Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Три склонения имен существительных |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
![]() |
Три склонения имен существительных |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: «Три склонения имен существительных»
Тема научно-методической работы: «Формирование произвольности нервно-психических процессов у младших школьников с ослабленным здоровьем». Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Цель урока: дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Задачи урока: 1) образовательные: познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; 2) развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, таких как память, анализ, синтез, обобщение, сравнение; способствовать развитию логического мышления через выполнение разноуровневых заданий; 3) воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности, способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в парах; воспитывать умение адекватно оценивать себя и других. Формы урока: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы обучения: частично-поисковый, работа с учебником, с карточками. Средства обучения: таблица «Род имен существительных», карточки №1, №2, №3, дидактические картинки с изображениями корзинок, фруктов и овощей, оценочные листы. Структура урока 1. Организационный момент. Задача: подготовка учащихся к работе на уроке 2. Актуализация знаний. Задача: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели. Форма: фронтальная. Методы: частично-поисковый. 3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Задача: обеспечение усвоения нового материала через повторение ранее изученного, а именно рода имен существительных. Форма работы: индивидуальная, парная. Методы: самостоятельная работа по карточке, взаимопроверка. 4. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний о типах склонения имен существительных. Форма работы: фронтальная. Методы: наглядный, словесный. 5. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности учебного материала. Форма: фронтальная, парная. Методы: наглядный, парная работа по карточке, самопроверка. 6. Коррекция знаний и способов действий, контроль и самоконтроль знаний. Задача: выявление пробелов и их коррекция Форма: индивидуальная, самостоятельная работа по карточке. 7. Информация о домашнем задании Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Форма: фронтальная. Методы: словесный. 8. Подведение итогов занятия, рефлексия Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Форма: фронтальная. Методы:словесный. Конспект урока 1. Организационный момент. Садитесь, ребята! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «Пять». С каким настроением мы начинаем урок? (ответы детей). Давайте его отобразим в нашем табеле. В нижнем левом углу нарисован кленовый листочек, рядом написана буква «Н» (начало урока). Закрасьте листок. Если ваше настроение спокойное, умиротворенное, благодушное, и вы сосредоточены, полностью готовы работать на уроке, закрасьте листок зеленым цветом. Если ты немного волнуешься, чем-то обеспокоен, чувствуешь себя немного некомфортно, закрась листок желтым цветом. Если ты встревожен, недоволен чем-либо, на душе скребутся кошки, то закрась листок красным цветом. Спасибо, отложите табели. 2. Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте предложение, которое здесь записано. В каком падеже стоят существительные «по улице» и «по площади»? (ответы детей). Верно, в дательном падеже. Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом? (ответы детей). Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке (читаю проблемный вопрос). А для этого мы будем с вами размышлять, анализировать, писать в тетради, работать в паре, отдыхать на физминутке, работать с учебником, делать выводы (указываю на план урока на доске). На уроке будет немало заданий на осеннюю тематику, так как тема осени близка нам, ведь завтра у нас с вами Праздник Осени. 3. Но прежде, чем ответить на наш проблемный вопрос, мы повторим то, что изучали ранее. Откройте тетради, возьмите карточку №1. Здесь записаны слова с пропущенными буквами. Распределите их на три группы и запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Кому будет немного сложно, может найти подсказку в верхнем правом углу. Приступили к заданию. (дети выполняют задание карточки №1) Закончили. Проверим друг друга. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, взяв карандаш, проверьте работу, открыв следующую страницу карточки №1. Оцените работу по заданным критериям и поставьте в тетради на полях количество баллов. Верните тетрадь соседу. Возьмите свой табель и напротив строчки «Карточка №1» в графе «Твои баллы» проставьте ручкой тот балл, который вы заработали. Те ребята, которые не воспользовались подсказкой, приплюсуйте себе еще один балл. Сравните свое количество баллов с максимальным. Закончили эту работу, отложили табели. 4. А теперь обращаю ваше внимание на доску. Посмотрите внимательно на слова, которые здесь записаны. Что общего во всех этих словах? (ответы детей). Молодцы. Это существительные в единственном числе. А сейчас подумайте, по каким признакам сгруппированы эти существительные? (ответы детей). Правильно. В первой группе слова женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. (открываю часть схемы на доске). Во второй группе слова мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием –о, -е. (открываю часть схемы на доске). В третьей группе существительные женского рода с нулевым окончанием с мягким знаком на конце (открываю оставшуюся часть схемы на доске). Итак, сделаем вывод: по каким признакам мы сгруппировали слова? (ответы детей). Правильно, с помощью рода и окончания имени существительного мы можем определить его склонение. (открываю тему урока на доске). Мы подошли к теме нашего урока «Склонение имен существительных». Существительные бывают первого, второго и третьего склонения (открываю на доске). Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откройте страницу 88 и самостоятельно прочтите правило (работа с учебником). А теперь по полученной схеме давайте проговорим, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, к третьему склонению. Физминутка Молодцы. Вы хорошо потрудились, а теперь отдохнем. Встаем на физминутку. Послушайте задание. Я называю слово. Если это слово женского рода, то вы должны присесть; если - мужского рода, то сделать наклон вперед, руками достав до носочков; если – среднего рода, то подпрыгнуть на месте. Приготовились. Осень, дождь, ненастье, снег, непогода, облако, туча, картофель, урожай, свекла, листопад, дерево, туман, гололед, капуста, морковь, изморозь, заморозок, изобилие, октябрь. А теперь продолжаем работу. 5. Я приготовила для вас очень интересное задание. Оно называется «Наполни корзинки». (Открываю на доске дидактические картинки с изображением трех корзинок: 1 корзинка – 1 склонение, 2 корзинка – 2 склонение, 3 корзинка – 3 склонение) Я загадываю вам загадки про овощи, ягоды, фрукты, а вы должны отгадать, что это за слово и к какому склонению относится. 1) В огороде вырастаю, А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. (Помидор) 2) Я на солнышко похожа, Я росла на грядке тоже, Сладкая и крепкая, Называюсь … (Репкою) 3) Я – красная девица, Зеленая косица! Собой горжусь, Для всего гожусь! И для сока, и для щей, Для салатов и борщей, В пироги и винегрет, И… зайчишкам на обед! (Морковь) 4) Круглое, зеленое, Я расту на ветке, Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко) 5) Синий мундир, Теплая подкладка, А в середине сладко. (Слива) 6) Кафтан на мне зеленый, А сердце - как кумач; На вкус как сахар сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз) 7) Я на лампочку похожа, Но меня покушать можно (Груша) - Молодцы. Хорошо у вас получается. Давайте попробуем усложнить задание. Теперь вы будете работать в парах. Возьмите карточку №2. Итак, задание: я загадываю загадки, мы классом отгадываем, а вы в паре определяете склонение этого слова и записываете в нужный столбик. Готовы? 1) Целый стою я в поле. Только ты меня не трожь. Я должна поспеть на воле. Называюся я … (Рожь) 2) Разве в огороде пусто, Если там растет … (Капуста) 3) Летом – в огороде Свежий я, зеленый. А зимою – в бочке. Желтый я, соленый. (Огурец) 4) Набирай скорее в миску Краснощекую … (Редиску) 5)Захотелось плакать вдруг – Слезы лить заставил … (Лук) 6) Я кругла и крепка, Темно-красные бока, Я гожусь на обед, И в борщи, и в винегрет. (Свекла) 7) Для гороха я сестричка. В моем слове слово «соль» Зерен будет рукавичка. А зовут меня … (Фасоль) Хорошо. А теперь проверьте себя. Откройте следующую страницу карточки №2, сверьтесь, исправьте ошибки и оцените по критериям. Возьмите табель и впишите свои баллы в графу «Твои баллы» напротив строчки «Карточка №2». Сравните свои результаты с максимальным количеством. Закончили эту работу. 6. Коррекция знаний и способов действия, контроль и самоконтроль. Мы продолжаем осеннюю тематику, и следующее задание будет индивидуальным, называется «Веселый огород». Возьмите карточку №3. Перед вами текст с пропущенными словами. Вставьте подходящие по смыслу слова, а кому будет сложно, может воспользоваться подсказкой, которая находится в верхнем правом углу. А те ребята, которые быстро справятся с этим заданием, могут продолжить текст своими 2-3 предложениями (работа по карточке №3). Закончили. Проведем самопроверку. Откройте следующую страницу этой карточки и сверьтесь. У кого все верно, поставьте карандашом 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, 3-5 ошибок – 3 балла. Возьмите табель и проставьте свое количество баллов. Кто не воспользовался подсказкой, приплюсуйте себе еще один балл. А кто продолжил текст – еще один балл. Сравните с максимальным количеством баллов. Отложите табели. Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах «по улице» и «по площади» разные окончания? (дети отвечают, что это слова 1 и 3 склонения) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонения существительных? (дети отвечают, чтобы правильно писать безударные окончания). 7. Информация о домашнем задании Чтобы закрепить полученные знания и умения вам дома нужно будет поработать над упражнением №166. И в дальнейшем на уроках мы будем учиться определять склонение. 8. Подведение итогов занятия, рефлексия. А теперь возьмем табели и подведем итоги. Подсчитайте общее количество баллов и запишите в строчке «Итого». Сравните с максимальным количеством. Переведите баллы в отметку и запишите. Закончили. Вы довольны своим результатом? А сегодняшним уроком? Какое настроение у вас сейчас? Закрасьте кленовый лист в нижнем правом углу с буквой «К» (конец урока) цветным карандашом. Если ваше настроение добродушное, вы довольны, вы рады – зеленый цвет. Если вы немного огорчены – желтый цвет. Если вы недовольны уроком или своим результатом и у вас плохое настроение – красный цвет. У кого изменилось? Почему? Спасибо за урок. Урок окончен. Самоанализ урока по теме: «Три склонения имен существительных» 4 «Г» класс Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Это первый урок по теме: «Склонение имен существительных». Урок был проведен в 4 Г классе. Построение урока основано на данных психолога по уровню интеллектуального развития. По данным психолога (за 1 класс): II уровень – 2 человека III уровень – 7 человек IV уровень – 8 человек V уровень – 3 человека 6 человек, пришедшие в класс на 2,3 годе обучения, по наблюдениям учителя имеют III-IV уровни развития. На уроке были поставлены следующие задачи: 1) образовательные: познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду; 2) развивающие: способствовать развитию мыслительных операций, таких как память, анализ, синтез, обобщение, сравнение; способствовать развитию логического мышления через выполнение разноуровневых заданий; 3) воспитательные: способствовать положительной мотивации учебной деятельности, способствовать формированию коммуникативных навыков при работе в парах; воспитывать умение адекватно оценивать себя и других. Задачи решаются через этапы: 1) На этапе подготовки мною была поставлена задача – вовлечь учащихся в урок, привлечь к постановке цели. Я считаю, эту задачу удалось решить, так как привлекла учащихся к постановке цели, используя частично-поисковый метод организации познавательной деятельности. 2) На этапе изучения нового материала одной из задач являлось обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Эта задача осуществлялась через структурирование учебного материала. Это важно, так как при структурировании выделяются основные моменты и устанавливаются причинно-следственные связи. 3) На этапе подведения итогов я еще раз обратилась к цели, достигли ли мы ее. Цель была достигнута, это и есть результат. 4) Контроль знаний: использовала самопроверку и взаимопроверку знаний по готовым образцам ответов. При помощи вышеперечисленных форм и методов обучения организация деятельности учащихся была направлена на создание ситуации успеха, которая ведет к сохранению психического здоровья учащихся. Авторские права: Аминова Г.И. Пожалуйста, оцените конспект - Три склонения имен существительных: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
8062 |
Конспект прислал: gyuzyalya 4 ноября 2009 Комментарии (0) |
![]() |
![]() |
|
Информация | ![]() |
|
![]() Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||
![]() |
![]() |