"); Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Нетрадиционные формы урока » Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Конспект урока по окружающему миру 3 «А » класс

Учитель: Дерябина Татьяна Ивановна

Тема: «Русская трапеза» Дата проведения: 16.02 2010
Цели урока: - познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;
- учить работать в группах;
- развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;
- воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.
Оборудование: компьютер,мультимедийная презентация, экран, мини-экспозиция «В русской избе», рабочие тетради, набор карточек для каждой группы, стол с блюдами русской кухни - приготовлены с помощью и при участии родителей.
Ход урока.
1.Оргмомент. (звучит русская народная музыка)
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Оглянитесь
вокруг: мы сейчас не в классе, а в русской избе.

( Дети сидят за столами группами по 5 человек.
Одна группа - это научные работники –учащиеся класса, хорошо работающие с дополнительной информационной литературой.
Хозяин с хозяюшкой – учащиеся 3 «А класса».
Бабушка Аграфена – родительница класса, которая подобрала информацию о кашах и приготовлении каши, провела с детьми игру «Угадай кашу»

Входят Хозяин с Хозяюшкой с хлебом - солью.

Xозяин: Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Хлеб-соль вам!
Xозяин: Сейчас трапезничать будем.
Учитель: Ребята, что нам предложил Хозяин? (трапезничать)
-От какого слова образовано слово «трапезничать»?
( трапеза)
2.Знакомство с новым материалом.
а) - Попробуйте объяснить значение слова «трапеза». ( пища, еда,
угощение, блюдо)
Учитель : Сегодня моими помощниками является группа «научных работников». Давайте спросим у них, правильно ли ответили на вопрос с научной точки зрения.
Научный работник: Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье
( Слайд 1)
Учитель : - Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня?
Учитель: Тема нашего урока: «Русская трапеза» ( Слайд 2)
- А может быть, вы знаете блюда русской кухни?
Учитель:A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (без хлеба)
а)Хлеб — это главная пища русских людей.
Хлеб - батюшка - так важно называли хлеб.( Слайд 1)
- А что вы знаете о хлебе?
- Какой хлеб вы покупаете в магазине, в булочной?
- Чьи мамы или бабушки пекут хлеб дома?
- А что нам расскажут о хлебе Научные работники?
-
1 научный работник: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен
пекли из кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная
или пивная гуща, годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой
культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.
( хозяйка выносит на подносе черный хлеб, ставит на стол)Слайд 2
2 научный работник: Но там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб.
Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки,
(хозяйка выносит белый хлеб, ставит на стол)
Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость , были различными: круглый хлеб - коврига -подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай, - подороже. ( Слайд 3)
б)Учитель: Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.
Что получалось? (Сухарики) ( Слайд 4 )
Хозяин: Хозяйка выноси и ставит на стол румяные сухарики.
в)Фрагмент из м.ф. «Колобок»:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел....
- Как вы думаете, почему я вспомнила эту сказку? (ответы детей) м/ф по DVD
Научный работник: Колобки - это круглые хлебцы . Их обычно пекли из остатков муки от пирогов и хлебов.
Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Хозяйка: Предлагаю вам игру. Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о хлебе.
Задание каждому столу. Работа в группах
г) Древним русским блюдом из молотого зерна были блины.
(Хозяйка выносит блины и ставит на стол.) ( Слайд 5 )
- Какой праздник без блинов не праздник? (Масленица)
- Почему именно блин является символом этого праздника? (Похож на Солнце)
2)- Какое еще любимое блюдо русских людей? (Каша) ( Слйд 6 )
- Что вы знаете о каше? (ответы детей)
- Кто это к нам стучится? Кто-то пришел в гости. Вы любите принимать гостей?
-

Хозяйка: Да это бабушка Аграфена пришла в гости. Давайте у нее спросим,
что она знает о каше.
( Заходит Бабушка Аграфена, в этой роли – родительница, которая сама нашла информацию о кашах, о способах приготовления каш, провела игру «Угадай любимую кашу ».
Бабушка Аграфена: Да, каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее
варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу,
ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое
любимое среди русских людей кушанье.
«Каша - матушка», - говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в
праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши.
Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100
видов каши.
- А какие каши знаете вы?
Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил. ( Приз-пакетик каши быстрого приготовления)
- Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Но я вам пока секрет не открою. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу? (уч-ся рассказывают)
- Раньше кашу засыпали в кашник - горшок- заливали водой - запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.
- А чем полезна каша?
- Кто любит есть кашу?
Проверим, насколько вы любите кашу. Угадаете ли вы на вкус, с закрытыми
глазами, свою любимую кашу? ( Игра «Угадай кашу»)
(учащемуся закрывают глаза, дают ложку с кашей, нужно угадать, какая
каша)
3)Учитель: Еще одна сохранившаяся доныне традиция русской кухни -
горячие жидкие блюда.
- Какие блюда вы знаете?
Ни одна кухня в мире не может похвастаться таким разнообразием: щи,
похлебки, солянки, уха, рассольник, окрошка, ботвиньи и многое другое.
Слайд
Научный работник: Такая пища и от голода спасет, и от холода: похлебав
горячих щей, быстро согреешься, а если они густые и наваристые, так сыт
полдня. Не зря в России главный столовый прибор - ложка.
Н.р.: На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная.Ею ели не
только простые люди, но и купцы и бояре. Сначала деревянные ложки были
грубоватыми , незатейливыми. Но позднее мастера научились придавать им
форму, расписывать.
2Научный работник: В старину люди носили ложки в особых футлярах или
за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Даже Петр 1, идя в гости,
приказывал брать с собой ложку. Он ел деревянной ложкой, украшенной
слоновой костью.
- А кто умеет варить щи? Сейчас мы это и проверим.
Работа в группах. На столе у каждой группы лежат карточки с названиями продуктов, которые необходимы для приготовления щей.
Задание: расположить продукты в том порядке, в каком нужно для
приготовления щей.
Учитель: Выручала русских крестьян и тюря.
- Кто знает, что такое тюря?
Научный работник: Тюря - кусочки черного хлеба, размоченного в квасе
или в молоке. Слайд
- Кто хочет попробовать приготовить тюрю?
( 2 уч-ся готовят тюрю: 1уч.-ся - с квасом,
2уч-ся - с молоком )

Пока дети готовят тюрю, остальные работают в тетрадях.
Задание: с 16 № 34
Поработайте в группах. Прочитайте текст. Проанализируйте его и сделайте вывод: как питались летом крестьянские семьи двести лет назад?
В пост
5 час. утра - чай с хлебом
9 час. утра - то же
12 час. дня - редька с квасом; иногда рыба, хлеб
5 час. вечера - чай с хлебом
9 час. вечера - остатки обеда

В мясоед
5 час. утра - чай, молоко, калачи ( хлеб )
9 час. утра - то же
12 час. дня - щи, молоко, черный хлеб, квас
5 час. вечера - чай, молоко, калачи ( хлеб )
9 час. вечера - остатки обеда
Уч итель: Какие еще блюда вы знаете? (перечисляют)

Итог урока
Чтобы подвести итог нашему разговору, давайте попробуем накрыть стол как в старые русские времена. Блюда должны соответствовать русской кухне. У каждой группы должен получиться свой особенный стол. (На каждом столе карточки с названиями блюд, на обратной стороне -описание блюда) - Как вы думаете, одинаково ли питались простые крестьяне и богатые люди?
Домашнее задание:
1)Дома прочитаете о том, как проходили пиры на Руси стр.
2)составить рассказ о блюдах мам и бабушек
3)оформить книгу рецептов домашней русской кухни (по желанию)


Авторские права: Дерябина Татьяна Ивановна


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по окружающему миру:"Русская трапеза", 3 класс:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Русская трапеза"
  • Комбинированный урок по окружающему миру и правильному питанию:"Русская тр ...
  • Классный час "Откуда хлеб пришёл"
  • Игровая программа «Я выбираю кашу!»
  • Конспект урока "Хлеб - наша гордость, наше богатство"
  • Класный час "Хлеб всему голова"
  • Праздник-деловая игра «Хлеб – всему голова»
  • Презентация "Хлеб всему голова"
  • Сценарий праздника:"Да, здравствует каша!"
  • Классный час "Хлеб всему голова"


  • 4711
    Конспект прислал: tatjanada 20 декабря 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата