Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 4 класс » Конспект урока русского языка по теме: "Глагол (Обобщение)", 4 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока русского языка по теме: "Глагол (Обобщение)", 4 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: Глагол. Обобщение.
Цели: • Развивать умение правильно обосновывать написание безударных и ударных окончаний глаголов. • Закрепить умение определять спряжение глаголов. • Развивать умение писать частицу НЕ с глаголами, правильно употреблять глаголы в неопределённой форме. • Развивать орфографическую зоркость, речь. Оборудование: учебник русского языка Поляковой А.В., фонограмма песен «Белые кораблики», « Алые паруса», билеты с вопросами, атласная ткань, рисунок кораблика, рисунки для словарного диктанта, яички от киндера, белка (мягкая игрушка), листок из судового журнала, названия станций, портрет и словарь И.В.Даля, выставка книг, портрет А.С.Пушкина. План. Организационный момент. Ученики стоят около доски. ( Тихо звучит песня «Белые кораблики»). Уч-ль: - Сегодня, ребята, наш урок будет необычный. Поприветствуйте гостей. Давайте настроимся на работу. - Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому–нибудь из класса своего солнечного зайчика. Пожелайте друг другу удачи. - Я рада видеть ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость и удачу. Уч-ль: - Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им. ( Выключить фонограмму) Уч-ль: - Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? Уч-ся: - Весёлым, интересным, хотим узнать, что - то новое. Уч-ся: На уроке я сижу Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю Если спросят, отвечаю. Уч-ль: Сегодня у нас урок – путешествие. Куда мы поплывём, вы узнаете, только тогда, когда попадёте на корабль. А для этого вы должны купить билет. Уч-ль: - Я задам каждому ученику вопрос. Вы по одному отвечаете на него и садитесь за парту. Вопросы. 1)Как можно определить число или лицо глагола? (По местоимению или окончанию глагола или только по окончанию). 2)Спою, записываю, собираю. - Что можете сказать о словах? (Это глаголы будущего времени, единственного числа, первого лица). 3)Прочитал, дружим, навещу. - Что общего в этих словах? (Это глаголы). 4)Пажэки. - какое слово зашифровано? (Экипаж) 5) Ататиц. - Какое слово зашифровано? (Цитата). 6) Отъезжал, приходил, пролетел, сияет, блеснул. - Что общего в данных словах? (Это глаголы единственного числа) 7)Прочитать, дружить, жечь, беречь. - Что общего в словах? ( Это глаголы неопределённой формы) 8)Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Изменяются по родам и числам. Имеют родовое окончание -и во множественном числе). 9) Как пишется частица не с глаголами. ( Частица не с глаголами пишется отдельно). 10) Какие части речи называются служебными? (Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий). 11) Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? ( - ут, ют и букву е в окончаниях). 12)Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения? (- ат, - ят, и букву и в окончаниях.). 13)Проспрягайте глагол летать. (Я летаю, ты летаешь, он летает, мы летаем, вы летаете, они летают). 14)Кормить, пахать, сеять, полоть, косить. - Образуйте от глаголов форму 2-го лица. ( Кормишь, пашешь, сеешь, полешь, косишь). 15) Что такое инфинитив? ( Это глагол неопределённой формы). 16)Какие глаголы на - ить относятся к первому склонению? (Брить, стелить). И так далее. Эпиграф к уроку (на доске). Уч-ль: «Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом» Уч-ль: - Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им. Уч-ль: - Ребята, какое было домашнее задание? Уч-ся: - Дома мы выполнили упражнение 170. Уч-ль: - Как определили буквы в окончаниях глаголов? Докажите. Ответы учащихся. Уч-ль: - Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте, себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет. - В этом вам поможет отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. ( Звучит музыка.) В это время 2 человека держат атласную синюю ткань, размером 2м на 1м, за верхние концы и полыхают её, имитируя море. Кораблик, подвешенный на нитке, имитирует плавание. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. - А теперь сделаем дыхательную гимнастику. - Вдох делаем через нос, а выдох через рот. (Предварительно были сделаны бутылочки для дыхательной гимнастики. Дома родители в пластиковой бутылке (0,33 мл) и в крышке проделали отверстия. На уроке труда четвёртую часть бутылочки дети засыпали конфетти. В отверстие крышки вставили трубочку. Когда дети делают выдох в трубочку, от потока воздуха конфетти начинает хаотично вращаться в бутылке.) Уч-ся: - Вместе с учителем делают дыхательную гимнастику. Уч-ль: - Но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся в путешествие, плыть только с помощью ветра не может. Его можно завести с помощью кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова. - Откройте свои судовые журналы (тетради) и запишите дату. г о р о д к о р а б л ь к а р т и н а б о г а т ы р ь в о с т о к с т о л и ц а Уч-ль: - Ребята, вы должны отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина, которого мы все любим. (Учитель читает отрывки, а учащиеся по очереди на доске записывают слова, а остальные ученики записывают в тетрадях) Уч-ль: 1. Вот открыл царевич очи Отрясая грёзы ночи, И, дивясь, перед собой Видит ……. Он большой Уч-ся: - Город Уч-ль: - Правильно. 2. Пушки с пристани палят ……… пристать велят. Уч-ся: - Кораблю. Уч-ль: - Совершенно верно. Слушайте следующий отрывок. 3. Царь Дадон к шатру спешит Что за страшная ……… Перед ним его два сына. Уч-ся: - Картина. Уч-ль: - Правильно. 4. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой Расплеснется в скором беге – И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя, ……………. Уч-ся: - 33 богатыря. Уч-ль: - Молодцы. 4. Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали мы недаром Неуказанным товаром. А лежит наш путь далёк, Восвояси на …….». Уч-ся: - Восток Уч-ль: 6. Вот въезжает в город он. Вдруг раздался лёгкий звон. И в глазах у всей ……. Петух вспорхнул со спицы. Уч-ся: - Столицы. Уч-ль: - Ну что ж, молодцы! - А теперь прочитайте, какое слово у вас получилось в выделенной колонке по горизонтали? Уч-ся: - Глагол. Уч-ль: Молодцы! Вы отгадали тему урока. Уч-ся: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам глагол! Уч-ль: - Сегодня мы продолжим изучать глаголы. А, впрочем, начнём всё по порядку… - Давайте отправимся в наше сказочное путешествие. - Наша первая остановка «Чистописание». - Посмотрите, на море небольшое волнение, как в этих строчках. лЛл ЛлЛ мМм МмМ Уч-ль: И мои вам пожелания Большому кораблю Большое плавание. Счастливого пути! - А теперь тише! Перед нами каюта. Заглянем в неё? Так это склад! Давайте запишем то, что видим. (Проведём «немой» словарный диктант. Я показываю картинку, а вы, ребята, молча, записываете то, что видите) Уч-ль: - Какие слова вы написали? Уч-ся: - Яблоко, морковь, помидор, капуста, картофель, овощи. Уч-ль: - Правильно. - Мы приближаемся к острову Повторения. - Вдали виден мыс Ошибок. - Ой, ребята, посмотрите. Странный листок выпал из судового журнала. На нём написаны глаголы. Но солёная океанская вода размыла чернила. SOS! Помогите мне! На листке написано: - Труди…ся, он ошиба…ся, (не) делает, (не) навидел, упадёш…, мечтаеш…. Уч-ль: - поднимите руку, кто справился с заданием. - Оля, ты восстановила слова? - Что у тебя получилось? (Эти слова написаны на доске. Оля выходит к доске и восстанавливает слова). Уч-ся: - Трудишься, он ошибается, неделает, ненавидел, упадёшь, мечтаешь. Уч-ль: - Вы согласны с Олей? Уч-ся: - Нет. Оля допустила ошибку в слове не делает. - Частица не с глаголами пишется раздельно. Уч-ль: - Правильно. Наша следующая остановка у пристани «Сказочная» - Вот и царевна из сказки А.С.Пушкина тоже делает добро Дом царевна обошла, Всё порядком убрала. Уч-ль: Подчеркните глаголы, определите время и число глагола. Уч-ся: - Обошла и убрала - это глаголы в форме прошедшего времени и единственного числа. Уч-ль: - Совершено верно. Молодцы. - А сейчас проведём физ. минутку. Штормы и ветры нам не страшны Ждут берега нас далёкой страны. Пусть бури и ветры с тобой верный друг И помощь протянут тебе 40 рук. Будь смел и отважен «Время – это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками». Портрет В.И. Даля. 1872. - Помните в сказке Царь велит своим боярам Времени, не тратя даром. И царицу, и приплод Тайно бросить в бездну вод. Уч-ль: - Давайте сделаем фонетический разбор слова время. ( Учитель по одному ученику вызывает к доске, а остальные пишут в тетради). Уч-ся: - Время – 2 слога в – (в) – согл., зв., парн., тв. р – (р) - согл., зв., непарн., тв. е - (э) – гл., уд. м - (м) – согл., зв., непарн., тв. я – (а) – гл., безуд. 5 б., 5 зв.,3согл., 2 гл. Уч-ль: - Следующая остановка у пристани «Угадай-ка». - На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? Уч-ся: - Что делать? Что сделать? Запись глаголов неопределённой формы в кроссворде и в тетрадях. (Учитель диктует слова: прошу, терплю, соберу, пойму, бегу, тру, подниму, ловлю, берегу. Ученики по очереди подходят к доске и записывают слова в кроссворд, а остальные записывают слова в тетрадях через запятую). п р о с и т ь т е р п е т ь с о б р а т ь п о н я т ь б е ж а т ь т е р е т ь п о д н я т ь л о в и т ь б е р е ч ь Уч-ль: - Прочитайте ключевое слово Уч-ся: - Спряжение. Уч-ль: - Что такое спряжение глаголов? Уч-ся: - Это изменение глаголов по лицам. Уч-ль: - Молодцы. - Следующая остановка у пристани «Здоровье». Проведём зарядку для глаз. Рисуй глазами треугольник, Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру пройдись. Рисуй восьмёрку вертикально, Ты, головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты на бочок её клади. Теперь следи горизонтально И в центре, ты, остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Открываем глазки И работаем по сказке. Уч-ль: - Мы очутились на острове Буяне (Учитель включает кассету, на которую она записала отрывок из стихотворения, который она прочитала сама сказочным голосом). Ель в лесу, под елью белка. Белка песенки поёт И орешки всё грызёт. А орешки не простые Все скорлупки золотые. - И в каждом орешке глаголы – исключения. Давайте их отыщем и напишем. К учителю по очереди подходят ученики и из корзинки достают орешки (яички от киндера-сюрптиза). Около корзинки сидит мягкая игрушка – белка. Открывают орешек и достают из него слово – исключение. Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, в котором есть этот глагол. Уч-ль: К морю лишь подходит он Вот и слышит будто стон. Смотрит – видит дело лихо… Бьётся лебедь средь зыбей… Он их кормит и поит И ответ держать велит. Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал! И прищёлкивать перстами И вертеться и подбочись Гордо в зеркало глядясь… Крепко связаны их локти, Попадётся зверю в когти Меньше будет ей терпеть. Как под крылышком у сна Так тиха, свежа, лежала. Что лишь только не дышала. Уч-ль: - И ещё 3 глагола. Назовите их. Уч-ся: - Обидеть, зависеть, ненавидеть. Уч-ль: - Совершенно верно. Назовите их все ещё раз хором. Уч-ся: Гнать, держать, смотреть и видеть Дышать, видеть и ненавидеть. И зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть. Вы запомните друзья. Их на е писать нельзя! Уч-ль: - Молодцы! Давайте подведём итоги. Уч-ся: Итак, глаголы 1-го спряжения имеют в окончании гласную – е и окончания во множественном числе - ут, - ют. - Глаголы 2-го спряжения имеют в окончании гласную – и, во множественном числе – ат, - ят. Уч-ль: - Правильно. Ловит он у дуба сук. И в тугой сгибает лук. Не спокойно сине море. - Как вы думаете, почему? Уч-ся: - Забыли мы про частицу не. Уч-ль: - как частица не пишется с глаголами? Уч-ся: - Частица не с глаголами пишется раздельно. Не выучил, не делай. Не знаешь, не спеши. Глаголами отдельно Частицу не пиши. Уч-ль: - А вот что приговаривает Балда с укоризной. - Не гонялся бы ты, Поп за дешевизной. Уч-ль: Так и вздулись сердитые волны Так и ходят, так воем и воют. - Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. ( Учитель выставляет оценки). Уч-ль: - Наше сказочное путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани «Итоговая». - Что же мы повторили о глаголе? Уч-ся: - Мы повторили словарные слова, делали синтаксический разбор предложения, вспомнили время, число глагола, произвели фонетический разбор слова, вспомнили слова – исключения, вспомнили , как пишется частица не с глаголами. Уч-ль: - Запишите домашнее задание. Напишите сочинение на одну из тем: «Путешествие дубового листа» или «Путешествие капельки». Уч-ль: - А теперь посмотрите на выставку книг. (Звучит мелодия) Уч-ль: - По какой сказке путешествовали? Уч-ся: - «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Уч-ль: - Вдали видна Земля Знаний. С каждым уроком, с каждой новой книгой, мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов, в мечтаниях и наяву ждёт нас впереди. По океану книг, через океан знаний и многие другие моря, вы обязательно придёте к Земле Знаний. Учащиеся вместе с учителем под фонограмму поют песню « Алые паруса» 1 куплет Ребята, надо верить в чудеса. Когда – нибудь весенним утром ранним, Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном 2 куплет С друзьями легче море переплыть, И съесть морскую соль, что нам досталась. А без друзей на свете Было б очень трудно жить. И серым стал бы алый парус. 3 куплет Когда то, где - то счастье ты найдёшь. Узнаешь Грея и Асолью станешь. В свою мечту ты веришь И её ты не предашь. Гори, гори под солнцем алый парус. Авторские права: Кузько Ирина Владимировна, учитель высшей категории Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока русского языка по теме: "Глагол (Обобщение)", 4 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
16501 |
Конспект прислал: Кузько Ира 14 апреля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||