Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, музыка, 4 класс » Конспект урока музыки, 4 класс по теме: "Разнообразный мир русской народной песни" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока музыки, 4 класс по теме: "Разнообразный мир русской народной песни" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Разнообразный мир русской народной песни Цели урока: 1. Познакомить с разнообразием жанров русской народной песни; 2. Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями; 3. На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества музыки композитора А.С.Даргомыжского воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Оборудование: музыкальные инструменты (аккордеон, ложки, трещотки, бубен, треугольник, колокольчик), грамзаписи народных песен, портрет композитора, раздаточный материал. ХОД УРОКА На доске эпиграф к уроку: “Народная песня – зеркало жизни народа” 1. Дети входят в класс под русскую плясовую песню. У: – Здравствуйте, ребята! Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок. 2. Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни. Активность на уроке будет поощряться, в виде карточек с набором музыкальных инструментов. Ваша задача набрать свой оркестр народных инструментов. 3. Сегодня в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте. Учитель достает из конверта письмо и читает детям: “Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки Я – Тимошка Из деревни Гармошка. В гости вас к себе зову, Сладким чаем угощу. Жду вас всех в своей избушке, Возле леса на опушке. Чтобы вы поторопились, Чтоб в лесу не заблудились Посылаю карту вам, Я ее составил сам” Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки. У: Ребята, кто такой Тимошка, об этом мы узнаем в конце путешествия. Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке? Дети: Да! У: Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню “Гармошка” тоже будет музыкальным. Согласны? Дети: Да! У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди: “Впереди вас ждет река, широка и глубока. Вы по ней плывите, да не утоните” У: Ребята, а в какой знакомой нам русской народной песне упоминается о реке? Дети: В песне “Вниз по матушке по Волге”. У: Ребята, песня “Вниз по матушке по Волге” композиторская или народная? Дети: Эта песня народная. У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня? Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность. У: Послушайте русскую народную песню “Вниз по матушке по Волге”. В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы. Слушание русской народной песни У: разучим небольшой фрагмент этой песни, помните о правильном дыхании. Исполнение фрагмента песни У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни? Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню. У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой). Многие русские композиторы в своем творчестве обращаются к русской народной песне. А.С.Даргомыжский написал “Вариации” к известной песне. Послушайте и подумайте, интонация какой песни звучит? Слушание. “Вариации к русской народной песне “Вниз по матушке по Волге” Дети: Интонации русской народной песни “Вниз по матушке по Волге”. У: Молодцы! В чьем исполнении звучат “Вариации” Даргомыжского? Дети: “Вариации” исполняет симфонический оркестр. У: Правильно. Кто из композиторов использовал русскую песню в своем творчестве? Дети: П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Р. Щедрин. У: С трудной загадкой справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошином письме, куда идти дальше? “Речку одолели – и вперед смелее. На пригорке деревушка Под названьем “Веселушка” Развеселый в ней народ Песни русские поет. И вы запевайте В деревню ту шагайте, Чтобы легче вам шагалось В эту деревушку Запевайте дети дружно Песню “Солдатушки”… Исполнение песни “Солдатушки, бравы ребятушки”. У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская? Дети: Песня – русская народная. У: Правильно, и еще эта песня относится к солдатским песням. Какие старые слова есть в этой песне? Дети: В песне есть старые слова: востры, держава. У: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме. “Слева видите? – гора, Вам идти как раз туда. Под этой горой Живет волк злой. Тише идите, Волка не будите” У: Ребята, споем волку колыбельную песню. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь, не громко. Разучивание колыбельной песни “Котик-коток”, “Ходит сон по горе” и т.д. У: Колыбельная от слова “колыбель”, что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как? Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко. У: Правильно. А еще такие песни в старину называли “баюканными” - от слова “баюкать”, т.е. “укачивать”. В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические. Внимательно посмотрите на карточки. И назовите реальных героев и фантастических. Котик Дрема Волчок Сон Зайчик Бука Собачка Угомон У: Молодцы, ребята! С заданием справились на “отлично”. Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным. “Полдороги, пол пути Быстро мы смогли пройти. А сейчас мы отдохнем И опять вперед пойдем” У: Какие элементы движения подходят для русской народной плясовой? Итак, “Барыня”. С ребятами проводится физкультминутка У: Наше путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Тимошином прочтем. “Справа медведь, Он любит петь, Громко поет Пройти не дает. По секрету вам скажу: С этим мишкой я дружу. Вы ему – частушек много, Он уступит вам дорогу” У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки? Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном. Дети: Еще и с балалайкой. У: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под “язык”. Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому-либо музыкальному инструменту. Раздаю инструменты У: Запомните, как они звучат. Разучим несколько куплетов на музыку воронежских куплетов на слова Викторова. Будем петь частушки весело, бойко, не забывая о том, что некоторые из вас играют на трещотке, бубне и ложках. Исполнение частушек - Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра. С детьми проводится музыкальная викторина “Узнай музыкальный инструмент” с использованием аудиозаписи “Русские народные инструменты”. Определить звучание: трещотки, дудки, балалайки, свистульки, бубенцы, треугольник. (см. Приложение. У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо. “А теперь - наискосок, Через тропочку в лесок. Вот, ребята, здесь мой дом. Хорошо, уютно в нем. Хочешь – прыгай, Хочешь – стой, Хочешь – песню даже спой” У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка. А кто такой Тимошка вы узнаете из этой песни. Послушайте и подумайте кто главный герой этой песни? Слушание песни Д.Львова-Компанейца “Самовар”. Исполнение песни. Оценка исполнения. Показ иллюстрации У: Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар. Итог урока Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли? Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: “Где песня льется, там легче живется”. Любите русскую песню! А сейчас домашнее задание – кроссворд. Раздаю карточки каждому Выставление оценок за урок. - Ребята, кто собрал меньше трех карточек – хорошо, кто больше – отлично. Урок закончен, всем спасибо! Авторские права: Замудрякова Наталья Валентиновна, http://festival.1september.ru/articles/506084/ Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока музыки, 4 класс по теме: "Разнообразный мир русской народной песни": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
15011 |
Конспект прислал: Изъюрова О.О. 26 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||