"); Конспект урока литературного чтения:Б.Л.Пастернак "Золотая осень" 4 класс » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 4 класс » Конспект урока литературного чтения:Б.Л.Пастернак "Золотая осень" 4 класс


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения:Б.Л.Пастернак "Золотая осень" 4 класс


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

15 февраля 2010 год.

Литературное чтение.
(4 класс).

Б.Л.Пастернак. “Золотая осень”.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Л.Пастернака.
Задачи: учить чувствовать и понимать язык поэзии; учить читать и анализировать поэтические произведения; учить детей соотносить музыкальные фрагменты с фрагментами текста стихотворения; развивать память, речь, мышление, художественное воображение.
Оборудование: портрет писателя, репродукция картины И.И. Левитана, фотографии деревьев: осин, вязов, ясеней; карточки с незнакомыми словами, CD запись музыкальных произведений “Осенняя песня” из музыкального альбома П.И.Чайковского “Времена года”, “Осень” А.Вивальди - музыкальный альбом “Времена года”, портреты П.И.Чайковского, А.Вивальди, чтение учителя.
Методическая литература: учебник “Родная речь” 2 часть составители: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, изд. “Просвещение”, 2006г.; “Поурочные разработки по литературному чтению” к учебнику Л.Ф.Климановой; учебник “Теоретические основы и технологии начального литературного образования” Т.В. Рыжкова.



Ход урока

1 Организационный момент.

2 Введение в тему.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Бориса Леонидовича Пастернака. Будем читать стихотворение поэта “Золотая осень”.

Слово о поэте.
- Борис Леонидович Пастернак – русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии. Нобелевская премия – это награда за высочайшие достижения, очень важная и престижная премия. Вручается она только тем людям, которые сделали очень важный, неповторимый вклад в области культуры, науки и в других областях). Борис Пастернак получил эту премию за выдающиеся достижения в области литературы.
Будущий поэт родился 10 февраля 1890 года в Москве, в творческой семье. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской академии художеств и мать – пианистка
Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками: И. И. Левитаном, В. Д. Поленовым. Посмотрите, пожалуйста, репродукцию картины И.И.Левитана (Репродукция на доске). В доме бывали музыканты и писатели, в том числе Лев Толстой. Мы с вами читали рассказ Льва Толстова “Филлипок”. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).
В 1901 году поступил сразу во второй класс пятой гимназии (сейчас это московская школа № 91). Борис Леонидович Пастернак родился в творческой семье: отец художник, мать пианистка. В их доме часто бывали люди искусства: знаменитые художники, музыканты, поэтому и свою жизнь Пастернак связал с творчеством, стал поэтом, писателем. Умер он 30 мая 1960 года.
3 Подготовка к первичному восприятию текста.
- Мы с вами приступаем к работе над поэтическим произведением, нового для нас поэта, постараемся почувствовать особенности поэтического языка автора, постараемся разобраться в тех чувствах, мыслях которые испытывал Пастернак, когда писал это стихотворение. Научимся сами красиво, мелодично читать стихотворение “Золотая осень” и своим голосом передавать настроение этого поэтического произведения.
4 Словарно – лексическая работа.
- Прежде чем мы начнём работу над стихотворением, нам необходимо уяснить значение незнакомых слов. Возьмите в руки карточки и простые карандаши. (Дети берут карточки и карандаши). Сначала расставим в словах ударение. (Учитель помогает учащимся). Теперь объясним значение этих слов.
ЧЕРТОГ – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
КАТАЛОГ – перечень, список, исчисляющий какие-нибудь предметы, явления.
5 Физкультминутка.
6 Этап первого восприятия.
(Выразительное чтение стихотворения учителем).
- “Золотая осень”.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля
Словно в золочёных рамах.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
7 Этап выявления восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Да, понравилось.
- Какую музыку вы бы подобрали к нему и почему?
1-ый ученик: - Нежную. Тихую, медленную.
2-ой ученик: - Красивую. Стихотворение очень красивое, в нём всё так тихо, плавно.
3-ий ученик: - Всё вокруг как будто спит: деревья, земля, листья опавшие, небо.
- Спасибо, очень хорошо! Сейчас, я хочу предоставить вашему вниманию два музыкальных произведения, посвящённых тому же времени года, что и стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака – осени.
Первое музыкальное произведение, которое мы сейчас послушаем, называется “Осенняя песня”, оно вошло в музыкальный альбом “Времена года” русского композитора Петра Ильича Чайковского. “Времена года” - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат: "Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь… Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа." Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".
(Дети слушают фрагмент композиции “Осенней песни” из альбома Чайковского “Времена года”.)
- Понравилась ли вам “Осенняя песня” П.И.Чайковского?
- Да, понравилась. Музыка очень красивая!
- Как вам кажется, соответствует ли настроение музыкального произведения настроению данного стихотворения? Свой ответ обоснуйте.
4-ый ученик: - Да, настроение музыкального произведения соответствует настроению стихотворения.
5-ый ученик: - Музыка очень тихая, плавная, немного грустная, как осенняя природа, которую описал в своём стихотворении Пастернак.
6-ой ученик: - Ритм мелодии “Осенней песни” Чайковского соответствует ритму стихотворения “Золотая осень” Пастернака.
7-ой ученик: - Под такую музыку очень хорошо гулять по осеннему лесу, или парку и мечтать.
- Спасибо, очень хорошо. Сейчас мы с вами послушаем ещё одну музыкальную композицию итальянского композитора Антонио Вивальди “Осень”, которая вошла в музыкальный альбом, который называется также как и у Чайковского “Времена года”. “Времена года” Антонио Вивальди – это цикл из четырёх скрипичных концертов, одно из знаменитейших его произведений. Каждый концерт посвящён одному времени года, соответствующих каждому месяцу.

Уважаемые коллеги!

Здесь скрыта важная часть конспекта.
Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином.

Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты.



8 Постановка учебной задачи.
- Мы с вами сказали о том, что настроение стихотворения тихое, немного грустное. Всё тихо вокруг, нет видимого какого-то движения, всё как бы застыло, погрузилось в тишину. Но всё вокруг красиво, природа осенняя восхищает автора, и нас с вами. Вспомните свои прогулки с родителями по осеннему парку, или может быть лесу… С какой интонацией мы будем читать стихотворение, в каком ритме?
12-ый ученик: - Мы будем читать плавно, певуче, неторопясь.
13-ый ученик: - Как будто мы с вами идём по осеннему парку медленно, разглядываем деревья, небо. Немного грустно, но и любуясь, восхищаясь красотой осени.
- Хорошо. Вспомните музыку Чайковского, плавную, тихую, нежную, красивую. Начинаем читать.
(Сначала дети читают все вместе по цепочке по предложению, затем читают два учащихся, у которых навык чтения, развит достаточно хорошо, остальные сидят внимательно слушают, не следя по учебнику).
9 Вторичное восприятие и анализ текста.
- О чём пишет поэт?
14-ый ученик: - О золотой осени.
- Как он называет золотую осень.
1-ый ученик: - Пастернак называет золотую осень сказочным чертогом, дворцом.
- Как он описывает осень? Прочитайте.
2-ой ученик:
- Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

3-ий ученик:
- Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- Какие выразительные слова и сравнения использует Пастернак?

4-ый ученик: - Поэт называет осень сказочным чертогом. Просеки лесных дорог он сравнивает с залами, какие бывают на выставках картин.
5-ый ученик: - золотую листву липы он сравнивает с обручем, какой бывает у невест, а золотую крону берёзы он сравнивает с фатой.
6-ой ученик: - Поэту кажется, что у берёзы есть лик, что она невеста.
7-ой ученик: - Свет зари Пастернак сравнивает с застывшим клеем.
8-ой ученик: - Ещё осень поэт называет древним уголком, а всю осеннюю природу сокровищем.
9-ый ученик: - Об осенней стуже он говорит как о живом человеке, “Где сокровищ каталог перелистывает стужа”.
-Молодцы! Как называется приём в литературе, когда предметам неживой природы придают свойства живого существа?
10-ый ученик: - Олицетворение.
- Совершенно верно. Поэт олицетворяет не только стужу, но и берёзу, вязы, осины.
10 Обобщение.
- Какой образ осени создаёт поэт в своём стихотворении “Золотая осень”? Опишите своими словами.
11-ый ученик: - В этом стихотворении Пастернак создаёт образ очень красивой, богатой осени, потому, что называет её “золотой”, но она ещё и задумчивая, заворожённая, “сказочная”.
- Спасибо, очень хорошо.
11 Итог урока.
- С жизнью и творчеством, какого поэта мы с вами познакомились сегодня на уроке?
12-ый ученик: - Мы познакомились с жизнью и творчеством Бориса Леонидовича Пастернака.
- Какое поэтическое произведение мы с вами изучали сегодня?
13-ый ученик: - Мы читали и анализировали стихотворение “Золотая осень”.
- С какими музыкальными произведениями мы соотносили текст стихотворения Пастернака?
14-ый ученик: - Мы соотносили текст стихотворения с “Осенней песней” Чайковского и “Осенью” Вивальди.
- Молодцы. Наш урок подошёл к концу, открывайте дневники, записывайте домашнее задание.
12 Домашнее задание.
- Дома вы готовите выразительное чтение Б.Л. Пастернака “Золотая осень”. Спасибо за урок.

! Этап проверки домашнего задания отсутствует, ввиду того, что урок проведён в понедельник, а по правилам школы на выходные дни учащимся начальной школы домашнее задание учитель не задаёт.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения:Б.Л.Пастернак "Золотая осень" 4 класс:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Конспект урока.Осенний вернисаж.Литературное чтение, 4 класс
  • Конспект урока литературного чтения:"Б.Пастернак Золотая осень" 4 класс
  • Выполнение композиции на тему "Золотая осень"
  • Конспект урока Краски и звуки осени
  • Конспект урока: "Есть в осени первоначальной»;Литературное чтение, 2 класс
  • Конспект урока А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"
  • Конспект по восприятию музыки Антонио Вивальди
  • Чтение 2 класс. Люблю природу русскую. Осень
  • Конспект урока интегрированного урока «Королевство волшебной осени» Изобра ...
  • Конспект урока. Паустовский. Прощание с летом


  • 17993
    Конспект прислал: катерина кручинина 31 марта 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата