Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Статья «Дошкольник и повышенная чувствительность к социальным оценкам». Статья, разное |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Статья «Дошкольник и повышенная чувствительность к социальным оценкам». Статья, разное |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Статья
«Дошкольник и повышенная чувствительность к социальным оценкам». Бобрышова Е.И. педагог-психолог ГОУ ЦО № 1877 «Люблино» ЮВАО г. Москвы Почетный работник общего образования РФ Дошкольное детство – это яркий момент в жизни каждого человека. Для нас, взрослых это, действительно, короткий промежуток времени – 7 лет. В соизмерении со всей жизнью совсем мало – миг, момент,- так эпизод. Когда мы вырастаем и становимся взрослыми, принимаем различные социальные роли, то на свое маленькое давно прошедшее детство смотрим все по- разному. Чем полна наша эмоциональная память? Яркие моменты, отдельные фрагменты, события. Кто-то активно вспоминает себя маленьким, где ему было уютно и комфортно, кто-то прячет «своего бывшего ребенка – я» далеко внутри человеческой души с огорчением и разочарованием, для кого-то детство не является значимой сущностью взросления. Этот анализ можно провести сейчас, когда мы, взрослые, выросли, стали профессионалами, образовали семьи. А тогда в детстве, мы просто жили, и за эти короткие 7 лет нам нужно было очень многому научиться – двигаться, говорить, познавать, чувствовать. Каждый из нас просто жил и полностью отсутствовало в детстве понятие «торопиться жить». Мы играли в библиотеку, продавца, учителя, космонавта, семью. По сути это была детская жизнь в игре с повышенной чувствительностью и особыми социальными оценками, установление правил и своих порядков Народная мудрость гласит: «Если ты хочешь навести порядок в своей стране, наведи порядок в своем городе. Если ты хочешь навести порядок в своем городе, наведи порядок в своем доме. Если ты хочешь навести порядок в своем доме, наведи порядок в своей семье. Если ты хочешь навести порядок в своей семье, то начни пожалуй с себя». Вот так очень просто и сложно, нужно принять свое «я» и начать с себя, вспомнить себя в детстве, увидеть в настоящем и взглянуть в свое будущее. Ребенок – взрослый – мудрец – старец – это путь развития личности. Истоки детства никаким образом не могут быть забыты. Это основа, это закон жизни. Современный бегущий мир взрослых должен хоть на минутку задержать свое внимание, взглянуть на себя, найти себя, обратить внимание на ребенка. Трудная, порой не выполнимая задача принять себя таким, какой есть, задуматься, что хотел бы изменить. Нам проще дать оценку другому, который рядом и переделать его: будь то член семьи, сослуживец, просто прохожий. Беззащитными в оценке являются дети. Они не могут возразить, они живут чувствами. Положительная оценка расправляет «крылья детства», негативная оценка вызывает переживание. В детстве ребенок открыт, он видит себя, видит других, но никогда не дает оценку, он принимает этот дар жизни. А взрослый? Он чаще всего не видит себя, но дает оценку другим. Значит взрослое приобретение - это оценка? Бедность чувств? Эмоциональная раздражительность, утомляемость, разочарование в себе у взрослых приводят к эмоциональному истощению. В последнее время усилилась дисгармония эмоционального развития ребенка; способы эмоциональной регуляции у детей слабы, повышается эмоциональная депривация, ребенок в семье предоставлен собственным волнениям и переживаниям. Родители от дошкольника требуют послушания, выполнение правил, что приводит к появлению новой модели поведения, связанной с усугублением некоторых эмоциональных проявлений: дети становятся вялыми, они тихо плачут, редко смеются, неуверенно улыбаются. Стеснительность и застенчивость становятся их основной формой поведения. Низкий уровень общения в сочетании с тревожностью и ярко выраженной неуверенностью в себе является предпосылками того, что застенчивость и социальная робость, страх ошибки могут стать определяющей чертой характера ребенка дошкольника. Проявление эмоционального поведения и повышенной чувствительности к оценке человека освещалось у многих специалистов – исследователей психологи. К. Изард выделяет наличие индивидуальных особенности у дошкольников, с психологическим вниманием поднимает характеристику застенчивости и такие чувств, как стыд и вина, которые проявляются уже в дошкольном возрасте. В дальнейшем рассматривает их все как аспекты одной и той же эмоции. Описывая застенчивость и стыд, автор отмечает, что это самые тягостные социальные эмоции, надстроенные над страхом. Застенчивый, стыдящийся ребенок боится осуждения своего поведения, испытывает неудовлетворе¬ние собой. Часто переживаемый стыд может вести к страданию и длительным переживаниям Переживание стыда начинается с внезапного и интенсивного усиления осознания своего "Я" или негативной оценкой взрослых. Стыд в отличие от страха меняет отношение ребенка к себе, делает так, что "Я" выглядит малень¬ким, беспомощным и несоответствующим. Стыд обычно возника¬ет в присутствии других людей. У застенчивых часто встречается самосознание, центрированное на производи¬мом впечатлении и социальных оценках. Он отмечает связь между переживаниями стыда и развитием эмоциональных межличност¬ных связей: возникая, стыд временно разрушает или сильно затрудняет социальное общение и межличностный контакт ребенка. Предшественниками стыда и застенчивости считается разочарование в себе, ощущение своей неуместности, изоляции, отверженности, потерянности, одиночества. Следствиями стыда выступают чувства робости, смущения, неадекватности. Рекомендации: Именно от родителей требуется умение говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребенка в понимании и осознании сложного мира человеческих отношений Переживания лучше выражаются словами (вербализируются). "я страдаю", "я обижен". Появляются чувства сопереживания, сочувствия: "мне больно, и тебе больно", жалости и сострадания: "Мама, тебе будет больно за меня и ты будешь переживать". Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Все это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым и их нравственно-этическим ценностям. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за отзывчивость взрослых, за умение понять его. Уходят стыд, обида разочарование исчезает социальная робость. Формирование у ребенка сочувствие: здесь важны не столько слова и призывы, сколько реальное, повседневное соответствие взрослых своим требованиям и характеру обращения с детьми. А доверие и сочувствие как раз и являются начальными слагаемыми эмпатии - формирующейся способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Тем самым создается гуманистическая, человеческая направленность в формировании личности, и основы ее закладываются в дошкольные годы. К 6-7 годам завершается для современных детей период дошкольного детства. Одна из основных задач родителей выполнена – заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6-7 лет: 1. естественно (безболезненно) проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы; 2. испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; 3. реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц; 4. обладают устойчивым чувством "я", уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей; 5. способны к сопереживанию; 6. не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям; 7. контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных. 8. более устойчивы к социальной оценке Все эти приобретения личности - результат разумного воспитания и любви к детям, которые адекватно принимают позитивную оценку взрослых. А родители в свою очередь предупреждают в общении и собственном поведении с ребенком громких и грубых оценочных обращений и действий. Литература: Изард К. «Эмоции человека», перевод с английского М., 1986 Зехаров А.И. «Неврозы у детей», СПб, «Дельта», 1997 Зимбардо Ф. «Застенчивость», М. «Просвещение», 2000 Кошелева А.Д, Перегуда В, И. «Эмоциональное развитие дошкольника», М., «Академия», 2003 Куликова А.Т. «Семейная педагогика и домашнее воспитание», М. «Академия», 2003 Медведева Е.А. «Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве», М., «Институт консультирования и системных решений», 2009 Хайди Кэдьюсон , Чарльз Кэдьюсон «Практикум по игровой психотерапии», СПб, «Питер», 2000 Авторские права: Бобрышова Е.И. Пожалуйста, оцените конспект - Статья «Дошкольник и повышенная чувствительность к социальным оценкам». Статья, разное: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
1319 |
Конспект прислал: Бобрышова Е.И. 15 мая 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||