Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Конспект занятия "Дорожите именем своим" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект занятия "Дорожите именем своим" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Ход занятия
Тема нашего клубного часа «Дорожи именем своим. Тайна имени. Моя фамилия». Сегодня мы познакомимся с историей образования имен и фамилий, проанализируем, что обозначают имена, поиграем, заслушаем проекты, будем учиться составлять свою родословную. Итак, мы начинаем наше занятие. Давайте заслушаем стихотворение. Аганов «Дорожите именем своим» У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Откуда оно произошло? В Древней Руси не было многих знакомых нам имён. Наши предки были очень суеверны и боялись сглаза. Им казалось, что если ребенок назван красивым и нежным именем, то это может привлечь к нему губительное внимание злых духов. Поэтому давали ребенку самое необычное имя - ОХРАННОЕ. Также детей называли по времени рождения (Зима), по особенностям характера и поведения (Прыгун). Кроме имени человеку давали и прозвище. Оно отражало определённое свойство человека или род его занятий. Имен и прозвищ было много. Их давали по разным признакам: По названию животных – Воробей, Баран, Кот; По названию растений – Ветка ,Полынь, Роза, Появились имена-номерки - Второй, Третьяк Давались по внешнему виду – Чернавка, Лобан, Силач. по поведению Соня, Молчун. Они казались нам неправильными и порой смешными. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определённой местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин. ЗАДАНИЕ: Ребята, попробуйте объяснить имена известных героев былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. По какому признаку им давались имена? 1Игра «СОСТАВЬ ИЗ БУКВ ИМЯ» (Ульяна, Прохор) В 988 году, во время правления князя Владимира, Русь приняла христианство. Детям имена стали давать священники, в честь святых. Эти имена записывались в специальных книгах «СВЯТЦАХ» - церковном календаре. В святцы имена могли попасть из разных языков. Это были римские, латинские, греческие, европейские, скандинавские и славянские имена. Каждое имя, взятое из другого языка, имеет свое значение Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей. Шли три пекаря, Три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Шли три Назара, встали у базара, да заговорили: Про Прокопа, про Прокопиху, И про маленьких Прокопьиных Прокопенят. Кроме имени, ребята, вы еще имеете и фамилию. В любом документе: свидетельстве о рождении, паспорте, анкете – каждый из нас назван по имени, отчеству и фамилии. Только в 18 веке по указу Петра 1 было введено единообразное, официальное именование людей, которыми мы пользуемся до сих пор. ФАМИЛИЯ – (греч.) – родовое имя, фамилия – семья, род, поколение. В наше время под словом «Фамилия» понимают особое, индивидуальное наименование отдельного человека, с помощью которого его отличают от другого. Ребята, посмотрите на экран. Кто может назвать имя и фамилию нашего земляка - поэта. Родословная семьи Лермонтовых. РОДОСЛОВНАЯ — перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Творческое домашнее задание. Составить свою родословную. Каждая фамилия имеет свою историю возникновения, которую изучает наука - Ономастика. Некоторые фамилии образованы от - названия местности, где проживало семейство. - названий животных, - названий растений. Ряд фамилий указывают на - профессию или должность: Мельников, Кузнецов. 4Игра «УЗНАЙ ФАМИЛИЮ?» ЗАДАНИЕ. Каждой команде даются 3 карточки и различные фамилии. Ваша задача узнать от чего образована фамилия и приклеить ее на нужную карточку. Какая команда справится быстрее, та и выиграет в этом конкурсе. Итак фамилия – это составная часть полного имени человека. Люди всегда берегли свое имя и старались сделать так, чтобы оно как можно дольше жило в памяти потомков. Уважают человека - фамилия его в почете, опозорен человек – она запятнана. Посмеяться над фамилией, и осквернить ее – значит обидеть человека. Поэтому воспитанные люди должны всегда правильно называть не только имя, но и фамилию собеседника и никогда не смеяться над ними. Ребята задавались вопросом происхождения их имен, провели исследовательскую деятельность и подготовили проекты на тему «Тайна имени». Некоторые из них давайте послушаем. Подводя итоги нашего занятия, следует отметить, что необходимо бережно относиться к своему имени и фамилии, так как ву них содержится волшебный, магический смысл, который связывает человека с природой, с народом. Авторские права: Янова Е.Н. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект занятия "Дорожите именем своим": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5933 |
Конспект прислал: ЖЕЖЕ 11 февраля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||