Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Методические темы и классные часы » статья Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников в школе |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
статья Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников в школе |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Статья по педагогике.
Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников в школе. (Л. А. Оленникова) Образовательная ситуация России XXI века характеризуется приоритетом ценностей развития личности, сохранения и поддержания психологического здоровья субъектов образования, развития адаптивности и психологической конструктивности ребенка как субъекта учебной деятельности. В этом контексте исключительное значение приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Адаптация младших школьников находится в центре внимания многих наук: педагогики, психологии, медицины, физиологии и др. В последние годы многие исследователи (О.А. Белобрыкина, Г.С. Голошумова, А.В. Запорожец, В.Е. Каган, Г.Г. Кравцов, Г.Ф.Кумарина, Н.Г. Лусканова, Т.Д. Молодцова, Г.А. Репина, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.) констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям образовательной среды (высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника, низкий уровень коммуникабельности). Нарушение адаптации, дезадаптивное поведение вызывают необходимость расширения возможностей педагогической поддержки младших школьников на различных этапах адаптации. Однако, как показывает анализ отечественных педагогических исследований (Е.А. Александрова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова и др.), вопросы сущности педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде недостаточно раскрыты на теоретическом и практическом уровнях. Все вышеперечисленное позволило нам выделить и сформулировать проблему исследования, связанную с оказанием педагогической поддержки первоклассникам в период их адаптации в школе. Цель нашего исследования заключается в выявлении оптимальных способов педагогической поддержки первоклассников в адаптационный период. В современной психолого-педагогической литературе под адаптацией понимают сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, новую систему требований и контроля, в новый коллектив. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Исследователями выделено три основных компонента адаптации первоклассников: физиологический (подстройка организма), деятельностный (освоение способов и приемов новой деятельности) и эмоциональный (принятие новой социальной ситуации). Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть и такие, у кого этот процесс сильно затягивается и может привести к школьной дезадаптации. Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе. 3. Договорный - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме. 4. Деятельностный: а) действует сам ребенок: со стороны педагога - одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б)действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику. 5. Рефлексивный - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Педагогическая поддержка позволяет учащимся начальных классов всегда иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получить возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Проведенные нами исследования по выявлению уровня адаптации первоклассников позволили выделить ряд проблем в адаптации первоклассников в школе. Основными из них являются: 1. Компенсируемое состояние усталости (7% детей), то есть самовосстановление оптимальной работоспособности этих детей происходит за счет периодического снижения активности. 11% детей имеют состояние перевозбуждения, что чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей и приводит к быстрому истощению. 2. Негативное отношение к учебной деятельности (22% детей). 3. Преобладание отрицательных эмоций, чаще всего связанных с недостаточным уровнем сформированности умения работать самостоятельно. (40 % детей) 4. Дезадаптированные дети (7%). Мы относим этих детей к дезадаптированным, потому что у них недостаточный уровень физиологической адаптации, они условно готовы к школе, имеют очень серьезную степень деятельностной дезадаптации и отрицательный уровень эмоциональной адаптации. На основе результатов диагностики нами разработана и реализована программа педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в школе, целью которой являлось создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников в школе. Программа содержала следующие направления: - Подготовка учителя к работе с первоклассниками: знакомство учителя с особенностями организации деятельности первоклассников, проведение занятий в ДОУ с будущими первоклассниками, создание условий для успешной адаптации первоклассников в школе. - Работа с детьми: организация первых дней ребенка в школе; использование на уроках и переменах различных тренингов, психофизических упражнений и игр, способствующих снятию эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; использование в учебной деятельности физминуток, игр-драматизаций, психокоррекционных упражнений для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями; использование двигательных игр-разминок, позволяющих ослабить эмоциональное и физическое напряжение детей в период адаптации к новым условиям и требованиям; проведение классного часа «Учимся жить дружно», способствующего сплочению детского коллектива. - Работа с родителями: проведение собрания родителей первоклассников по результатам адаптационного периода, проведение индивидуального собеседования и консультирования родителей, проведение тематических родительских собраний. После реализации программы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в школе была проведена повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику уровня адаптации детей в школе. Количество учащихся, имеющих компенсируемое состояние усталости, уменьшилось с 7% до 3%, количество детей с состоянием перевозбуждения уменьшилось с 11% до 3% . Негативное отношение к учебной деятельности не проявилось ни у одного учащегося, хотя ранее проявлялось у 22% детей. Лишь у 7 % детей преобладают отрицательные эмоции (ранее преобладали у 40%). Дезадаптированных детей в классе не выявлено, но 2 ребенка имеют частичный уровень адаптации. Данные показывают, что результаты общего уровня адаптации в школе у учащихся 1 Б класса значительно улучшились. Это говорит об эффективности разработанной программы и подтверждает выдвинутую гипотезу о положительном влиянии педагогической поддержки на школьную адаптацию ребенка. Авторские права: Оленникова Л. А. Пожалуйста, оцените конспект - статья Педагогическая поддержка как одно из условий успешной адаптации первоклассников в школе: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3245 |
Конспект прислал: lubov09111986 24 октября 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||