Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Отчёт об изучении методической темы "Развитие орфографической грамотности у младших школьников". |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Отчёт об изучении методической темы "Развитие орфографической грамотности у младших школьников". |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Но что делать, если время идёт, а ребёнок продолжает ошибаться в хорошо знакомых словах, хотя правила давно выучены наизусть, напи- саны десятки диктантов и сделаны все упражнения из школьного учебника? Если не скорректировать этот процесс, не помочь малышу в начальной школе, то к среднему школьному возрасту можно получить безграмотные работы по русскому языку, нелюбовь к творческим зада- ниям, касающиеся письма, а также неразвитую устную речь. Убеждена, что актуальные орфографические проблемы обусловлены тем, что отсутствие орфографической зоркости является основной причиной орфографической слепоты младшего школьника. Почему я выбрала эту тему? У детей создаётся иллюзия, что оценки по русскому языку ставятся исключительно за орфографическую грамотность. Из – за боязни допустить ошибку, дети теряют веру в себя. Русский язык вызывает у них отрицательные эмоции. Поэтому для меня важно так организовать учебный процесс, чтобы этот предмет приносил удовлетворение, пробуждал интерес. Особый интерес к теме вызван тем, что в 2007 -2008 году работаю в классе- комплекте, что вызывает особую ответственность у учителя и у детей. Над данной темой работаю уже 3-й год. Но это не значит, что работа по развитию орфографической грамотности началась сейчас. Мой опыт имеет свою долгую историю в течение 20 лет. Поэтому, выбирая тему, была определена цель, задачи и особенности этой темы. ЦЕЛЬ: повышение грамотности учащихся начальных классов. ЗАДАЧИ: формирование орфографических навыков через развитие поз- навательных интересов к предмету; формирование умений грамотного письма, грамотной речи; учить обнаруживать ошибку в письменном тексте; отработка основных орфографических правил; в процессе обучения ребёнка обучать применять орфографи- ческие правила на практике; развитие устной и письменной речи; развитие вербальных и невербальных функций, участвующих тексте в процессе письма; развитие различных видов памяти; обогащение словарного запаса учащихся. ОСОБЕННОСТИ : 1. Тема направлена на изучение основных орфограмм русского языка и создание фундамента для грамот- ного письма. 2. В процессе обучения ребёнок использует не толь- ко орфографическую нагрузку, но и познавательную. 3. Работа над темой захватывает не только уроки рус- кого языка, но и другие предметы начальной школы. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ. Русский язык считается самым трудным предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и от ученика. Обучение русскому языку должно держаться на 3 китах: Главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся. Так как считаю, что уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем народного образования. Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей. Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. ( Для меня это, когда у моего ученика возникает желание узнать это правило.) На этом этапе происходит творческое овладение зун и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение. Чтобы грамотно провести проблемный урок русского языка, я должна: 1. Хорошо знать тему урока, его тип. 2. Правильно поставить проблему. Через создание проблемной ситуации с удивлением, с затруднением; побуждающий диалог, подводящий диалог. \создание проблемных \ система посильных ?ученику ситуаций путём противоре- и заданий, которые шаг за ша- чивых фактов, практичес- гом приводят ребёнка к отк- ких заданий, невыполнимых рытию нужной мысли\ или несходных с предыду- щим\ 3. Поиск решения проблемы \через побуждающий диалог и подводящий диалог\ 4. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Виды продуктивных заданий: * составление схем, алгоритмов; * придумай вопрос по теме урока; * сформулируйте тему урока; * ваши примеры по теме урока; * сформулируйте правило и сравните с учебником. Любой урок рассматриваю как: Учитель Ученик \ диалог учителя и ученика идёт на равных\ Ученик \ внутренний диалог ученика- мыслителя с самим собой\ Вся система орфографических работ строится на проблемных методах. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму. Приходится строить практические работы так, чтобы они могли «удивить» детей. Ребёнок должен удивиться тому: * что он видит орфограмму; * он может написать правильно; * всё это даёт хорошие результаты; * ему нравится работать, * на уроках русского языка интересно; Моя личностная задача – удивлять нестандартностью! На уроках применяю метод «разминки». Это, когда дети в течении 1,5 минут занимаются своим делом: один повторяет правило, другой просматривает словарь, третий анализирует ошибки, кто – то просто наблюдает за всем происходящим. Не надо жалеть времени, это то время, которое учитель тратит на успокоение детей после перемены. Это не страшно. Ученики быстро привыкают к разминке и используют её для дела. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности: Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания, всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально. При этой форме работы формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам. Графические выделения орфограмм. \ подчёркивание\ Цель: выработка орфографической зоркости. Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания, у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. Перфокарта. \ экономия времени \ Цель: развитие орфографической зоркости. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Цель: закрепить правописание слов с разными орфограммами. Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе. В первом классе дети ещё не знают правил, но знакомлю их с правилами проверки по образцу \ один – много, «назови ласково»- скворушка\. Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений: 1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему? 2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему? Учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи: 1) определить место, где возникла орфографическая задача; 2) к какой группе правил относится данная орфограмма; 3) в какой части слова находится орфограмма; 4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную; 5) определить в слове ударение; 6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма; 7) написать слово в соответствии с правилом. Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости. 1. Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы. 3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.) \тесты диктантов чаще всего несут познавательный характер\ !!! Считаю, что диктанты эффективнее, чем списывание. Грамотность выше при диктанте, нежели списывании. 4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то нового, интересного. На уроках провожу игровые моменты. + «Кто быстрее?» (вставь попущенную букву), \между командами\. Прим * рение кр*сота К*тание л*сник Гол*довка с*сна З*рно тр*ва + «Угадай слово». К-р-нд-ш, л-ст-п-д, -д-жд-, д-ж-рн-й. + «Пиши –не спеши» \ диктую слова, а дети их изменяют, чтобы было сочетание жи – ши\. Крыша, шалаш, нож, мышь, груша, чиж, ноша, лужа, этаж. + «Одна буква». \ Замени одну согласную в словах: лёд, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село.\ Можно дать вариант буквы, а можно доверить детям. + «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. + «Помоги Деду –Буквоеду вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды. Докажи, почему вставили такие буквы. + «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Докажите, почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? + «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы: Фла… сне… сугро… рука… бере… ду… моро… зимний ле… гладкий лё… Применяю в работе выборочное списывание. ( На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.) При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы. Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных кружков, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске. При выполнении диктанта, в процессе письма, разрешаю подчёркивать сомнительные буквы, либо оставлять «дырки» в сомнительных случаях. Ценность этого подхода: ребёнок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам. Использую метод, который назвала «Подглядки». Детям, которые слабо занимаются, или тем, которые не всегда могут применить правило на практике, разрешаю подглядеть ко мне в книгу, текст, который будем писать. Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда поизношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все виды диктантов имеют цель: способствование формирований навыка самоконтроля. Начатую в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки. Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии. Например,: Имена, фамилии, Начинает буква Клички, города - Важные слова: Все с заглавной буквы Иванова Анна, Пишутся всегда. Иннокентьевка, Москва. Семьи из слов живут на Земле. По корню узнаешь о близком родстве. Не надо их сходства, дружок, нарушать. И корни-близняшки с ошибкой писать! Сочетания жи –ши только с буквой «и» пиши! Сочетание чу – щу с буквой «у» пишу. Убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствуют более успешному овладению детьми орфографического навыка. В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания, т. есть словарные слова. На каждом уроке провожу словарную работу. У каждого ребёнка заведены тетрадки – словарики. В них ребята записывают новое слово, выделяют орфограмму, проводят фонетический разбор, выделяем сильные и слабые позиции, определяем орфограммы, составляем предложения. Вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги для лучшего закрепления. Такие виды заданий можно провести при изучении словарных слов. 1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги. 2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я. Я называю слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой. \ может быть веер \ 3. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о). 4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 5. Выписать слова, в которых два слога (три слога). 6. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее. 7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 8. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д. 9. Отгадать загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко) Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания. 10. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова: * Москва – так как это слово пишется с большой буквы; * суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова; * тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков; * сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный); * чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные; * карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх. Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты. Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Сначала года завожу тетрадь, где фиксирую ошибки учащихся. Это даёт возможности классифицировать ошибки. Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Работа над ошибками даёт свои положительные результаты. Результативна работа по карточкам. Карточки составляю по изученной теме для закрепления знаний. Эффективный результат даёт работа в парах, групповая работа. Такая система работы даёт хороший результат. Главным достижением, которой является то, что в 5 класс дети идут грамотными. Свои знания могут успешно при- менять и на других уроках: чтения, истории, природоведения, математике. ( смотреть приложение №2). К концу четвёртого года обучения, большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме. Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся. Пожалуйста, оцените конспект - Отчёт об изучении методической темы "Развитие орфографической грамотности у младших школьников".: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
9226 |
Конспект прислал: СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА 14 января 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||