"); Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и обучения грамоте. » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и обучения грамоте.


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и обучения грамоте.


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка и обучения грамоте.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. Орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. По данным обследований, более чем у 30% обучающихся умение видеть орфограмму (так называемая орфографическая зоркость) формируется стихийно. Орфографическая зоркость - это выработанная способность обнаруживать места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм, то есть развитие орфографической зоркости, должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Развивающийся речевой слух, постоянное внимание обучающихся к звуко-буквенному составу слов способствует возникновению и развитию зоркости к орфограммам. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза — выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих обучающихся на ее выработку.
Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы. Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ обучающимися. Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки и указания.
Современная методика отрицает формально-графический, механический характер орфографического навыка. Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность; каждое написание так или иначе отражает строй русского языка... Чем развитие ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему и правописание». Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нем корня и других морфем, подбора проверочных слов, определения части речи и формы слова, понимания его связей в предложении. Например: «Несет меня лиса за темные леса».
Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания. Но учитель должен постоянно помнить и о других факторах усвоения орфографии:
зрительном — списывание, зрительные диктанты, плакаты с трудными словами, цветные мелки для выделения орфограмм и т.п.;
слуховом — проговаривание, слуховые диктанты и т.п.;
речедвигательном — запоминание движения органов речи;
рукодвигательном — запоминание движений руки.
Работа над орфографической зоркостью должна проводиться в 4 этапа:
1. Постановка орфографической задачи.
2. Устанавливание типа орфограммы.
3. Применение правила (должен быть отработан алгоритм).
4. Осуществление контроля.
Умение обнаруживать орфограмму развивается у обучающихся в результате целенаправленных упражнений. Работу по формированию у детей видеть орфограммы нужно начинать со знакомства основных признаков «опасных мест» в период обучения грамоте.
Основные признаки «опасных мест»:
для гласных: любая гласная без ударения;
для согласных: парные звонкие и глухие согласные
а) оглушение на конце слова, кроме р, л, м,н;
б) оглушение в середине слова перед другой согласной, кроме р, л, м,н (луг, ложбинка, деревца, дубки);
в) непроизносимые согласные.
Какие же задания помогают развивать у ребят орфографическую зоркость? Вот ряд упражнений.
1. Определи на слух:
а) какие гласные (согласные) ты слышишь;
б) определи безударную гласную (звонкую или глухую согласную, непроизносимую согласную и т.д.).
2. Поставь знак ударения в словах, подчеркни безударные гласные.
3. Определи слова с сочетаниями (чк-чн, сн-зн, жи-ши, чу-щу и т.д.)
4. Определи места оглушения.
5. Подбери к данным словам проверочные слова (к са - .., н ра - ..., ду ки - .., лу - .. и т.д.).
6. Среди данных слов найди проверяемые и проверочные слова (гора, горы, гористый).
7. Письмо слов и предложений с пропусками:
а) р ка, тр ва, тра ка, бе , со нце;
б) р_сой крапил_сь цв_ты на п_лях
8. Найди в предложении или тексте только безударные гласные (непроизносимые согласные и т.д.)
9. Найди все изученные орфограммы в тексте или предложении.
10. Определи орфограмму и объясни правильность ответа (Как п_шли наши п_дру_ки (в)лес (по)яг_ды гулять).
11. Мини-диктанты с пропусками или выделением орфограмм.
12. Найди ошибки в предложении, в тексте.
13. Упражнение с омофонами (Ш/шарик звонко лает).
14. Проверка работ у своих товарищей.
15. Работа над орфографическими ошибками.
16. Использование стихотворных упражнений по орфографии, рифмованные упражнения:
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ежики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.
17. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
18. Использование обратной связи.
19. Комментированное письмо.

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости обучающихся может дать положительный результат: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Дети должны сами добывать базовую информацию и «изобретать правила орфографии». Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у детей орфографическую зоркость.





Пожалуйста, оцените конспект - Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и обучения грамоте.:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Формирование интереса к русскому языку и развитие орфографической зоркости
  • Развернутое тематическое планирование по русскому языку 2 класс,традиционно ...
  • Виды письменных работ на уроках русского языка
  • Методическая тема: "Орфография."
  • Развернутое тематическое планироваие по немецкому языку 2 класс
  • Отчёт об изучении методической темы "Развитие орфографической грамотн ...
  • Методическая тема:"Фрмирование орфографической зоркости в начальной школе ...
  • планирование Русский язык 4 класс
  • Тематическое планирование обучения грамоте по программе Эльконина-Давыдова.
  • Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: Повторение. Орфограммы в ...


  • 3847
    Конспект прислал: Nata58 22 ноября 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата