Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Авторская дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения «Филиппок». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Авторская дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения «Филиппок». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества г.Калининска Саратовской области». «Утверждаю» Директор Дома детского творчества _______________ Завражина Т.А. «___» _______________2012 г. Авторская дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения «Филиппок». Возраст детей 7-11 лет. Срок реализации – 3года Автор педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Шатохина Рита Вячеславовна Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол №___ от _____________20 г. г.Калининск 2012 г. Пояснительная записка. Направленность. Данная программа авторская, художественно-эстетической направленности. Является результатом многолетнего творческого поиска и изучением литературы по данной теме. Сферой применения программы являются детские объединения дополнительного образования. Программа была апробирована в течении 6 лет, дала положительные результаты. Театр – искусство синтетическое, он воздействует на детей целым комплексом художественных средств: художественный образ, живописное оформление, музыкальное сопровождение. На занятиях учащиеся накапливают эмоциональный, интеллектуальный и трудовой опыт. Тематика программы очень разнообразна, что дает возможность детям проявить себя в разных видах театральной деятельности, выявить в себе наличие творческих и музыкальных способностей, учит детей работать в коллективе, уважать друг друга, взаимовыручке. Воспитывает у детей эстетический вкус, любовь к прекрасному, веру в сказку. Новизна данной программы в мобильности и ориентированности на особенности обучения музыкально-театральному искусству учащихся младшего школьного возраста, что определило включение в тематический план программы упражнений и музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Актуальность написания данной программы вызвана необходимостью решения важных проблем: - дети младшего школьного возраста испытывают потребность в общении друг с другом, но не могут организовать совместную деятельность; - дети испытывают потребность в самовыражении; - система занятий в музыкальном театральном объединении дает возможность учащимся проявить себя в разных видах театральной деятельности, освоить театральную терминологию, развивает музыкальные способности детей. Педагогическая целесообразность программы объясняется развитием полноценного восприятия искусства, творческой фантазии, мышления, эмоций, формированием личности в целом. Цель программы: воспитание гармоничной разносторонней личности через развитие творческих способностей и расширение общекультурного кругозора. Задачи программы: - развитие творческих способностей и духовно познавательных потребностей детей с помощью музыкально-театрального искусства; - воспитание настойчивости, целеустремленности в достижении необходимого результата; - накопление знаний, умений и навыков в процессе театральной деятельности; - физическое развитие детей с помощью ритмических упражнений; - приобретение навыка общения в коллективе, умения организовать совместную деятельность. Отличительные особенности данной программы: - сочетание двух видов искусства – театра и музыки; - включение в учебный материал упражнений и игр, построенных на основе детских потешек и стихов, что обогащает и развивает речь детей; Возраст детей от 7 –до 11 лет. Срок реализации – 3 года. Формы занятий – групповые и индивидуальные. Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, показ кукольного спектакля, собеседование. В результате 1 года обучения дети должны Знать: - правила техники безопасности и поведения на занятии; - историю возникновения театра; - театральные профессии; - простейшие жанры и виды театра; - владеть средствами образной выразительности; - считалки, потешки. Уметь: - изготовить простейшую куклу из подручного материала; - выполнять упражнения для укрепления мышц рук; - озвучивать персонажей настольного театра; - свободно общаться друг с другом, не нарушая правил поведения; - играть в коллективные игры. В результате 2 года обучения дети должны: Знать: - правила техники безопасности и правила поведения на сцене и за ширмой; - историю создания театра кукол, жанры и виды театрального искусства; - загадки, скороговорки, считалки. Уметь: - владеть куклой-перчаткой, оживлять, выполнять простейшие действия; - владеть средствами образной выразительности; - сделать простейшую куклу, придумать образ, декорации для спектакля. В результате 3 года обучения дети должны: Знать: - правила техники безопасности на занятиях в ДДТ; - правила поведения на сцене и за ширмой; - современные направления театра кукол, виды и типы кукол, их устройство; - этапы работы над постановкой кукольного спектакля; - игры, упражнения. Уметь: - владеть куклой-перчаткой, куклой-марионеткой, объемной куклой; - озвучивать куклу, двигаться с ней под музыку; - работать над постановкой спектакля; - владеть своим голосом; - работать на сцене, за ширмой; - владеть средствами образной выразительности. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы. Первый год обучения. № Наименование тем теория практика всего 1. Вводное занятие. Правила по технике безопасности. 2 - 2 2. Входная диагностика. 2 - 2 3. Театр – это искусство. «Саратовский театр кукол «Теремок» Театральные профессии. 4 2 6 4. «Теневая кукла» Теневые куклы - наши руки. 2 4 6 5. Взаимосвязь музыки и театра. Развитие музыкальных способностей. 6 16 22 6. Средства образной выразительности: «Интонация»; «Поза». 12 28 34 7. Ритмика – движение под музыку. 12 30 42 8. «Театр на столе» куклы-картинки. «Постановка спектакля «Репка». 8 22 30 Итого: 42 102 144 Второй год обучения. № Наименование тем. теория практика всего 1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности. 2 - 2 2 Входная диагностика. 2 - 2 3 Театр – это искусство. «Театр кукол» 4 2 6 4 «Куклы оригами» - простейший театр. 2 10 12 5 Кукла – перчатка. Оживление неживой материи. Этюды с куклой. 6 14 20 6 Ширма – игровая площадка кукольного спектакля. 4 6 10 7 Средства образной выразительности «Мимика» и «Жесты». 8 22 30 8 Взаимосвязь музыки и театра. Музыка как средство выражения. 4 10 14 9 Ритмика – движение под музыку. Постановка рук. 4 16 20 10 Постановка кукольного спектакля «Теремок» 6 22 28 Итого: 42 102 144 Третий год обучения. № Наименование тем теория практика всего 1 Вводное занятие 2 - 2 2 Входная диагностика 2 - 2 3 Современный театр кукол. Знакомство с театром кукол Образцова С.В 4 - 4 4 Театр-искусство перевоплощения. Актерское мастерство. 6 6 12 5 Театральная деятельность. Игры – драматизации. 4 14 18 6 «Театр и слово» Понятие о диалоге и монологе. 6 10 16 7 «Гапитовая кукла». Устройство куклы, особенности движения. 2 2 4 8 «Кукла – марионетка» Устройство, особенности движения. 2 4 6 9 Напольная кукла. Кукла – маска. Сходство и различия с человеком. Особенности движения куклы. 4 12 16 10 Ритмика – движение под музыку. Упражнения на развитие моторики рук. 6 16 22 11 Музыка и театр. 2 12 14 12 Постановка музыкального номера с напольной куклой. Показ. Обсуждение. 2 26 28 Итого: 42 102 144 Содержание дополнительной образовательной программы. Первый год обучения. 1.Вводное занятие. Знакомство детей с содержанием работы музыкально-театрального объединения «Филиппок». а) теория. Примерный план работы объединения на год. Ознакомление с правилами по технике безопасности. 2. Входная диагностика. Выявить у детей музыкальные способности. а) теория. С помощью музыкальных игровых упражнений выявить у детей наличие музыкальных способностей: голос, музыкальный слух, речевые особенности. (см. Приложение А). 3.«Театр – это искусство». Саратовский театр кукол «Теремок». Воспитание через нравственное и эстетическое знакомство с историей театра и яркими художественными произведениями. а) теория. Беседа о театре. История создания Саратовского театра кукол «Теремок» (см. Приложение В) Типы и виды театральной куклы. Показ и способы вождения куклы– перчатки. 4. «Теневая кукла». «Теневые куклы – наши руки». Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность. а) теория. История возникновения «Театра теней». Рассказ. (см. Приложение С) в) практика. Разучивание упражнений для рук. Показ с помощью рук различных животных. 5. Взаимосвязь музыки и театра. Развитие музыкальных способностей. Развивать музыкальные способности детей: умение петь, слушать, подобрать нужную мелодию персонажу спектакля. а) теория. Беседа «Музыка и театр». в) практика. Разучивание упражнений и музыкальных игр на развитие голоса, чувства ритма, памяти, внимания. Подбор и разучивание музыкального материала для спектаклей. 6. Средства образной выразительности. «Интонация». «Поза». Приобщение детей к театральному искусству, овладение средствами образной выразительности. а) теория. Беседа – знакомство со средствами актерской выразительности: интонацией, позой. в) практика. Сценки – диалоги: «Мама звонит по телефону», «Золушка собирается на бал»; «Красная Шапочка и Серый Волк». 7. Ритмика – движение под музыку. Развивать физические способности детей с помощью ритмических упражнений под музыку. а) теория. Объяснить детям содержание упражнений и их необходимость для развития музыкальных способностей: слуха, голоса, чувства ритма, памяти, внимания. в) практика. Разучивание упражнений и игр на развитие чувства ритма, упражнения для рук. 8. «Театр на столе». Куклы – картинки. Постановка спектакля «Репка». Приобретение практических навыков: изготовление кукол из подручного материала, декораций, реквизита; выступление на публике. а) теория. Выбор пьесы, читка, распределение ролей. в) практика. Изготовление кукол, декораций, реквизита. Показ спектакля, обсуждение. Второй год обучения. 1.Вводное занятие. Содержанием работы музыкально-театрального объединения «Филиппок». а) теория. Примерный план работы объединения на год. Ознакомление с правилами по технике безопасности. 2. Входная диагностика. Выявить у детей музыкальные способности. а) теория. С помощью музыкальных игровых упражнений выявить у детей наличие музыкальных способностей: голос, музыкальный слух, речевые особенности. (см. Приложение А). 3.«Театр – это искусство». «Театр – кукол». Воспитание через нравственное и эстетическое знакомство с историей театра и яркими художественными произведениями. а) теория. Беседа о театре. Типы и виды театральной куклы. в) практика. Игры - драматизации с куклой-перчаткой. 4. Куклы оригами – простейший театр. Учить детей изготавливать куклы из подручного материала. а) теория. Показ кукол из бумаги, объяснение способов изготовления. в) практика. Изготовление кукол из бумаги. 5. Кукла-перчатка. Оживление неживой матери. Поставить руки для работы с куклой - перчаткой. а) теория. Объяснить правила вождения куклы перчатки. Выучить тексты потешек и детских стихотворений. в) практика. Этюды с куклой. Простейшие физические действия с куклой. Имитация ходьбы, кукла садится, бежит, спит, передает предмет и т.д. 6. Ширма – игровая площадка кукольного спектакля. Знакомство детей с устройством театральной ширмы. а) теория. Правила поведения за ширмой. Устройство ширмы, ее предназначение. в) практика. Этюды с куклой-перчаткой. 7. Средства образной выразительности. Мимика. Жесты. Приобщение детей к театральному искусству, овладение средствами образной выразительности. а) теория. Беседа – знакомство со средствами актерской выразительности: с мимикой и жестами. в) практика. Сценки – диалоги. 8. Взаимосвязь музыки и театра. Развитие музыкальных способностей. Развивать музыкальные способности детей: умение петь, слушать, подобрать нужную мелодию персонажу спектакля. а) теория. Беседа «Музыка и театр». в) практика. Разучивание упражнений и музыкальных игр на развитие голоса, чувства ритма, памяти, внимания. Подбор и разучивание музыкального материала для спектаклей. 9. Ритмика – движение под музыку. Развивать физические способности детей с помощью ритмических упражнений под музыку. а) теория. Объяснить детям содержание упражнений и их необходимость для развития музыкальных способностей: слуха, голоса, чувства ритма, памяти, внимания. в) практика. Разучивание упражнений и игр на развитие чувства ритма, упражнения для рук. 10. Постановка кукольного спектакля «Теремок». Приобретение практических навыков: вождение кукол; изготовление из подручного материала, декораций, реквизита; выступление на публике. а) теория. Выбор пьесы, читка, распределение ролей. в) практика. Работа с куклой – перчаткой за ширмой, изготовление декораций, реквизита. Постановка спектакля «Теремок». Показ спектакля, обсуждение. Третий год обучения. 1.Вводное занятие. Содержанием работы музыкально-театрального объединения «Филиппок». а) теория. Примерный план работы объединения на год. Ознакомление с правилами по технике безопасности. 2. Входная диагностика. Выявить у детей музыкальные способности. а) теория. С помощью музыкальных игровых упражнений выявить у детей наличие музыкальных способностей: голос, музыкальный слух, речевые особенности. (см. Приложение А). 3. Современный театр кукол. Знакомство с театром кукол Образцова С.В. Воспитание через нравственное и эстетическое знакомство с историей современного театра. а) теория. Рассказ о театре Образцова С.В. 4. Театр – искусство перевоплощения. Актерское мастерство. Развитие творческих способностей детей с помощью театральной деятельности. а) теория. Беседы «Театр- искусство перевоплощения», «Разновидности кукол и движения с ними». в) практика. Упражнения на развитие координации; упражнения на развитие моторики; умение двигаться под музыку с объемной напольной куклой. 5.Театральная деятельность. Игры-драматизации. Использовать разные виды театральной деятельности с целью углубления представлений детей о театре, совершенствованию в театральной деятельности, проявлению скрытых способностей, развитию взаимоотношений между подростками. а) теория. Знакомство детей с такими формами театральной деятельности, как: концерты, музыкально-литературные композиции, игры-драматизации, кукольные спектакли. в) практика. Игры-драматизации «Я режиссер». 6.Театр и слово. Понятие о диалоге и монологе. Освоить театральную терминологию. Научить составлять монолог и диалог. Находить сюжет для спектакля. а) теория. Беседы «Музыка и слово», «О роли музыки в спектакле», «Поэтический текст, музыкальная интонация». в) практика. Упражнения – работа над дикцией, разучивание скороговорок, считалок. Фантазии на тему. 7. Гапитовая кукла. Знакомство детей с современными направлениями театрального искусства. а) теория. Показ и рассказ об устройстве гапитовой куклы. в) практика. Приобретение практических навыков вождения гапитовой куклы. 8. «Кукла-марионетка». Знакомство детей с современными направлениями театрального искусства. а) теория. Показ и рассказ об устройстве куклы-марионетки. Изготовление куклы из бумаги, особенности движения куклы-марионетки. Движение с куклой под музыку. 9. Напольная кукла. Кукла-маска. Сходство и различия с человеком. Особенности движения. Всестороннее развитие ребенка, побуждение к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению. а) теория. Показ и рассказ об устройстве напольной куклы. в) практика. Изготовление напольной куклы, особенности движений с куклой под музыку. 10. Ритмика – движение под музыку. Упражнения на развитие моторики рук. Развивать физические способности детей, с помощью ритмических упражнений под музыку. а) теория. Объяснение детям содержания упражнений. в) практика. Подбор разучивание музыкального материала для показа номера с напольной куклой. 11. «Музыка и театр». Развивать музыкальные способности детей. а) теория. Беседа: «Взаимосвязь поэтического текста и музыкальной интонации». в) практика. Упражнения на развитие голоса, игры на развитие чувства ритма, памяти и внимания. Подбор и разучивание музыкального материала. 12. Постановка музыкального номера с напольной куклой. Показ. Обсуждение. Использовать разные виды театральной деятельности с целью углубления представления детей о театре. а) теория. Подбор сюжета, персонажа, музыки для номера. в) практика. изготовление напольной куклы, разучивание движений под музыку с куклой. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. В программе музыкально-театрального объединения «Филиппок» определяющим является соблюдение общепедагогических принципов и методов преподавания. Тематика программы очень разнообразна, что дает возможность детям проявить себя в разных видах театральной деятельности, выявить в себе наличие творческих и музыкальных способностей. Учит детей работать и учиться в коллективе, уважать друг друга. Воспитывает у детей эстетический вкус, любовь к прекрасному, веру и сказку. Большую роль в театральном искусстве играют руки. С помощью ритмических упражнений и игр укрепляются мышцы рук. Дети учатся слушать музыку, двигаться под музыку. Дети проходят три этапа обучения по принципу спирали: «от простого к сложному». 1 этап – поисково-диагностический Детям дается возможность проявить музыкальные и творческие способности. При наборе детей в объединении учитываются природные способности. Для этого на вводных занятиях проводится диагностика, направленная на выявление этих способностей. 2-этап – практический Дети получают практические знания о работе над постановкой, участвуют во всех периодах работы над спектаклем: - творческая организация взаимодействия между актерами; - взаимодействие и конфликт между героями спектакля; - показ на открытых занятиях или мероприятиях знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Усвоившие успешно программу переходят к следующему этапу. 3-этап – творческий Дети самостоятельно придумывают сюжет для постановки мини спектакля или сценку , создают образ персонажа, подбирают музыкальный материал, изготавливают декорации. Формы, приемы и методы занятий. Формы подведения итогов. Первый год обучения. № п/п Наименование тем Формы занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Формы подведения итогов 1 Вводное занятие. Правила по технике безопасности. Беседа Словесный Собеседование 2 Входная диагностика Игра Инд. работа Исследовательский Практический Анализ 3 Театр-это искусство. Саратовский театр кукол «Теремок» Рассказ Словесный Наглядный Опрос 4 Теневая кукла. Игровое занятие «Теневые куклы наши руки». Словесный Наглядный Практический Показ 5 Взаимосвязь музыки и театра. Беседа «Музыка и театр» Словесный Наглядный Практический Показ 6 Средства образной выразительности. «Интонация». «Поза». Беседа Словесный Наглядный Исследовательский Итоговое занятие 7 Ритмика-движение под музыку. Упражнения Игры Наглядный Словесный Практический Контрольное занятие. 8 «Театр на столе» Куклы-картинки. Постановка спектакля «Репка» Словесный Наглядный Практический Показ Второй год обучения. 1 Вводное занятие Правила по технике безопасности Беседа Словесный Собеседование 2 Входная диагностика Игра Инд. работа Исследовательский Практический Анализ 3 «Театр – это исскуство. «Театр кукол» Игровое занятие Словесный Наглядный Опрос 4 Куклы-оригами – простейший театр Традиционная форма занятия Словесный Наглядный Практический Показ 5 Кукла-перчатка. Оживление неживой материи Игровое занятие. Словесный Наглядный Практический Контрольное занятие 6 Ширма - игровая площадка Традиционная форма занятия Словесный Наглядный Практический Опрос 7 Средства образной выразительности. «Мимика». «Жесты» Игровое занятие «Маска» Словесный Наглядный Практический Итоговое занятие 8 Взаимосвязь музыки и театра. Развитие музыкальных способностей. Беседа «Музыка и театр» Практический Словесный Наглядный Контрольный урок 9 Ритмика-движение под музыку. Упражнения Игры Наглядный Практический Словесный Контрольное занятие 10 Постановка кукольного спектакля «Теремок» Постановка спектакля. Словесный Наглядный Частично-поисковый Практический. Отчетное занятие. Третий год обучения. 1 Вводное занятие Правила техники безопасности Беседа Словесный Собеседование 2 Входная диагностика Игра Инд. работа Исследовательский Практический Анализ 3 Современный театр кукол Традиционная форма занятия Словесный Наглядный Опрос 4 Театр-искусство перевоплощения. Актерское мастерство. Ролевая игра Объяснительно-иллюстративный Словесный Наглядный Контрольное занятие 5 Театральная деятельность. Игры-драматизации. Рассказ Словесный Практический. Собеседование 6 Театр и слово. Лекция Словесный Объяснительно-иллюстративный Собеседование 7 Гапитовая кукла Беседа Словесный Практический Наглядный Собеседование 8 «Кукла-марионетка» Урок-сказка Словесный Наглядный Исследовательский Показ 9 Напольная кукла. Кукла-маска. Практическая форма занятия. Словесный Наглядный исследовательский Показ 10 Ритмика-движение под музыку. Упражнения на развитие моторики рук. Упражнения Игры Словесный Наглядный Практический Контрольное занятие 11 «Музыка и театр» Беседа Объяснительно-иллюстративный. Практический. Контрольное занятие 12 Постановка музыкального номера с напольной куклой. Традиционная форма занятия. Словесный Наглядный Поисковый практический Показ. Обсуждение. Отчетное занятие Список литературы. 1.Чанилова Н.Г., Дворцова Н.Б., Полякова Н.А., Домникова С.В. «Инновационные технологии в воспитательном процессе» Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений ; Саратов: ГОУ ДПО «Сар ИПК и ПРО», 2008-108 с. 2.Иваниченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы». Издательство «Учитель» 2007. 3.Иваниченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2007 Серия: Управление современной школой. 4.Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А., Шишова К.Б., Коняшев А.И., «Детский музыкальный театр: программы, разработки, рекомендации» Волгоград. «Учитель» 2009 5.Ершова А.П., Букатов В.М., «Актерская грамота» М., Просвещение 1995. 6.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г., «Кукольный театр» Просвещение 1982 7.Раевская Е.П., Руднева С.Д., Соболева Г.Н. «Музыкально-двигательные упражнения» М., Просвещение 1991. 8.Сазонов Е.Ю. «Из опыта работы» в сб. «Детский театр – это серьезно!» Творчество №13; С – Пб. 2002 9.Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н., «Методика музыкального воспитания» М. «Музыка» 1990 10.Шильгави В.П. «Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности» - М., Просвещение 1980 Список литературы для детей. 1.Алтаев А. «К вершинам искусства» -М., Просвещение 1964. 2.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность. Игры, упражнения, сценарии» Творческий Центр СФЕРА Москва 2006 3.Гридина В.Т. «Сборник веселых скороговорок для детей» Издательство Донецк ООО ПКФ «БАО» 2004. 4.Емельянова О.В. «Кукольный театр. Пьесы, сценарии, инсценировки» www/http: // olesya-emelyanova/ru/ 5.Караманенко И.В., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – детям». –М., Просвещение 1982. 6.Левашева Г. «Рассказы из музыкальной шкатулки» -М., Просвещение 1984. 7.Мазнин И. «500 загадок для детей» Творческий Центр СФЕРА Москва 2006 8.Проказов В.П. «Загадки в картинках» Издательство «Смоленск Русич» 2003. 9.Реншау А., Гилда уильямс Рагин «Детям об искусстве» Книга 1 Букинистическое издание 2009. 10.Чеботаревская Т. «Путешествие по театральной программе» -М., Просвещение 1975. Авторские права: Шатохина Рита Вячеславовна Пожалуйста, оцените конспект - Авторская дополнительная образовательная программа музыкально-театрального объединения «Филиппок».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
2244 |
Конспект прислал: tancu2012 19 октября 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||