");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 3 класс » Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении падежей имён существительных" 3 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении падежей имён существительных" 3 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Конспект урока по русскому языку (3 класс, учебник Рамзаевой).
Тема: Упражнение в определении падежей имен существительных.

Цели:
Образовательные:
1. Формирование понятия о склонении (закрепить знание названий падежей и вопросов к ним).
2. Формирование умения задавать падежные вопросы.
3. Формирование умения определять падеж по двум вопросам.
Развивающие:
1. Развитие универсальных учебных действий:
 Формирование регулятивных действий.
 Развитие самоконтроля.
 Формирование умения высказывать свою точку зрения при составлении памятки.
2. Развитие орфографической зоркости.
3. Развитие речи в процессе ответов на вопросы учителя, в процессе обсуждения общих проблем и вопросов.
4. Развитие аналитического мышления.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку.
2. Воспитание культуры речи.
3. Воспитание культуры поведения.
4. Воспитание умения слушать друг друга.
Оборудование:
Для учителя: доска, учебник, памятка, картинки с отгадками на загадки.
Для учеников: учебник, тетрадь, карточка с памяткой.





План урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание:
1. Вопрос на определения слова для чистописания.
2. Запись соединений учителем на доске.
3. Запись соединений учениками в тетради.
4. Самоконтроль.
III. Словарно – орфографическая работа:
Повторение ранее изученных слов:
• Загадывание загадок (отгадывание детьми, вывешивание иллюстраций с изображениями);
• Проговаривание слов;
• Орфографическая работа (нахождение безударных гласных и подчёркивание их в слове);
• Запись слов в тетрадь.
IV. Проверка домашнего задания:
1. Проверка усвоения знаний.
2. Проверка выполнения письменного домашнего упражнения
V. Этап введения новой информации:
1. Подготовка детей к восприятию новой информации:
• актуализация ранее изученных знаний;
• предъявление заданий, при решении которых дети обнаруживают границу знания и незнания;
• осознание детьми недостатка имеющихся знаний;
• постановка учебной задачи.
2. Этап организации решения проблемы.
3. Формулировка правила и выведение способа действия (составление памятки).
4. Упражнения репродуктивного характера, направленные на отработку способа действия.
5. Упражнения продуктивного характера, направленные на применение полученных знаний в новых условиях.
VI. Этап учебной рефлексии.
VII. Задание на дом.




Ход урока

I. Организационный момент.
Цель: подготовить всё необходимое к уроку, формирование умения организовывать своё рабочее место, создание положительной мотивации.

Словно светлый лесной родник,
По весне устремлённый к морю,
Чист и звучен русский язык.
Он звенит,
Сквозь сердце струится
И зовёт, и зовёт за собой…
Дал он имя звезде любой,
Зверю каждому, каждой птице.
Травам, тропам, ветрам – всему
Подыскал он обозначение.
Поспевай за его теченьем!

Сегодня у нас урок русского языка, который мы начнём с того, что запишем в тетради число, классная работа.
(Ученики проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.)

II. Чистописание.
Цель: повторить правильное написание букв.

- Как называется изменение имен существительных по падежам?
- Изменение существительных по падежам называется склонением.
- Ответ на вопрос и будет заданием для минутки чистописания: склонение.
(На доске написано слово склонение)

- Я просматривала тетради учеников и заметила, что они часто делают ошибки в написании соединений букв кл и ни
Посмотрите как надо правильно соединять буквы кл и ни
- Пропишете половину строчки соединением кл
- Вторую половину строчки пропишите соединением ни
(Пишут соединения.)
- Просмотрите то, что вы написали.
- У вас получилось?
- Выберите по одному лучшему варианту в каждом соединении и подчеркните его.
- Запишите слово склонение в тетрадь.
- Проверьте себя, правильно ли вы соединили буквы.
(Записывают слово в тетрадь).

III. Словарно – орфографическая работа.
Цель: повторить написание словарных слов.

- С чистописанием мы закончили, перейдем к словарно – орфографической работе.
- Вы уже познакомились со многими словарными словами. Правописание некоторых из них мы сегодня повторим. Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки и будут нашими словарными словами.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей
Кто же это?

-Воробей.
- Молодцы! Рома проговори, пожалуйста, по слогам, как мы напишем это слово.
- Во-ро-бей
- Хорошо. Ребята запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните буквы, правописание которых надо запомнить.
- Теперь проверим. Ксюша напиши на доске.
- Во-ро-бей.
Следующая загадка:

Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!"

- Ворона
- Молодцы! Дима проговори, пожалуйста, по слогам, как мы напишем это слово.
- Во-ро-на
- Хорошо. Ребята запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните буквы, правописание которых надо запомнить.
- Теперь проверим. Виталий напиши на доске.
-Во-ро-на.
- Умница, следующая загадка:

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...

-Сорока.
- Молодцы! Слава проговори, пожалуйста, по слогам, как мы напишем это слово.
-Со-ро-ка.
- Хорошо. Ребята запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните буквы, правописание которых надо запомнить.
- Теперь проверим. Вероника напиши на доске.
-Со-ро-ка.
- Вот мы с вами вспомнили правописание слов воробей, ворона, сорока.
(На доску вывешиваются картинки с отгадками.)

IV. Проверка домашнего задания.
Цель: проверить усвоение учащимися предыдущего теоритического материала и умения применять его на практике.
- А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Скажите, что нам было задано?
- Нам было задано упражнение 435.
-Хорошо. Но сначала я вам задам вопросы и посмотрю, хорошо ли вы запомнили материал прошлого урока.
-Как называется изменение существительных по падежам?
- Склонение.
-Какие падежи есть в русском языке?
-Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
-Какой падеж отвечает на вопросы Кого? Что?
-Винительный.
-Какой падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?
Творительный.
-Какой падеж отвечает на вопросы Кому? Чему?
- Дательный.
- Про какие падежи я еще не спросила? На какие вопросы они отвечают?
- Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Предложный О ком? О чем?
- Итак, мы с вами вспомнили, что такое склонение имен существительных, какие падежи существуют в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Теперь давайте проверим ваше письменное упражнение. Все справились? Давайте посмотрим.
(Проверяют выполнение домашнего задания. Фронтально – устный опрос).

V. Этап введения новой информации.
Актуализация знаний. Предъявление заданий, при решении которых дети обнаруживают границу знания и незнания. Постановка учебной задачи.

- Молодцы. А теперь посмотрите на доску. На доске написано предложение, прочитайте его. Рома прочитай вслух.
(На доске написано предложение:
Папа купил коня.)

- Папа купил коня.
-Хорошо. Теперь давайте определим, слово коня стоит, в каком падеже? Задавайте вопросы?
- Кого? коня
- Какой падеж?
- Родительный.
- А может винительный, слова в винительном падеже тоже отвечают на вопрос кого?.
- Не знаем.
- Скажите, почему же у нас возникли трудности?
- Мы не знаем, как правильно определять падеж.
- Значит, какая у нас сегодня с вами задача?
- Научиться определять падеж существительного.

Организация решения проблемы.
- Давайте откроем учебник на странице 33. Вы видите таблицу. В первом столбике таблице вы видите название падежей, в третьем столбике таблицы вы видите…?
- Вопросы, на которые отвечают падежи.
- Молодцы! А вот во втором столбике вы видите предлоги, которые употребляются со словами в данных падежах. Давайте прочитаем, какие предлоги употребляются со словами в родительном падеже. Артем.
- От, до, из, без, у, для, около, с
- Какие предлоги употребляются со словами в дательном падеже.
- к, по
- Какие предлоги употребляются со словами в винительном падеже.
- В, во, на, за, про, через.
- Какие предлоги употребляются со словами в творительном падеже.
- С, со, за, под, над, между, перед.
- Какие предлоги употребляются со словами в предложном падеже.
- о, об, в, на, при.
-Давайте снова посмотрим на наше предложение: Папа купил коня.
- О ком говорится в предложении?
- О папе.
- Значит папа это…
- Подлежащее.
- Что папа сделал?
- Купил коня.
- Значит, сказуемое в этом предложении…
- Купил.
- От какого слова мы задаем вопрос к слову коня?
- От слова купил.
- Правильно, от сказуемого купил. Давайте зададим вопросы, только вспомним, чтобы не сделать ошибку надо задавать два падежных вопроса. Итак, купил…
- Кого? Что? Коня
- Какой это падеж?
- Винительный.
- Молодцы. А теперь рассмотрим еще одно предложение: Конь бежит по дороге.
- Давайте рассуждать. О ком говорится в предложении?
- В предложении говорится о коне.
- Конь это…
-Подлежащее.
- Что конь делает?
- Бежит – это сказуемое.
- Давайте определим падеж слова по дороге. От какого слова мы будем задавать вопрос?
- Будем задавать вопрос от слова бежит.
- Давайте сначала зададим не падежный вопрос, а тот который подходит по смыслу, смысловой. Бежит …
- Бежит где? по дороге.
- Хорошо, а теперь зададим падежный вопрос.
- Бежит по кому? чему? по дороге.
- Значит, по дороге стоит в каком падеже?
- По дороге стоит в дательном падеже.
- В данном случае у нас с вами есть предлог по, давайте вернемся к таблице в учебнике на странице 33 и проверим себя соответствует ли предлог по дательному падежу.
- Да, предлог по соответствует дательному падежу.


Формулировка правила и выведение способа действия (составление памятки).

- Посмотрим на страницу 34 в учебнике. Видим правило, прочитаем его. Ксюша, читай вслух.
- Чтобы определить падеж существительного…
- Что же мы должны сделать, чтобы определить падеж существительного?
- Найти слово, с которым связано имя существительное и поставить от него вопрос.
- Достаточно ли задавать один падежный вопрос?
- Нет, потому что в некоторых падежах вопросы совпадают.
- Как проверить правильно ли мы определили падеж?
- Посмотреть на предлог соответствует ли он падежу.
- А теперь давайте вспомним поэтапно, что мы делали, чтобы определить падеж и составим памятку:
1. Ищу в предложении главные члены.
2. От того слова, с которым связано существительное (подлежащее или сказуемое) задаю смысловой вопрос.
3. От того слова, с которым связано существительное (подлежащее или сказуемое) задаю два падежных вопроса.
4. По двум падежным вопросам определяю падеж.
5. Проверяю себя: смотрю на предлог, соответствует ли он падежу.

Упражнения репродуктивного характера, направленные на отработку способа действия.

- Разберем упражнение 436.Читаем задание.
- Мы будем определять падеж, пользуясь нашей памяткой.
- Посмотрим на упражнение 437. Прочитаем текст.
- Из текста в свои тетради выпишите словосочетания, в которые входят выделенные слова и слова, от которых к ним будет задаваться вопрос. (Разбираем вместе, два последних словосочетания самостоятельно).
Выполняем письменно в тетради. Проверяем.

Упражнения продуктивного характера, направленные на применение полученных знаний в новых условиях.

- Молодцы. А теперь послушайте предложение
Мы поехали на озеро.
Я считаю, что слово озеро в именительном падеже, потому что кто? что? озеро. Вы со мной согласны?
- Нет, слово озеро стоит в винительном падеже.
-Как вы это определили?
(Рассуждения учеников.)
- Очень хорошо. Теперь послушайте другое предложение: Мне купили котёнка.
Слово котенка в родительном падеже, потому что отвечает на вопрос кого? Вы со мной согласны?
- Нет, слово котёнка стоит в винительном падеже.
-Как вы это определили?
(Рассуждения учеников.)
- Молодцы. Теперь посмотрите, пожалуйста, на доску, выберете существительные в родительном падеже: положили на стол, перепрыгнул через яму, рассказал про книгу, выглянул в окно.
(Рассуждения учеников.)

VI. Этап учебной рефлексии.

- Молодцы. А теперь давайте подведем итоги.
- Чему мы сегодня научились?
- Определять падеж имён существительных.
- Что же мы должны сделать, чтобы определить падеж существительного?
- Найти слово, с которым связано имя существительное и поставить от него вопрос.
- Достаточно ли задавать один падежный вопрос?
- Нет, потому что в некоторых падежах вопросы совпадают.
- Как проверить правильно ли мы определили падеж?
- Посмотреть на предлог соответствует ли он падежу.
- Что было трудно, а что больше всего понравилось?
- Вы все сегодня очень хорошо поработали. Молодцы.
(Фронтальная беседа).

VII. Задание на дом.
- Теперь запишем задание на дом, открываем дневники: Упражнение 439, с.34 правило наизусть. Только помните, что задавать нужно два падежных вопроса.


Авторские права: Свиридова Наталья Геннадьевна


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении падежей имён существительных" 3 класс:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока "Склонение имён существительных".
  • План-конспект урока русского языка 4 класс Тема: винительный падеж имени ...
  • Тематическое планирование по русскому языку 4 класс.
  • План-конспект урока русского языка 4 класс Тема: предложный падеж имени ...
  • Конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имен существительных ...
  • План-конспект урока русского языка 4 класс Тема: творительный падеж имен ...
  • Конспект урока, «Склонение имен существительных», русский язык, 3 класс
  • Русский язык, 4 класс
  • Развитие смысловой памяти младших школьников при изучении темы «Пад ...
  • Русский язык 4 класс


  • 16435
    Конспект прислал: 26051982 26 февраля 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата