Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока по окружающему миру 3 «А » класс
Учитель: Дерябина Татьяна Ивановна Тема: «Русская трапеза» Дата проведения: 16.02 2010 Цели урока: - познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд; - учить работать в группах; - развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь; - воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа. Оборудование: компьютер,мультимедийная презентация, экран, мини-экспозиция «В русской избе», рабочие тетради, набор карточек для каждой группы, стол с блюдами русской кухни - приготовлены с помощью и при участии родителей. Ход урока. 1.Оргмомент. (звучит русская народная музыка) - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Оглянитесь вокруг: мы сейчас не в классе, а в русской избе. ( Дети сидят за столами группами по 5 человек. Одна группа - это научные работники –учащиеся класса, хорошо работающие с дополнительной информационной литературой. Хозяин с хозяюшкой – учащиеся 3 «А класса». Бабушка Аграфена – родительница класса, которая подобрала информацию о кашах и приготовлении каши, провела с детьми игру «Угадай кашу» Входят Хозяин с Хозяюшкой с хлебом - солью. Xозяин: Здравствуйте, гости дорогие! Хозяйка: Хлеб-соль вам! Xозяин: Сейчас трапезничать будем. Учитель: Ребята, что нам предложил Хозяин? (трапезничать) -От какого слова образовано слово «трапезничать»? ( трапеза) 2.Знакомство с новым материалом. а) - Попробуйте объяснить значение слова «трапеза». ( пища, еда, угощение, блюдо) Учитель : Сегодня моими помощниками является группа «научных работников». Давайте спросим у них, правильно ли ответили на вопрос с научной точки зрения. Научный работник: Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье ( Слайд 1) Учитель : - Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня? Учитель: Тема нашего урока: «Русская трапеза» ( Слайд 2) - А может быть, вы знаете блюда русской кухни? Учитель:A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (без хлеба) а)Хлеб — это главная пища русских людей. Хлеб - батюшка - так важно называли хлеб.( Слайд 1) - А что вы знаете о хлебе? - Какой хлеб вы покупаете в магазине, в булочной? - Чьи мамы или бабушки пекут хлеб дома? - А что нам расскажут о хлебе Научные работники? - 1 научный работник: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен пекли из кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. ( хозяйка выносит на подносе черный хлеб, ставит на стол)Слайд 2 2 научный работник: Но там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки, (хозяйка выносит белый хлеб, ставит на стол) Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость , были различными: круглый хлеб - коврига -подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай, - подороже. ( Слайд 3) б)Учитель: Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Что получалось? (Сухарики) ( Слайд 4 ) Хозяин: Хозяйка выноси и ставит на стол румяные сухарики. в)Фрагмент из м.ф. «Колобок»: Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел.... - Как вы думаете, почему я вспомнила эту сказку? (ответы детей) м/ф по DVD Научный работник: Колобки - это круглые хлебцы . Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов. Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Хозяйка: Предлагаю вам игру. Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о хлебе. Задание каждому столу. Работа в группах г) Древним русским блюдом из молотого зерна были блины. (Хозяйка выносит блины и ставит на стол.) ( Слайд 5 ) - Какой праздник без блинов не праздник? (Масленица) - Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце) 2)- Какое еще любимое блюдо русских людей? (Каша) ( Слйд 6 ) - Что вы знаете о каше? (ответы детей) - Кто это к нам стучится? Кто-то пришел в гости. Вы любите принимать гостей? - Хозяйка: Да это бабушка Аграфена пришла в гости. Давайте у нее спросим, что она знает о каше. ( Заходит Бабушка Аграфена, в этой роли – родительница, которая сама нашла информацию о кашах, о способах приготовления каш, провела игру «Угадай любимую кашу ». Бабушка Аграфена: Да, каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. «Каша - матушка», - говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши. - А какие каши знаете вы? Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил. ( Приз-пакетик каши быстрого приготовления) - Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Но я вам пока секрет не открою. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу? (уч-ся рассказывают) - Раньше кашу засыпали в кашник - горшок- заливали водой - запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная. - А чем полезна каша? - Кто любит есть кашу? Проверим, насколько вы любите кашу. Угадаете ли вы на вкус, с закрытыми глазами, свою любимую кашу? ( Игра «Угадай кашу») (учащемуся закрывают глаза, дают ложку с кашей, нужно угадать, какая каша) 3)Учитель: Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни - горячие жидкие блюда. - Какие блюда вы знаете? Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи, похлебки, солянки, уха, рассольник, окрошка, ботвиньи и многое другое. Слайд Научный работник: Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав горячих щей, быстро согреешься, а если они густые и наваристые, так сыт полдня. Не зря в России главный столовый прибор - ложка. Н.р.: На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная.Ею ели не только простые люди, но и купцы и бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми , незатейливыми. Но позднее мастера научились придавать им форму, расписывать. 2Научный работник: В старину люди носили ложки в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Даже Петр 1, идя в гости, приказывал брать с собой ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью. - А кто умеет варить щи? Сейчас мы это и проверим. Работа в группах. На столе у каждой группы лежат карточки с названиями продуктов, которые необходимы для приготовления щей. Задание: расположить продукты в том порядке, в каком нужно для приготовления щей. Учитель: Выручала русских крестьян и тюря. - Кто знает, что такое тюря? Научный работник: Тюря - кусочки черного хлеба, размоченного в квасе или в молоке. Слайд - Кто хочет попробовать приготовить тюрю? ( 2 уч-ся готовят тюрю: 1уч.-ся - с квасом, 2уч-ся - с молоком ) Пока дети готовят тюрю, остальные работают в тетрадях. Задание: с 16 № 34 Поработайте в группах. Прочитайте текст. Проанализируйте его и сделайте вывод: как питались летом крестьянские семьи двести лет назад? В пост 5 час. утра - чай с хлебом 9 час. утра - то же 12 час. дня - редька с квасом; иногда рыба, хлеб 5 час. вечера - чай с хлебом 9 час. вечера - остатки обеда В мясоед 5 час. утра - чай, молоко, калачи ( хлеб ) 9 час. утра - то же 12 час. дня - щи, молоко, черный хлеб, квас 5 час. вечера - чай, молоко, калачи ( хлеб ) 9 час. вечера - остатки обеда Уч итель: Какие еще блюда вы знаете? (перечисляют) Итог урока Чтобы подвести итог нашему разговору, давайте попробуем накрыть стол как в старые русские времена. Блюда должны соответствовать русской кухне. У каждой группы должен получиться свой особенный стол. (На каждом столе карточки с названиями блюд, на обратной стороне -описание блюда) - Как вы думаете, одинаково ли питались простые крестьяне и богатые люди? Домашнее задание: 1)Дома прочитаете о том, как проходили пиры на Руси стр. 2)составить рассказ о блюдах мам и бабушек 3)оформить книгу рецептов домашней русской кухни (по желанию) Авторские права: Дерябина Татьяна Ивановна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4199 |
Конспект прислал: tatjanada 20 декабря 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||