Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ИЗО, 4 класс » Конспект урока изобразительного искусства:"Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. Искусство витражей" 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока изобразительного искусства:"Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. Искусство витражей" 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. Искусство витражей.
Цель урока: Познакомить с искусством витражей средневековых мастеров Западной Европы, выполнить рисунок витража красками. Задачи урока: - развитие умения составлять декоративную композицию, используя стилизованные элементы; - развитие изобразительного мастерства учащихся (аккуратности, точности движений руки и глаза (глазомера), мелкой моторики рукb - воспитание эстетического восприятия и переживания, творческого воображения, способности к эмоциональному проживанию художественного образа. Зрительный ряд: фотографии витражей, образцы, выполненные педагогом, работы по теме, презентация «Средневековые витражи» Литературный ряд: стихи Л.Бондаревского, Властимилы, А.Островской, В.Гарматюка, А. Ходош Музыкальный ряд: Иоганн Себастьян Бах «Токката и фуга ре-минор», Ritchi Blackmore Shadow of the Moon (в стиле средневековой готической музыки) Оборудование: а) для учителя: лист для демонстрации (формат А3), восковые мелки, акварель, кисть, вода; б) для учащихся: лист (формат А4), акварель, кисть, баночка с водой, салфетка. Ход урока I. Подготовительная часть урока - Здравствуйте, ребята. Проверка готовности: - Ребята, начинаем урок рисования. Проверьте, у вас на партах должны быть акварельные краски, кисти, альбомные листы, баночка с водой, салфетка. II. Основная часть урока 1. Введение в тему урока Этой встрече рада я, Сегодня нас ждут, наверное, не зря, Средневековые времена… 2.Вступительная беседа (сопровождается показом презентации «Средневековые вит-ражи) Справка Хотите, чтобы мир стал веселым и радостным? Возьмите желтое стекло и посмотрите сквозь него. А мрачным и тревожным? Тогда подойдет фиолетовое или темно-красное… Когда-то много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился витраж… Витраж – декоративная композиция из окрашенных стекол. Название происходит от латинского слова ”vitrum” – стекло. Нет точных данных, где и когда был изготовлен первый витраж. Есть данные о том, что зажиточные горожане Древнего Рима, а стекло в древности стоило дорого, использовали фрагменты цветного стекла для украшения окон. В местечке Джарроу в Северной Англии в ходе археологических работ были найдены кусочки неокрашенного стекла, скреплённые свинцом, относящиеся к VI – IX веку. Уже давно, от коих пор, Тут не сегодня, не вчера, Стоит готический собор… Легенды рассказывали о сказочных дворцах с прозрачными сияющими окнами. Говоря об архитектуре и искусстве Средневековья, период между XII и XIV веками часто именуют Эпохой "великих соборов". Действительно, к этому времени относится строительство собора Парижской Богоматери, Реймского собора и собора в Шартре во Франции; Кёльнского и Наумбергского соборов в Германии; Йоркского собора в Англии и целого ряда других грандиозных сооружений, возводимых в это время в Европе. Термин ”готика” применяется к стилю архитектурных соору-жений, который можно кратко охарактеризовать как ”устрашающе величественный”. Период в развитии средневекового искусства на территории Западной, центральной и отчасти Восточной Европы с XII во XV – XVI век. Французы гораздо удачнее называют готический стиль ”оживным” т.е. стрельчатым. Прошли столетия. В эпоху средневековья все помыслы человека были обращены к Богу. Входя в храм, он как бы попадал в другой мир. Всходило солнце… Есть чудеса на белом свете, Глядели мы, глядели дети, Как через узкие оконца, Минуя каменный портал, Сюда снаружи проникал Огонь садящегося солнца… Вечерний свет уже погас, оставив стены, и ленты витражей стем-нели постепенно. Был давний век суров, Но труд для вечных истин Витражных мастеров Был вправду бескорыстен: Ведь вы увидите немного, Видны творенья те Лишь адресату – Богу. Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты. Площади окон, отведённые под витраж в гигантских соборах огромны. Они располагались в стрельчатых окнах, центром композиции обычно являлась готическая "роза" - большое, разделённое на секторы, окно в форме круга, находившееся во фронтальной части здания над алтарём. В сложной композиции, состоящей из множества отдельных фрагментов, были переплетены орнаментальные и фигуративные участки. За узкими окнами солнце встает, дробясь на осколки в цветных витражах. Цвета готического витража предельно насыщены и ярки. Основу цветовой гаммы обычно составляла пара синий – красный. Также применялись жёлтый, зелёный и фиолетовый. Основой для участков открытого тела у людей служило молочно-белое стекло. Для получения цветных стёкол использовали окиси металлов, которые добавлялись в расплавленную в печи стекольную массу. Так, кобальт давал синий цвет, медь - красный. При последующем окрашивании вплоть до 14 века применялась только одна краска – так называемый «шварцлот», дающий градацию от коричневого до чёрного цвета. Листы стекла нарезали при помощи специальных раскалённых «утюгов» и воды, позже стали применять стеклорез, с прикреплённым на его конце алмазом. Подготовленные куски стекла соединяли между собой полосками из пластичного, легко принимавшего форму контура, свинца, спаенного оловом, который прочно охватывал стёкла с боков благодаря Н-образному профилю и не давал стеклам выпасть. Относительно небольшие фрагменты композиции размещались в сегментах металлической или деревянной рамы, которая придавала витражу прочность. История не порастет быльем, Стране и грядущему верно служа… В православных русских храмах витражи не применялись в силу целого ряда причин: из-за природно-климатических условий, иной, чем в Средневековой Европе, пространственной организации храма, кроме того, первоначально православные традиции запрещали писать иконы на стекле ”из-за хрупкости и недолговечности самого материала, а значит, и образа, на нем изображенного, в котором по христианским понятиям таинственно присутствует тот, кто изображен на иконе” Разноцветный витраж заиграл, засиял… Сложен нежной рукой за осколком осколок… Из разбитых надежд мозаичным узором Мастер живую картину по кусочкам собрал… Давно забыт тот мастер, что когда-то Собрал витраж из пестрого стекла, А мы все тщимся подобрать слова, Чтоб воссоздать творение собрата. И наконец, мы, дрогнувшей рукой, Осколки сложим в пеструю картину И, засияв по-новому, стекло Стеклом иным в столетиях застынет… 3. Работа со зрительным рядом Прежде чем приступить к работе, посмотрите еще раз на фотографии витражей. Мысленно перенесёмся на века назад и погру-зимся в средневековье… 4. Постановка учебной задачи и рекомендации по выполнению практической работы Изготовить настоящий витраж в условиях школьного урока не представляется возможным, а вот изобразить витраж на бумаге мы сегодня попробуем, для того чтобы представить себе хотя бы чуть-чуть эту красоту. У вас на партах бумага, но непросто бумага, а уже заданная форма готического окна. Наша задача «вставить» в эти окна витраж. Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительные узоры, по мотивам сказок и т.д. композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, которые впоследствии вы «вставите цветные стекла» При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку. (Показ образцов, выполненных педагогом) 5. Практическая работа учащихся(под музыкуRitchi Blackmore Shadow of the Moon(в стиле средневековойготической музыки) - Приступайте к работе. Если кому-то нужна помощь, поднимайте руку, я подойду. (Учитель проходит по рядам следит за процессом работы и оказывает помощь по мере необходимости) III. Заключительная часть урока 1.Анализ детских работ - Ребята, я закрепила на доске выполненные вами работы. По-смотрите, какие красивые витражи у нас получились! Давайте рассмотрим их. - Какие работы вам понравились и почему? - В каких работах интересно подобраны цветовые сочетания? - Какие работы отличаются необычными элементами узоров? - Какие работы наиболее интересны, оригинальны? (выставление оценок) 2.Подведение итогов урока - С чем мы сегодня познакомились на уроке? - Чему вы научились на уроке? - Молодцы! Сегодня все хорошо поработали, у вас получились замечательные витражи. - Урок окончен. Убирайте рабочие места. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока изобразительного искусства:"Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. Искусство витражей" 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5601 |
Конспект прислал: kaphelen 11 мая 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||