Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Методическая тема:"Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Методическая тема:"Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
« Формирование орфографическая грамотности в начальной школе»
Кожина ВН МОУ СОШ №16 П Хани Якутия Оглавление Введение 3 Глава 1. Лингвистические основы формирования орфографического навыка у младших школьников 6 1.1. Орфографическая грамотность – основа правописания 6 1.2. Орфографический навык и условия его формирования 7 Глава 2. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников 11 2.1. Причины орфографически неграмотного письма учащихся и пути его преодоления 11 2.2. Учет состояния орфографической грамотности письма 22 Заключение 25 Список литературы 27 Приложения 29 Введение Актуальность. Поиск наиболее оптимальных путей формирования навыков грамотного письма у учащихся начальных классов общеобразовательных школ представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Орфографическая грамотность учащихся – проблема, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина? Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. К сожалению не все учителя понимают правильно смысл этого. Поэтому орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка [1]. Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г. Граник) и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский [23], М.Р. Львов [18, 19], М.М. Разумовская [22] и др.), «орфографическая сле¬пота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок. Почему учащиеся, зная правила, не замечают тех мест, которые требуют применения них правил? Ответ прост. В традиционной системе обучения отсутствовало целенаправленное формирование соответствующего умения, именуемого орфографической зоркостью. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить какое орфографическое упражнение раньше было самым распространенным в школьных учебниках? Упражнение на вставку пропущенных букв. В чем оно тренировало? В применении того или иного орфографического правила. Место же в слове, требующее применения правила, всегда было уже показано. Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил. Отсутствие орфографической зоркости делает непродуктивной еще одну операцию, о которой всегда напоминают учителя при завершении любых письменных работ. Призыв «Проверяйте!» подталкивает учащихся к перечитыванию написанного. Но снова неумение обнаруживать орфограммы мешает детям полноценно воспользоваться знанием правил, чтобы устранить возможные ошибки. Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической зоркости – становится очевидной. При этом так же очевидно, что начинать столь важную работу нужно заблаговременно, до изучения основных орфографических правил, поскольку применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи. Особая роль в формировании орфографической зоркости, орфографического навыка принадлежит начальным классам. Словом «орфограмма» младшие школьники начинают пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Еще в период обуче¬ния грамоте опытный учитель включает в пись¬менные упражнения первоклассников не только слова, с алфавитным или фонетико-графическим написанием, основанные на прямом соотноше¬нии между звуками и буквами, — но и слова, в которых существует разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у ребенка не воз¬никла иллюзия благополучия (М.Р. Львов): пи¬сать научиться легко – как слышишь, так и пи¬ши. Нужно, чтобы ученик, улавливая несоот¬ветствие в произношении и написании отдель¬ных слов, понял, что для грамотного письма недостаточно знания алфавита, необходимо ос¬воение и других законов письма [5, с. 32]. Позднее на уроках русского языка ученик открывает для себя эти законы – знакомится с правилами правописания. Но, как показыва¬ет практика, знание правил не может застра¬ховать ребенка от ошибок. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания в навыки. Таким образом, проблема формирования навыков грамотного письма является актуальной. Для решения данной проблемы, я поставила перед собой цель: изучение особенностей формирования навыка грамотного письма учащихся младших классов. Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи: 1) изучить научные и методические материалы по проблеме формирования навыков грамотного письма; 2) выявить причины орфографически неграмотного письма учащихся; 3) определить пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников; 3) обобщить теоретические и практические выводы и создать методические рекомендации. Научная новизна и значимость работы заключается в том, что: - научно обоснованы методы и приемы комплексного обучения орфографической зоркости; - установлено, что недостаточное развитие словарного запаса затрудняет освоение орфографического навыка; - теоретически обосновано, успешно апробировано содержание и технология работы по формированию навыков грамотного письма. Основные методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; - анализ школьных программ, учебников, учебных по¬собий, обучающих методик (традиционных и развивающих); - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - педагогический эксперимент в условиях реального обу¬чения. Практическая значимость. Разработанная методика формирования навыков грамотного письма у младших школьников будет способствовать формированию предпосылок орфографически правильного письма, профилактике дизорфографии в средних и старших классах. В исследовании намечены и обоснованы пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников, представлены рекомендации, которые могут быть использованы на уроках русского языка, на уроках коррекции. Исследование проходило на базе СОШ № 16 п. Хани Нерюнгринского улуса. Глава 1. Лингвистические основы формирования орфографического навыка у младших школьников 1.1. Орфографическая грамотность – основа правописания Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова и других, а также советских методистов и психологов – М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского. Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление, учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Так как наше правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии и синтаксису, и словарная работа; важно также, чтобы параллельно с орфографическими упражнениями шли и речевые упражнения. Обучая письму, мы обучаем ребенка не только технике письма, но и письменной речи, ее содержательной стороне и внешней, то есть звуковой. В школе обучения языку, письму и правописанию, должно быть поставлено так, чтобы учащиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы они, понимали, что письмо – важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила. В начальной школе в соответствии с возрастными особенностями детей все эти правила приходится изучать постепенно. И учет ошибок, и работа над ошибками, также должна вестись по этим правилам. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова. Я работаю по программе «Школа 2100», которая, на мой взгляд, наиболее полно позволяет осуществить формирование навыков грамотного письма. «Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что: 1) предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей; 2) введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм» [21, с. 197]. Таким образом, созданная программа по русскому языку, действующая ныне, дает возможность для создания благоприятных условий усвоения орфографического материала, так как обеспечивает связь с занятиями по языку в целом, ставит занятия по орфографии на прочную базу знаний и умений в области языка. 1.2. Орфографический навык и условия его формирования Как было сказано ранее, один из путей решения проблемы орфографической грамотности – это формирование орфографического навыка. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения [26, с. 88]. Термин «автоматизированный» следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации. Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы, предложенные М.Р. Львовым: - навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов); - навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний). Но и в той и в другой группе, центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы. Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой. Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм. Слова Ошибки 15.01. 22.01. 29.01. Сорока Петух Ворона + Заяц Собака Баран Корова + + Девочка Ученик Учитель + + Данный учет позволяет отследить те словарные слова, на правописание которых следует еще раз обратить внимание учеников. Для того чтобы увидеть истин¬ную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе, я составляю на класс таблицу грамотности (см. таблица 2). Таблица 2. Таблица грамотности, 1 класс № Список учащихся Орфограммы Словарные слова Большая буква Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу Мягкий знак Безударные гласные Парные согласные Предлоги со словами Для того чтобы проверить умение учащихся пра¬вильно писать слова с отработанными ор¬фограммами провожу разные виды слуховых диктантов: словарные, диагнос¬тические (до 10 слов на 3-4 диагностируе¬мые орфограммы; равное количество слов на каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение; слова даются в текс¬те вперемешку). Без выявления причин, вызывающих трудности в овладении навыком грамотного письма невозможна эффективная работа по их преодолению. Поэтому в работе использую психодиагностическую таблицу Н.П. Локаловой, которая позволяет определить причины трудностей в усвоении знаний и формировании навыков грамотного письма (см. Приложение № 5). Следует помнить, что быстрота и проч¬ность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способнос¬тей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, глав¬ными из которых, по моему мнению, явля¬ются: 1) четкое планирование всей работы; 2) тренировочные упражнения, опирающи¬еся на зрительные, рукодвигательные, слу¬хоартикуляционные восприятия; 3) систематический и разносторонний характер ра¬боты по орфографии; 4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм. Заключение Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом. Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Условия формирования орфографического навыка: - знание правила – теоретическая база, т.к. инструкция решения орфографических задач дана в орфографическом правиле; - знание приёмов применения правила – рассуждение на основе алгоритмов способствует усвоению орфограммы; - различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки. Умение определять место орфограммы (видеть и слышать орфограмму) – это орфографическая зоркость. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слова способствуют возникновению и развитию зоркости к орфограммам. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять; школьник не видит орфограммы во время письма. Только при систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы. В своем исследовании я решила задачи, поставленные в начале работы: изучены научные и методические материалы по проблеме формирования навыков грамотного письма; выявлены причины орфографически неграмотного письма учащихся; определены пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. В работе мной рассмотрены этапы и приемы формирования орфографического навыка. Формирование орфографической зоркости я провожу по 5 этапам: 1 этап. Ударение 2 этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением. 3 этап. Отработка навыка правопи¬сания безударной гласной 4 этап. Отработка умения про¬верять безударную гласную 5 этап. Восприятие орфограммы на слух Отработка орфографического навыка осуществляется мной комплексно: обязательная работа с «Тематическим словариком» (начиная с дошкольного возраста); орфографическое чтение; орфографическое списывание; работа над орфографическими ошибками. Благодаря использованию комплексного подхода в выборе приемов формирования навыков грамотного письма успеваемость в моих классах значительно повысилась. В заключении, можно сделать вывод, что проблема формирования навыков грамотного письма в начальной школе, является актуальной. Практическая работа, проведенная мной по этой проблеме, помогла сформировать следующие методические рекомендации: 1. Необходимость проведения планомерной работы по формированию навыков грамотного письма со старшей и подготовительной групп детского сада: орфографическое проговаривание словарных слов. 2. Обязательное разъяснение в буквар¬ный период несо¬ответствия произношения и написания. 3. Введение понятия «ошибкоопасное место», чтобы насторожить детей на появление воз¬можной ошибки. 4. Введение орфографических правил с выполнением нужных упражнений, а так¬же с поэтапным использованием памят¬ки для работы над ошибками. 5. Развитие фонематического слуха. 6. Целенаправленное обучение правильному списыванию текста. 7. Развитие словарного запаса детей. Список литературы 1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с. 2. Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму / Т. А. Аристова // Начальная школа. – 1999. – № 1. – С. 64-67. 3. Бельдина В.В. Развитие орфографической зоркости: Работа со слабоуспевающими учениками / В.В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 35-38. 4. Богоявленский Д.Д. Психология усвоения орфограмм / Д.Д. Богоявленский. – М.: Просвещение, 1966. – 344 с. 5. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию / И.В. Борисенко // Начальная школа. – 2003. – № 7. С. 32-34. 6. Буркова Т.В. Списывание и его виды в процессе обучения младших школьников грамматике и правописанию / Т.В. Буркова // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 28-37. 7. Вачикова В.А. Как сократить количество ошибок по русскому языку / В.А. Вачикова // Начальная школа. – 2005. – № 3. – С. 74-75. 8. Волина В.В. Веселая грамматика / В.В. Волина. – М.: Знание, 1995. – 336 с. 9. Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах / Л.И. Головина // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 49-51. 10. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. 11. Длугашевская С.А. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма / С.А. Длугашевская // Начальная школа. – 2005. – № 6. – С. 11-15. 12. Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение — залог повышения грамотности и развития речи / З.В. Дубовец // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 61-63. 13. Иванова В.А. Занимательно о русском языке / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: Просвещение, 1995. – 303 с. 14. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассника / В.А. Ильяшенко // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 29-32. 15. Ковалева О.В. Памятки для работы над ошибками / О.В. Ковалева // Начальная школа. 2005. – № 1. – С. 47-49. 16. Кохичко Л.Н. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии / Л.Н. Кохичко // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 55-60. 17. Краснокутская О.И. Работа с памяткой на уроках русского языка / О.И. Краснокутская // Начальная школа. – 2000. – № 3. – С. 60. 18. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 464 с. 19. Львов М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. 20. Межонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать / Г.М. Межонова // Начальная школа. – 2003. – № 7. – С. 89-93. 21. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. – 528 с. 22. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе / М.М. Разумовская. – М.: Просвещение, 1992. – 183 с. 23. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе / Н.С. Рождественский. – М.: Владос, 1992. – 218 с. 24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с. 25. Сорокина А.И. Работа над ошибками на уроках русского языка / А.И. Сорокина // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 85-86. 26. Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы / Б.М. Теплов. – Издание 3-е. – М.: Учпедизд, 1949. – 289 с. 27. Трушина С.В. Как эффективно тренировать орфографическую зоркость / С.В. Трушина // Начальная школа Начальная школа. – 2005. – № 3. – С. 73-74. Пожалуйста, оцените конспект - Методическая тема:"Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3256 |
Конспект прислал: melnic7 6 октября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||