Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 3 класс » Регистр – страна высоких, средних и низких звуков |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Регистр – страна высоких, средних и низких звуков |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Регистр – страна высоких, средних и низких звуков
Цель урока: сформировать представление о регистре и его роли в создании художественного образа; актуализация представлений о высоких и низких звуках; воспитание и развитие духовной культуры и эмоциональности учащихся средствами музыки Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; словарь эмоций; картинки; фломастеры Музыкальный материал: Глинка «Марш Черномора» Лядов «Музыкальная шкатулка»; Э.Григ «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»; Толстой «Хрустальная пещера»; К.Сен-Санс «Кенгуру»; М. Старокадомский «Зайчик» В. Ребиков «Медведь» М.Майкапар «Мотылёк» Муз.Т.Попатенко, сл. М.Ивенсен «Урок» Н.А. Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» («Белка», «33 Богатыря») Ход урока: 1. Организационный момент Входят в класс под фрагмент « Марша Черномора» М. И.Глинки (из оперы «Руслан и Людмила») (комп.) 2. Приветствие Здравствуйте, ладошки! Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз Хлоп-хлоп-хлоп! 3 хлопка в ладоши Здравствуйте, ножки! «Пружинка» Топ, топ, топ! Топают ногами Здравствуйте, щечки! Гладят руками щёки Плюх, плюх, плюх! 3 раза слегка похлопывают по щекам Пухленькие щёчки! Круговые движения кулачками по щекам Плюх, плюх, плюх! Трижды слегка ударяют кулачками по щекам Здравствуйте, губки! Качают головой вправо-влево Чмок, чмок, чмок! 3 раза чмокают губами Здравствуйте, зубки! Качают головой вправо-влево Щёлк, щёлк, щёлк! 3 раза щёлкают зубами Здравствуй, мой носик! Гладят нос ладонью Бип, бип, бип! 3 раза нажимают на нос указательным пальцем Здравствуйте, гости! Протягивают руки вперёд, ладонями вверх Всем привет! Приветственно машут руками над головой 3. Изучение новой темы. Сегодня нас королева Музыка приглашает в волшебные музыкальные сказки, но чтобы там оказаться, нам нужно отгадать несколько музыкальных загадок (диск «Музыкальный класс», интерактивная доска, игра «Крестики-нолики») Вы очень хорошо справились с музыкальной грамотой, поэтому я вас приглашаю в Королевство Сказок. Сказка про музыкальные регистры. Жили-были нотки: маленькие, веселые, озорные. Жили они дружно. Весёлой стайкой перелетали с места на место, все время что-то напевая. Полетят высоко в небо - птицы подхватят их музыку и запоют (высокий регистр звучит). Пролетают над горами и глубокими ущельями – даже камни начинают тихо напевать (низкий регистр). Пролетают над полянкой – цветы им подпевают (средний регистр). Однажды залетели ноты в комнату, а там стояло открытое пианино. Закружились нотки над ним, защебетали: - Ах, как много клавиш у этого инструмента, как много в нем звуков! Может он знает наши песенки? Прыгнули нотки на клавиши с одной стороны инструмента – им ответили высокие, светлые звуки. Одна нотка закричала: - Я узнала! Это птичья песенка! Другая сказала: - И колокольчики на лугу так поют. Ребята помогите ноткам! У кого ещё может быть такая музыка? (мышка, комарик, мотылёк, солнышко) Перелетели нотки в другую сторону, на другие клавиши – послышались низкие звуки. Нотки сразу вспомнили: - Так пели горы и глубокие ущелья. Ребята, а кто может петь таким голосом еще? (медведь, волк, морской шторм, слон) Прыгали нотки с конца в конец по клавишам, веселились, устали и сели в серединке отдохнуть. (тихонько играю в среднем регистре) - Ой, – сказала одна нотка, – а здесь совсем другие звуки. И действительно, звуки были мягкие, приятные, очень знакомые. Нотки задумались: - чья бы это могла быть песенка. - Это наша песенка! Это мы так поем! Да, это учащиеся школы так поют. Ребята, вы помните, что мы с вами находимся в сказке? А в сказке все умеют разговаривать. Вот и нотки нам предложили поиграть в игру. Они сказали, что есть красивое слово – регистр. Тема нашего урока – «Регистр – страна высоких, средних и низких звуков».(сл.1) Сегодня мы познакомимся с литературными и музыкальными произведениями, постараемся разобраться, для чего композиторы используют в своих произведениях разные средства выразительности, а именно - регистр. Что же такое регистр? Регистр – обозначает участок, часть голоса или звуков, которые похожи по своему звучанию. (сл.2) У рояля много клавиш! Ты их всех звучать заставишь. В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит. В крайних справа звук высок, будто птичий голосок. В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас. От рева и до свиста, три в музыке регистра Высокий, средний, низкий. (сл.3) А теперь поиграем в игру. Слушайте музыкальные произведения внимательно. Услышите высокий регистр, будем показывать, поднимая руку вверх, средний регистр – держать руку полочкой перед ротиком, это же регистр, в котором говорят и поют дети! А низкий регистр – опустим руку на стол. Повторим: высокий, низкий, средний. Уберите руки со стола, слушайте внимательно, музыкальные произведения. (игра с классом)(комп.) Лядов «Музыкальная шкатулка» - высокий регистр Э.Григ «Пер Гюнт» «В пещере горного короля» - низкий регистр Толстой «Хрустальная пещера» - одновременно высокий и низкий регистры. К.Сен-Санс «Кенгуру» – перемещение из регистра в регистр Молодцы, хорошо справились с заданием. Используя какой – либо один регистр, можно очень точно охарактеризовать кого-нибудь: зайчика, лисичку, гром, или молнию. Но когда композитор использует 2 – 3 регистра, музыка звучит полнее, насыщеннее, в ней можно изобразить многое. Ну что же, наши нотки не сидят на месте, они решили полететь ещё дальше. Где же они оказались? В какой сказке? 4. Слушание музыки Нам помогут ученики класса. (сл.4) Катя Б. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». Лера З. «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». Яна Ю. «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Вика Г. Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему Сеня С. «Здравствуй, красная девица, — Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха». Это «Сказка о царе Салтане», а написал её Александр Сергеевич Пушкин.(сл.5) А у автора название ещё длиннее, послушайте: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». (сл.6)В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. (сл.7) «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский – Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Есть в сказке несколько чудес. В опере Н. А. Римского – Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Белка. Маша П. Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут. - Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка. ( сл.8, просмотр видеофрагмента). - В высоком регистре. - Молодцы, ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского – Корсакова. (сл.9, 10) Как она звучит? Вам помогут музыкальные словарики. (легко, отрывисто, подвижно) В каком регистре звучала тема белки? (в высоком регистре) А какой музыкальный инструмент исполнял партию белочки? (флейта)(сл.11) 5. Пластическое интонирование. В сказке царевич Гвидон, чтобы узнать во дворце царя Салтана от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи о чудесах превращается в разных насекомых, может вспомните в каких? (комар, муха, шмель) Вот и мы сейчас превратимся в шмелей и полетим во дворец, чтобы увидеть второе чудо. (сл.12) (дети выполняют движения под музыку Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля»). Ну вот прилетели, вот и второе чудо. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, В чешуе как жар горя, Тридцать три богатыря (сл.14,15) Послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. (звучит фрагмент) На что похожа эта музыка: песня, танец, марш? (конечно же, на марш – торжественный, величественный). В каком регистре он звучал? (марш звучал в низком регистре). Кто скажет какие музыкальные инструменты звучали? (оркестр)(сл.16) - Молодцы, ребята, вы справились со своим заданием. 6. Физкультминутка. А теперь мы немного отдохнём, наших любимых сказочных героев научим танцевать. (комп.) Вступление Пружинка с поворотами вправо-влево Три хлопка сейчас под счёт, Пружинка Раз, два, три. 3 хлопка На одной ноге скачок, Пружинка Раз, два, три. 3 прыжка Взмах руками высоко, Взмах руками Улыбнуться широко, Развести ладони, улыбнуться всем И закрыть глаза руками Закрыть руками глаза Не смотри! Указательным пальцем погрозить Проигрыш Пружинка с поворотом(4 т.), хлопки (4т.) А где же наши нотки? Они продолжают своё путешествие по стране регистров. Мы с вами должны им в этом помочь. Чтобы им было веселее нам нужно спеть. 7. Распевание. а) «Воздушный шар» - на дыхание б) «Заяц Егорка» - на дикцию в) «Труба» - диапазон Песенка-приветствие «Кто в домике живёт?» Давайте покажем на доске высокие, средние и низкие звуки. (сл.17, работа с доской) 8. Хоровое пение. Все в мире звуки хороши, Ты к ним прислушаться спеши! В музыке лишь три регистра есть: Высокий, средний, низкий. Мой природный голосок, Он не низок, не высок. Я им песенки пою, Или просто говорю. У цыпленка голос тонок, Высоко поет цыпленок. И тигренок не молчит - Низким голосом рычит: "Рррр". А бычок мычит упрямо - Просит молока у мамы, Толстым голосом поет Терпеливо маму ждет: "Мууууу"! Высоко щебечут птицы. Светит солнце высоко. Будем песни петь учиться Быстро, весело, легко. А игрушки нам помогут: Будем с ними голосить. Будем песенки учить. - Ребята, а сейчас окажемся в гостях у героев песенки «Урок» муз.Т.Попатенко, сл. М.Ивенсен, которую мы с вами сегодня будем разучивать. (прослушивание, работа над песней) (комп.) 1.С букварем уселись куклы На лугу, на траве. Дружно куклы учат буквы: «А, Б, В, А, Б, В…» Ты нам ветер не мешай И страницы не листай, Ты буквы не прочтешь, Только всех собьешь. 2.Подошел утенок важно, И сказал, - кря-кря-кря! – И давай щипать бумажный Корешок букваря. Ты, утенок, не мешай, Кукол с толку не сбивай: Не «кря – кря – кря», а как? - А, Б, В … - вот так. 3.Подошла, стуча копытцем, К нам коза: - Что тебе? - Я, коза, хочу учиться, Бе, бе, бе, бе, бе, бе!... Ты, коза, нам не мешай, Кукол с толку не сбивай: Не «бе, бе, бе», а как? - А, Б, В … - вот так. 4.А потом пристал теленок, Замычал: «му, му, му! Я – теленок не смышленый, Ничего я не пойму». Ты, теленок, не мешай, Кукол с толку не сбивай: Не «му, му, му», а как? - А, Б, В … - вот так. Расскажите, как нужно исполнять песню «Урок»? (легко, шутливо, игриво, весело). В каком регистре поет утенок, в каком коза и теленок? Кто из них может петь выше всех?(ответы ребят) Исполнение песни. Работа над характером песни. Молодцы, ребята, здорово у вас получается. Незаметно прошло время, и нашим ноткам пора возвращаться домой. Что же они смогли нам рассказать? С чем они нас познакомили? (с регистрами, музыкой Н.А.Римского-Корсакова) Скоро придет радостный, волшебный праздник, который все с нетерпеньем ждут. Это праздник - Новый год. Я думаю, вы не будете против побывать ещё в оной сказочной стране, где живут волк и заяц. Я попрошу вас быть внимательными, постарайтесь услышать, в каких регистрах поют свои песенки волк и заяц. ( фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!») 9. Оценивание Давайте проверим, все ли смогли разобраться в таком музыкальном понятии как регистр. (работа с раздаточным материалом: определить регистр на слух и отметить на картинке кружочком) 10. Рефлексия А сейчас, я ещё раз хочу обратиться к нашей интерактивной доске. С её помощью я надеюсь узнать ваше настроение после урока. (работа с интерактивной доской) 11. Исполнение песни «Урок музыкальный» муз. и сл. Н.Тананко Я благодарю вас за урок, в качестве музыкального подарка для всех нас прозвучит эта песня в исполнении девочек класса. 1.Очень долго я понять не мог Отчего мне нравится урок. Я отправляюсь в мир чудес, Душа взлетает до небес, И открываются все дверцы у сердец. ПРИПЕВ. Урок музыкальный, И класс наш печально Под звуки рояля затих. И жив композитор, И души открыты, Любовь поселяется в них. 2.На уроке трудится душа, И минуты, кажется, спешат... Нам с музыкальной высоты Иными видятся мечты, Они так искренни, прекрасны и чисты. ПРИПЕВ. Проигрыш: 3.Если от проблем отбоя нет, В музыке на все найдешь ответ. И на уроке каждый раз Добрей становится наш класс, Пусть будет музыка у каждого из нас. ПРИПЕВ. 2 раза Любовь поселяется в них. (под музыку выходят из класса). Пожалуйста, оцените конспект - Регистр – страна высоких, средних и низких звуков: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8791 |
Конспект прислал: Odeon1967 10 октября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||