в страну "где светят семь солнц, где камень до неба достаёт". Это представление, видимо, отражает конкретный момент, связанный с историей селькупов: почитание предков, живших в высокогорной стране, на юге (на Саянах).

У селькупов шаманский дар обязательно передавался по наследству. Обычно один из сыновей наследовал этот дар от отца, матери или деда


Мифы и предания


Традиционное поэтическое творчество селькупов представлено преданиями , сказками, загадками и шутками-поговорками. В традиционном фольклоре занимает большое место повествование о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злыми духами (хозяевами стихий). Несмотря на всё своё коварство в борьбе с человеком злые духи всегда оказываются побежденными.


Железо считается у селькупов воплощением силы. Поэтому из него делают не только оружие и инструменты, но и обереги. Грудному ребенку в люльку непременно кладут железный предмет, чтобы уберечь его от злых духов. Железный топор кладут на ночь на пороге дома, землянки или чума, чтобы нечистая сила не пробралась ночью в жилище.

СЕЛЬКУПЫ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ПАРАБЕЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ
В селе находится этнический центр селькупской культуры. Можно посетить экскурсию, которая включает посещение экспозиции, посвященной коренным жителям Парабельского края, рассказ об обычаях и образе жизни селькупов, посещение культового места у р. Вяловка (Зеленая зона), выезд в деревню Мумышево с участием в настоящей рыбалке и пикник с ухой на природе.
Ежегодно в июне в с. Парабель проходит селькупский праздник "Этюды Севера" с театрализованными представлениями, песнями на селькупском и хантыйском языках, традиционными танцами и национальными состязаниями.





Пожалуйста, оцените конспект - Литературное наследие Сибири, «Селькупы. Селькупская сказка: «Как собака себе товарища (хозяина) искала».:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: kukunia75 16 августа 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн