Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » Ребёнок с ММД |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Ребёнок с ММД |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Ребёнок с минимальными мозговыми дисфункциями как проблема начального образования
Общеизвестно, что незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к различным вредным воздействиям и менее всего способен противостоять им. Поэтому именно дети, начиная с внутриутробного существования и включая первые годы жизни, получают много травм, нарушающих их развитие. В то же время благодаря достижениям современной медицины количество детей, погибающих в младенческом возрасте, за последние 10-15 лет существенно сократилось. Медики считают свою помощь эффективной, т.к. дети живут и в основном нормально развиваются физиологически. Но ничего не проходит бесследно. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребёнка достаточно быстро нормализуется, то нарушения и отклонения в работе мозга остаются ещё надолго. Они менее очевидны (некоторые с трудом диагностируются), почти не осложняют повседневную бытовую жизнь ребёнка, имеют относительно обратимый характер и поэтому относятся к разряду лёгких нарушений под общим названием минимальные мозговые дисфункции (ММД). Сегодня эти нарушения становятся массовыми. Дело в том, что серьёзные нарушения в созревании и развитии мозга, а также причины, приводящие к этому, хорошо известны и описаны, т.к. всегда находятся в зоне повышенного внимания педагогов, психологов, медиков. Напротив, лёгкие отклонения – ММД – до недавнего времени не воспринимались как проблема. Минимальные мозговые дисфункции- это наиболее лёгкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стёртую симптоматику и специфичные отклонения в поведении (двигательную расторможенность, неуправляемость, невнимательность) ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга в благоприятных условиях. Ребёнка, имеющего лёгкие функциональные нарушения в работе мозга (ММД), отличает от нормально развивающих детей: В норме мозг человека работает в суточном ритме, для которого характерны активность в течение дня и релаксация ночью. При накапливающемся утомлении (в результате монотонной работы, усталости, болезни) общий ритм функционирования мозга несколько меняется: рабочие циклы могут сокращаться до 30-40 минут и перемежаться 10-15 секундными релаксационными паузами, во время которых мозг отдыхает, восстанавливает работоспособность. Например, читая книгу в состоянии переутомления, иногда мы не замечаем, что отключились и не понимаем, о чём идёт речь. Мы «поднимаемся» по тексту и не узнаём прочитанного. Следовательно, в релаксационные периоды «внешняя» деятельность может продолжаться, однако при этом она не осознаётся и её результаты не фиксируются и не запоминаются. При ММД дети страдают хронической энергетической недостаточностью, поэтому их мозг постоянно функционирует в состоянии, близком к «переутомлению». В результате рабочие циклы сокращаются до 5-10 минут, а релаксационные паузы до 3-5 минут и более. В течение урока такой ребёнок может 4-5 раз отключиться, но в периоды релаксации «внешняя» деятельность не прерывается, а продолжает совершаться автоматически. В это время ребёнок не воспринимает, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребёнок может взять ручку со стола соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он клянётся, что ничего не брал, в подтверждение своих слов выворачивает карманы и с удивлением смотрит на ручку, не понимая, как она там оказалась. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с ММД вполне искренне клянутся, что не говорили, не кричали, не толкали и т.д., и это вызывает ещё большее возмущение окружающих. Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, посвящённой проблемам развития детей с ММД, позволяет сделать важные выводы. В дошкольном возрасте только по поведенческим проявлениям очень сложно отделить детей с ММД от обычных, но просто утомляемых, капризных, неорганизованных, отвлекаемых, повышенно подвижных детей. В дошкольный период дети с ММД могут не иметь никаких особых проблем в развитии, связанных с их дефектом. Им свойственны те же самые проблемы, что и всем остальным дошкольникам. Дошкольная жизнь ребёнка с ММД может протекать благополучно (чаще всего так и оказывается). При этом ни родители, ни окружающие могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребёнка к недостаткам воспитания. Ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены или не сформированы. Недостатки внимания, оперативной памяти, повышенные отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления – все эти неустранимые характеристики первичного эффекта начинают играть роковую роль в судьбе детей: они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками. Специфика интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-10 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время мозг «отдыхает», накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать в течение 5-10 минут, после чего мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной активностью оказывается невозможным. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение происходит очень эффективно. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха (пока не наступает полное истощение). Качество обучения детей с ММД значительно возрастает при использовании групповых методов работы на уроке, которые не требуют от учащихся соблюдения абсолютной тишины, строгой дисциплины, что для них труднодостижимо, а напротив, предоставляют возможность поговорить, обсудить решение или ответ. До школы ребенок с ММД живет и «обучается» в том ритме, который свойственен работе его мозга и нервной системы. Поэтому отставания в интеллектуальном развитии обычно не происходит. Случаи одновременного выявления у ребёнка ММД и ЗПР показывают, что дело тут не столько в ММД, сколько в отсутствии минимального внимания со стороны родителей. Если ребёнок растёт в благополучной семье и его воспитанию уделяется много внимания, то уровень интеллектуального развития ребёнка может быть и высоким. Однако в школе и у него начнутся проблемы. Незнание, что у ребёнка есть функциональные отклонения в работе мозга и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом, порождает нарастание проблем в начальной школе. Задачи начальной школы состоят в: Определение готовности к обучению в школе; Обеспечение адаптации к школе; Повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности; Развитие познавательной и учебной мотивации; Развитие самостоятельности и самоорганизации; Поддержка в формировании желания и «умения учиться»; Развитие творческих способностей. Необходимо помнить, что с возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребёнка и, следовательно, возможности компенсации и коррекции уменьшаются. Как правило, это время ограничивается первыми 5-6 годами обучения ребёнка в школе. Отличия детей, имеющих лёгкие функциональные нарушения в работе мозга (ММД), от нормально развивающихся детей: Быстрая умственная утомляемость и сниженная умственная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать); Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (невозможность сдержать обещание, составить план и следовать ему и пр.); Существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (от вялости, сонливости в одиночестве до двигательной расторможенности, хаотичности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке); Выраженные нарушения в деятельности (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной); Значительные сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или регидности); Снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок удерживает в уме и оперирует довольно ограниченным объёмом информации); Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную; Неполная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т.е. при списывании и срисовывании не замечают несоответствий даже при последующем сравнении); Изменение временной протяжённости рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга. Пожалуйста, оцените конспект - Ребёнок с ММД: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3045 |
Конспект прислал: Irina K 25 февраля 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||