");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 3 класс » конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Русская трапеза"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Русская трапеза"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

МОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка»


Урок в 3 классе.



2011г Мокиенко Е.А.
Разработка урока «Русская трапеза»
(с использованием методического приёма «Инсерт», метода сотрудничества (работа в группах), исследовательской работы)
Автор урока :
Мокиенко Елена Александровна
Место работы, должность:
МОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка»,учитель начальных классов
Регион:
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования:
начальное общее образование
Учитель (преподаватель)
Класс: 3
Предмет:
Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века»
учебник, слайд-презентация
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
19
Используемое оборудование:
1. Компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).
2. Толковые словари Ожегова, Ушакова.
3. Учебник.
4. Слайд – презентация.
5. Раздаточный материал: конверты с индивидуальными заданиями.
6. Карточки с текстами «Традиции русской трапезы» (для приёма «Инсерт»)
Используемые учебники и учебные пособия:
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь №2, карточки в конвертах с названиями блюд русской кухни, сердечки 3 цветов, схема «Русская трапеза» (2 варианта сложности) Список использованной литературы:
1. «Глобус». Областная общественно – политическая газета.№6(10) 17 февраля 2011г «По законам математической гармонии» О. И. Кочемазова
2. Учебник «Окружающий мир» 3 класс. Часть 2.(Издание 2,переработанное), Москва «Вентана – Граф»2009,Н.Ф.Виноградова
3. Окружающий мир.3 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой автор – составитель О.А.Исакова - Волгоград.2006
4. Домашнее меню современной хозяйки. Кулинарный ежедневник. Автор сост.М.Н. Пьяница - М. Эксмо,2008.
5. Исследование традиций русского гостеприимства
Автор статьи - А.Самолюк, студент II курса кафедры "Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе" МФПА
6. Технология личностно – ориентированного образования как фактор успешного обучения в начальной школе . И.В.Белявская(ж. «Начальная школа плюс до и после»№ 1,2009)
План – конспект урока окружающего мира в 3 классе.
Цель урока: ознакомление с блюдами славян, особенностями национальной кухни, изучение истории и традиций русского народа.
Задачи:
1.Образовательная: расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной и научно — популярной литературой.
2Развивающая: развивать умения работать со схемами и моделями, развивать память, речь детей, расширять активный словарный запас, речь, умение работать в команде.
3.Воспитывающая: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа, воспитывать патриотизм через изучение истории своей Родины, формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям.
Краткое описание:
Последовательность отдельных этапов урока.
I.Организационный момент:
II Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.
III.Постановка цели и задач урока.
IV.Первичное введение знаний.
V.Исследовательская работа в группах.
VI Представление отчётов работы группы
VII. Психологическая разгрузка.
Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности.
VIII.Закрепление знаний .
1)Доскажи пословицу.
2)Заполни схему.
IX. Домашнее задание .
X. Подведение итогов урока. Рефлексия

Форма работы: групповая.



Ход урока:
I. Организационный момент. (Дети сидят в группах по 4 человека)
Учитель: Добрый день! Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы и подарите друг другу улыбку, подарите улыбки всему классу. Группы будут работать, не соревнуясь, а сотрудничая. Каждый участник группы должен внести свою лепту в работу группы. Оценивать вашу работу будут капитаны групп.
-Кто и что будет помощником на уроке для вас? (Компьютер, учитель, учебник, одноклассники, слайд – презентация, справочники, словари)
II.Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.
1.Слайд№2.Ребята, этот урок мы проведём совместно с потомком древних славян. Давайте с ним познакомимся.
Что вы уже знаете о славянах?
А что бы хотели узнать ещё?
Слайд №3
«Давно ль они часы досуга,
трапезу, мысли и дела
делили дружно?»
А.С.Пушкин
-Значение какого слова вам не совсем знакомо и понятно?
Слайд №4
-О чём задумался Ванечка?
Трапеза?
Трапеза с греческого языка – кушанье. Обратимся к экспертам. Что скажут они? Трапеза. (Пища, еда, угощение, блюдо)

• Трапеза — Ушаков
1ТРА'ПЕ'ЗА, ы, ж. [греч. trapeza — стол]. 1. Общий стол для приема пищи в монастыре (церк). Сесть за трапезу. Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой? Пушкин.
slovari.yandex.ru
•2 Что такое ТРАПЕЗА - Толковый словарь В.Даля
Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная. | Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг.
www.slovopedia.com/1/210/763945.html
Слайд №5 (В крестьянской семье)
Что будут делать члены семьи?(трапезничать)
Чего не знает сын? (Правил русской трапезы)
Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Предположения детей) Правильно
Мы говорить будем о?...Русской трапезе.
Молодцы! Мы вместе сделали первое открытие и определили тему урока.
III Постановка цели и задач урока.
Заинтересовала ли вас эта тема?
Что каждый из вас хотел бы узнать на уроке? (ответы обучающихся)
Какую цель поставите перед собой на уроке?
Молодцы! Ваши цели достижимы, связаны с жизнью.
Уверена, что сегодня на уроке по данной теме вы найдёте ответы на все ваши вопросы.
Сегодня мы поговорим о традициях русского народа, познакомимся с блюдами славян, с национальными блюдами русской кухни.
Слайд № 6.План урока.
Работать будем по данному плану.
IV.Первичное введение знаний.
1.1
Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. В ней отражается быт, история, нравы народа. Русская кухня является частью нашей культуры, нашей истории. Справедливо считается, что, засеяв поле, взрастив хлеб, человек приобрёл Родину. На Руси часто употребляли слово трапеза.
Трапеза – это прием пищи. В жизни русского народа трапеза издревле имела большое значение. Поэтому к ее подготовке на Руси во всякое время относились очень ответственно. Еда сама по себе и все, связанное с ней, здесь всегда были предметом особой гордости. А процесс приготовления, подачи и потребления пищи зачастую превращался в особого рода ритуал. Сейчас определим ,знакомы ли вы с правилами русской трапезы.
Возьмите в руки карточку №1.(приём «Инсерт», использование 2 знаков):
Читаем текст и ставим на полях нужный знак:
«V»- уже знал
«+»- новое.
• Каждая трапеза имела свой определенный час.
• Мытье рук перед обедом считалось обязательным.
• Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.
• Место во главе стола сохранялось за хозяином.
• Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
• Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.
• Пока семья собирается, никто не начинает есть.
• Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.
• Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.
• Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом
• Русских всегда отличало гостеприимство.
Вывод: узнали…
повторили…
1.2.-Как вы думаете, без чего не обходилась ни одна трапеза?
-Ни одна трапеза наших предков не обходилась без хлеба. Это была главная пища славян.
-Почему так говорят? Слайд № 7
(Хлеб – всей жизни голова.)
1.3Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.
Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.
-А что вы знаете о хлебе? (ответы детей)
- Хлеб в старину ставили на самоё почётное место. О важной роли хлеба говорят десятки пословиц, созданных нашими предками. (Перечисление пословиц детьми)
“Хлеб - всему голова”.
«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - богатство нашей Земли!»
“Без хлеба нет обеда”.
“Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно” и т.д.
«Хлеб – всей жизни голова.»

1.4- А сейчас послушайте отрывок и узнайте героя, исполнявшего такую песенку:
“Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон..” Конечно, колобок.
- Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их пекли обычно из остатков муки от пирогов или хлебов.
1.5- Еще одно любимое блюдо - каша.
Слайд №8
Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала её варили из лесных орехов. На своих землях с незапамятных времён наши предки выращивали рожь, овёс, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Люди научились обрабатывать их, очищали зёрна и варили зерновые каши: гречневые, полбяные, ржаные. Каша - национальное блюдо. “Каша - матушка наша”, - говорили в старину, потому что блюдо это было ежедневным..
2- Слайд № 9
1.6.Еще одна сохранившаяся доныне традиция древней кухни - горячие жидкие блюда, супы. Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольники, окрошки, ботвиньи и многое другое. Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые да наваристые, так и сыт полдня. Варили славяне и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.
Стол славян был полон дарами лесов и полей: грибами, ягодами, .
Они шли на закуску, также как и овощи, выращиваемые на огородах.
Слайд №10
Дай названия блюдам русской кухни.
Слайд №11
1.7.- Древним славянским блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. - Выручала славян и тюря - кусочки чёрного хлеба, размоченные в квасе или в воде или в молоке.
1.8.Как проходила трапеза и что употебляли в пищу наши предки, мы узнали. А вот, что они пили, можно написать целую сказку. Ведь редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И там я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!». Итак, что же такое сказочный русский мед? Появился этот напиток на славянской земле в незапамятные времена. Древнейшие русские литературные источники сохранили до нас любовь и широкую известность, которыми тогда пользовался мед. Так, Лаврентьевская летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году князем Владимиром. Для этого пира князь заказал сварить 300 бочек меда. Излюбленный напиток готовили медовары. Они специально обучались, а затем посвящали себя этому делу до конца жизни. Уже давно не варят медов на Руси. А жаль!
1.9.Понятие « напиток» появилось в русском языке не столь давно - в начале прошлого столетия. Слово это исконно русское, образовалось от глагола напитать, то есть насытить, накормить. И напитками в России называли первоначально только те безалкогольные жидкости, которые были сытными и питательными. Почти все русские напитки оригинальны и не повторяются ни в одной другой национальной кухне. Это сбитень, квасы, меды, морсы, водицы, лесные чаи, рассолы самостоятельные . Одни согревали холодными северными зимами, другие освежали. Они приходились кстати в денек жаркий или для утоления жажды в русской бане. Но есть в русских напитках и общее - всегда натуральные продукты и высокая питательная ценность. 1.9. Самый известным напитком в России, придающим силы, является – квас.
Это истинно русское питье, и более в мире оно не встречается. Квасы в России делали исключительно из полноценного натурального сырья – хлеб, плоды и ягоды, мед. Исключительные вкусовые качества и неповторимый аромат делали этот напиток единственным в своем роде. Для улучшения вкусовых качеств в квас добавляют различные травы, коренья и пряности.
V.Исследовательская самостоятельная работа в группах.
Постановка проблемного вопроса.
Как вы думаете, была ли одинаковой пища в давние времена в семьях крестьян и у князей? Ответ на этот вопрос можно найти, проведя исследование.
1.Вы сейчас будете учёными - исследователями. Что же мы будем исследовать? Для чего?
Для этого начнём работу в исследовательской лаборатории.

2.
Я напомню вам алгоритм работы в группе:
Алгоритм работы в группе
1) Изучите материал учебника.
2) Подумайте, какой материал поможет более точно раскрыть тему трапезы.
3) Выберите представителя от группы, он даст ответ на ваш вопрос .
Консультанты, назначенные учителем, оценивают работу групп по критериям.
«5»-каждый проявлял активность, не потребовалась помощь консультанта.
«4»- обращались за помощью к консультанту 1-2 раза.
«3» - помощь консультанта требовалась постоянно
3. Откройте конверт, прочитайте задание.
. Все ли понятно? Есть вопросы?
1 группа.стр 56-58 Выбрать из статьи учебника названия блюд, которые были на столе наших предков
2 группа изучит статью стр 58-59. «Богатый дом - обильная еда»
Назвать кушанья, которые подавали на пирах, перечислить порядок подачи блюд на княжеском пиру.
3 группа. Накрыть стол для трапезы. Приготовить тюрю а) из кваса, б) молока.
Самостоятельная работа в группах. Дети, используя алгоритм работы в группе, знакомятся с новым материалом, оформляют записи, готовят выступление. Учитель контролирует и направляет их работу.
Слайды №13,14
Учитель: - Я вижу, группы готовы.
- Благодаря увиденному и услышанному, вы можете проникнуть в мир истории.
VI Представление отчётов работы группы.
Выступление групп. …
1.1Представители от каждой группы зачитывают ответы на поставленный вопрос.
Вывод:….

Ну вот, доселе неизвестное стало известным.
Молодцы! Дайте оценку вашей исследовательской деятельности.
Каждый из вас сделал сейчас маленькое, но невероятное открытие.
Учитель:- Как вы думаете почему на Руси было много богатырей, которые славились своей силой и удалью?
–Дети: (Пища была полезной и здоровой)
VII. Психологическая разгрузка.
На Руси ели и пили вкусно испокон веков. Но главное, о чем написано в Библии и о чем помнили наши предки “Не хлебом единым жив будет человек”, то есть надо помнить прежде всего о душе, жить по законам Добра и Справедливости, не забывать о здоровье тела, ведь здоровый дух в здоровом теле. Умение отдыхать – это умение изменять вид деятельности.

Сейчас сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, «войдите» в образ произносимого, проникнитесь им, представьте картины произносимого текста.
Звучит медитационная музыка.
Сотвори в себе солнце.
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Она несёт тепло всем, всем, всем, всем (руки в сторону)Подарите это тепло тому, кому хотите..

Учитель:
Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли.

VIII.Закрепление изученного материала
1.1. Учитель: Давайте повторим основные понятия по теме урока. Что употребляли в пищу русские люди?
-Что было обязательной принадлежностью стола?
-Где размещались почетные места за столом?
- Как называется место, где трапезничают? (Трапезная)
-Что такое трапеза? (Прием пищи, еда, стол)
1.2Учитель: Ребята, а теперь проверю, кто из вас знает русские пословицы о еде. Я буду говорить начало пословицы, а закончите её вы:
Щи да каша -.......(пища наша)
Кашу маслом.......(не испортишь)
Дорога ложка .....(к обеду)
Учитель: Спасибо. Молодцы.
1.3.
Предлагаю вам продолжить работу и коллективно заполнить схему «Блюда русской трапезы»
На столе у вас лежат конверты с карточками. На них написаны названия блюд русской кухни. Я предлагаю выбрать названия блюд и помочь мне заполнить схему «Блюда русской трапезы» у доски. Распределите карточки в 2стопки: (напитки, горячие блюда)
Вывод: Мы запомнили названия русской трапезы.
Слайд № 15
Если вы захотите узнать больше о русских блюдах, то можете воспользоваться книгой «Домашнее меню современной хозяйки»
IX.Домашнее задание: на альбомном листе записать рецепт одного из блюд русской кухни. Нужно подойти творчески к выполнению работы. Чтобы она понравилась не только учителю, вашим одноклассникам, но и вам в том числе. Можно использовать рисунок, открытку, фото готового блюда.
X.Итог урока. Рефлексия.Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали.сегодня на уроке, путешествуя с Ваней Ивановым? Слайд №16
Вы помогли нашему герою узнать о традициях русской трапезы, узнать о пище наших предков. Он благодарит вас за помощь и говорит вам «Спасибо! Молодцы!»
-С каким настроением вы работали на уроке?
-Что расскажете дома о русской трапезе?
-Было ли трудно на уроке?
-Было ли интересно на уроке?
-Я узнал…
-Я научился
-Я бы хотел…
-Новые знания мне пригодятся…
Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А теперь предлагаю вам самим оценить свою работу. На парте у каждого ученика конверт с карточками самооценки:А мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению от урока.
1)Урок прошёл удачно. Я доволен собой - красное сердечко2)Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой-розовое
3)Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!- белое
Учитель: Встаньте, пожалуйста. Ребята, большое спасибо. Вы очень хорошо работали. Молодцы! Урок окончен.


Авторские права: Мокиенко Е.А.


Пожалуйста, оцените конспект - конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Русская трапеза":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс
  • Комбинированный урок по окружающему миру и правильному питанию:"Русская тр ...
  • Конспект урока "Хлеб - наша гордость, наше богатство"
  • Класный час "Хлеб всему голова"
  • Тематическое планирование Окружающий мир. 3 класс по программе Н.Ф. Виногра ...
  • Викторина "Россия, Родина моя!" для 2-3 классов
  • Конспект урока «Как питались наши предки» по интегрированному курсу "Окруж ...
  • Конспект урока по окружающему миру: «Хлеб -главное богатство России»
  • Урок - аукцион в 1-2 классах по теме: «Плох обед, если хлеба нет».
  • Конспект урока Человек – часть живой природы 2 класс


  • 4749
    Конспект прислал: упорная 2 января 2012 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата