Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 4 класс » Конспект урока Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема. "Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения".
Оборудование. Мячи, пластилиновые шарики, фонарики; учебники-тетради. Задачи детей. • Развернутое моделирование солнечного и лунного затмений; • обсуждение механизма затмения. Задачи учителя. • На материале домашнего задания организовать обсуждение механизма затмений, сравнение солнечного и лунного затмения; • на материале анализа и сопоставления схем, объясняющих полнолуние и лунное затмение, организовать развернутое моделирование этих явлений (использование разных модельных средств). ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания Ребята на схемах, данных на Т 21, показывали дома тени, отбрасываемые небесными телами. У. С домашним заданием справились? Кому было трудно? Дети рук не подняли, из чего учитель заключил, что, видимо, затруднений не было. У. Что сейчас будем делать? Д. Мы сейчас будем сверять домашнее задание. У. Как будем сверять? Д. Мы будем сверять домашнее задание в парах. Дети смотрят, как выполнено домашнее задание соседом по парте. У. Совпало ли ваше мнение и мнение соседа? У кого мнения совпали, поднимают руки домиком. При проверке домашнего задания у некоторых детей возникли вопросы, которые в паре они решить не смогли и попросили помощи у класса. Другие ребята предложили им нарисовать схемы, с которыми они не справились дома, на доске. Ученики нарисовали. Д. Затмения изображены на 2- и 4-й схемах. У. Как вы определили? Д. На этих схемах небесные тела выстроены в одну линию (дорисовывают линии на схемах). У. В чем различие этих затмений? Д. На одной схеме Луна закрывает Солнце от Земли. У. Покажи на схеме. Ученик рисует тень, отбрасываемую Луной на Землю, – линии, соединяющие Луну и Землю. Д. На другой схеме тень Земли закрывает Луну (рисует полоску тени, которую отбрасывает Земля). У. Скажите, чем отличается затмение звезды и затмение планеты? Д. При затмении звезды ее закрывает небесное тело. При затмении планеты – она попадает в тень небесного тела. У. Подпишите под схемами вид затмения. Дети подписывают схемы в тетради на Т 21. II. Постановка новой задачи У. Теперь вы все сможете распознать схему, на которой изображено затмение? Дети показывают знаки согласия. Учитель предлагает две схемы. На одной схеме изображено положение Луны, Солнца и Земли в момент затмения Луны, на другой – положение Луны, Солнца и Земли во время полнолуния. У. Одна схема вам знакома, она показывает ситуацию полнолуния. Напомните, что такое полнолуние? Д. Во время полнолуния Луна видна нам как целый круг. У. Вы видите, что на обеих схемах Луна, Земля и Солнце расположены на одной линии. Как такое может быть? Это вопрос, на который вам предлагается ответить. Покажите, как вы будете работать. Некоторые ученики берутся за руки, показывая, что хотят работать парами. Желающие работать в группе – образуют цепь из сомкнутых рук. Желающие работать индивидуально подняли правую руку. У. Сколько времени вам нужно на обсуждение этого вопроса? Дети предлагают время: семь минут, десять минут. У. Хорошо, десять минут. Д. Можно нам взять мячи? У. Все, что вам нужно, вы можете взять со стола. Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4 Дети подходят к учительскому столу, на котором лежат приготовленные мячи, пластилиновые шарики, фонарики. Участники разных групп выбирают для себя разные модельные средства. Некоторые не подходят к столу, выходят всей группой на свободное пространство класса и начинают договариваться о том, как построить "живую" модель – встать так, чтобы один человек был за Солнце, другой – за Луну и т.д. Заканчивая работу, ученики поднимают руки. Представители групп по очереди рассказывают о своем решении. Другие участники групповой работы помогают им, действуя с мячами и лампой, пластилиновыми шариками, показывая на "живой" модели, как все происходит (см. фото 1, 2). Основным в обсуждении становится вопрос о том, как может наблюдаться с Земли полная Луна, если Солнце, Земля и Луна стоят на одной линии и в этот момент должно быть лунное затмение, то есть Луны вообще на небе не должно быть видно. Дети вспоминают вид лунного затмения (материал предыдущего урока). Д. Лунное затмение как раз бывает хорошо видно, если полная Луна, тогда на ней появляется круглая тень. – Нет, наверное, неправильная схема. Если только чуть-чуть подвинуть Землю или Луну, они уже не будут на одной линии, но все равно будет полнолуние. Дети показывают это на "живой" модели – девочка приседает – теперь она ("Земля") не заслоняет Луну и "Луна" (девочка с косичками) "освещена Солнцем" (девочка с большим бантом), то есть Луна видна с Земли как полная (видно все лицо – "освещенная сторона Луны"). (см. фото 3) Участники другой группы разъясняют это друг другу с помощью пластилиновых шариков (см. фото 4). Ученики формулируют общий вывод. – При затмении Луны все три небесных тела выстраиваются на одной прямой. При полнолунии мы такого не наблюдаем. III. Самостоятельная работа У. Как вы полагаете, сможете ли вы сейчас сами найти положение внешней планеты, при котором с нее наблюдается затмение светила? Дети показывают знаки согласия. У. Откройте тетради на Т 22. Прочитайте задание. Работайте в группах, парах или индивидуально, кому как удобнее. Группа, выполнившая работу первой, выносит свой результат на доску. Другие показывают знаки "согласия", "несогласия". Если кто-то не соглашается, то ученик, стоящий у доски сам спрашивает: "С чем ты не согласна, Маша? У тебя есть возражения, Костя?" Общими усилиями схема корректируется. IV. Домашнее задание. У. Какое домашнее задание вы можете предложить? Д. Доделаем Т 22. Составим свои подобные задания на карточках. У. Ни у кого нет возражений? Запишите домашнее задание. Авторские права: Светлана ГРИБОК, http://nsc.1september.ru/2004/04/4.htm Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2336 |
Конспект прислал: Евгения Дмитриева 14 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||