Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » программа «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами театра" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
программа «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами театра" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
П Р О Г Р А М М А
«Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами театра» Составитель: педагог дополнительного образования I квалификационной категории Зубова Марина Павловна г. Златоуст Пояснительная записка Театральное искусство не входит в круг предметов, изучаемых в школе, хотя развитие творческого начала в человеке есть требование времени. Занятия театральным искусством влияют на взгляды и убеждения детей, формируют их жизненную позицию, способствуют интенсивному развитию образного мышления, творческих качеств личности. Актуальность данной программы состоит в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности через театрализованную игру. • разбор пьесы; • чтение по ролям; • коллективная и групповая работа над эпизодами; • костюмы и грим персонажей; • генеральная репетиция с музыкальным оформлением, костюмами и декорациями. Форма обучения: практическая работа. Дидактический материал: иллюстрации кукольного скоморошного театра Петрушки. Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с фольклорной музыкой, видеомагнитофон, видеокассета, необходимые костюмы и декорации. Словарь: бродячие артисты, юмор, кукольный театр. 20. Итоговое занятие (1 час) Обобщающее занятие за учебный год. Проходит занятие в актовом зале, приглашаются родители детей. Учащиеся показывают пьесу народного театра «Озорник Петрушка». Анализ результатов. Форма обучения: игра-драматизация. Техническое оснащение: аудиомагнитофон, аудиокассета с фольклорной музыкой, необходимые костюмы и декорации. Таким образом, в результате первого года обучения дети будут знать: • об истории возникновения театрального искусства, начиная с античности; • основные понятия и их значения: трагедия, комедия, драматургия, сатирические пьесы, традиции, орхестра, фарс, грим, сюжет, жест, условность, конфликт, кульминация, завязка, развязка, подтекст, жанр, мистерия, карнавал, маскарад, шествие, эксцентрика, обряд, действие, юмор, скоморохи; • О возникновении театрального искусства в России. будут уметь: • активизировать мышцы языка, его кончика, губ; • правильно произносить звуки в слогах, словах, связном тексте; • раскрепощаться физически; • творить самостоятельно; • общаться друг с другом. будут иметь навыки: • диалогической речи; • звукоподражания; • перевоплощения, импровизации и ориентации в пространстве; • коллективного творчества. 2 год обучения Основные задачи программы второго года обучения: • формирование навыков коллективной работы; • тренировка произвольного внимания; • знакомство с театральной историей; • воспитание умения понимать и ценить прекрасное. Тематический план 2 год обучения № Наименование тем Кол-во часов 1 Вводное занятие Обзор тем 1 года обучения 1 2 Прекрасное вокруг нас (игры и упражнения на понимание прекрасного) 2 3 Развиваем память (упражнения на развитие зрительной и эмоциональной памяти) 2 4 Веселая академия (творческие задания на развитие наблюдательности и воображения) 4 5 Коллективное творчество (этюды с воображаемыми предметами, этюды-наблюдения) 4 6 Контрольное занятие за 1 полугодие 1 7 Работа над басней: • выбор басни; • разбор басни (мысль автора, герои, конфликт); • этюдное решение; • речевое решение басни; • костюмы, грим, декорации; • сводные репетиции (этюды и чтение басни); • генеральная репетиция. 1 2 4 4 2 4 1 8 Итоговое занятие (показ) 1 Всего 33 Основное содержание программы «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами театра» 2 год обучения. Вводное занятие 1. Обзор занятий тем 1 года обучения (1 час) Теория: повторение изученного материала о возникновении театрального искусства в Древней Греции, Древнем Риме, Японии, Китае, Африке, Индии. О развитии средневекового театра, о появлении театральных истоков на Руси, о кукольном театре Петрушки. Фронтальный опрос. Практическая работа: выполнение наиболее запомнившихся речевых игр, творческих упражнений и заданий (по выбору детей); просмотр итоговой пьесы по 1 году обучения «Озорник Петрушка». Анализ: что удалось, а над чем ещё нужно работать. Форма обучения: вводное занятие. Дидактический материал: иллюстративный материал по театральному искусству разных стран. Техническое оснащение: видеомагнитофон, телевизор, видеокассета с записью спектакля. 2. Прекрасное вокруг нас (2 часа). В результате второго года обучения дети будут знать: • Отличие театрального искусства от других видов искусства • Театральные профессии • Сущность актерской работы на сцене • Сценические средства выражения характера героя • Значение основных понятий: режиссер, бутафор, гример, характер, характерность, перевоплощение, иносказание, аллегория, эзопов язык, конфликт, мораль. будут уметь: • Активизировать мышцы языка и губ • Правильно дышать • Правильно пользоваться своим голосом • Ориентироваться в пространстве • Концентрировать внимание и переключать его произвольно будут иметь навыки: • Импровизации • Восприятия прекрасного • Перевоплощения • Сценического общения • Наблюдательности 3 год обучения На протяжении 1-го и 2-го годов обучения ученики осваивали некоторые элементы сценического действия, овладевали искусством управления своим голосом, навыками наблюдательности и коллективной работы, все это является подготовительным этапом для усвоения материала 3 года обучения. Основные задачи 3 года обучения: • Формирование представлений о характере как об особенном поведении • Создание сценического образа через перевоплощение Работа 3 года обучения строится на основе овладения словесным действием, т.е. действием, стоящим за словом – подтекстом. Кроме этого, обучающиеся знакомятся с работой актёра в театре. На протяжении 1 полугодия формируются практические навыки к восприятию целостного образа спектакля и сценического образа героя в спектакле. На занятиях во 2 полугодии учащиеся реализуют приобретенные навыки, знания и умения в практической работе над спектаклем. Показ спектакля в конце 3 года обучения является формой подведения итогов всех трёх лет обучения. Тематический план 3 год обучения № Наименование тем Кол-во часов 1 Вводное занятие Многообразие выразительных тем в театре 1 2 Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства (этюды на развитие наблюдательности) 1 3 Действие – основа актерского творчества (этюды на предлагаемые обстоятельства) 2 4 Оценка факта (этюды на оценку фактов, событий) 2 5 Подтекст 1 6 Сценический образ героя (обобщающее занятие за 1 полугодие) 2 7 Урок-показ (открытое занятие) 1 8 Работа над драматическим спектаклем: • Читка пьесы, её анализ и разбор характеров героев • Распределение ролей • Грим, музыкальное оформление, костюмы, декорации • Работа за столом • Репетиции «в выгородке» • Репетиции на сценической площадке • Репетиции с музыкой, костюмами, декорациями • Генеральная репетиция 22 2 1 2 2 5 5 3 2 2 9 Показ драматического спектакля 1 Всего 33 Основное содержание программы «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами театра» 3 год обучения Вводное занятие 1. Многообразие выразительных средств в театре (1 час) Теория: беседа с детьми о многообразии выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное оформление и др.). Вспомогательная роль этих выразительных средств в спектакле. Практическая работа: повторение наиболее запомнившихся речевых и театральных упражнений 2 года обучения (по выбору детей). Форма обучения: беседа, практическая работа Дидактический материал: иллюстрации декораций, костюмов, грима. Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с ритмичной музыкой, маски животных, необходимые костюмы. Словарь: драматургия, грим, декорации, театр, спектакль, сцена. 2. Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства (1 час) Теория: основное направление актерского искусства. Система К.С.Станиславского как система научно обоснованных законов органической природы актерского творчества. Внутренняя и внешняя техника актера. Практическая работа: повторение этюдов на развитие наблюдательности по выбору детей («В автобусе», «В магазине», «Ярмарка»). Форма обучения: беседа, практическая работа Дидактический материал: портрет К.С.Станиславского, иллюстрации из книги «К.С.Станиславский» Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с народной и ритмичной музыкой, костюмы и декорации к этюдам Словарь: система Станиславского, техника, актер, перевоплощение. 3. Действие (2 часа) Теория: Действие. Цели и характеристика. Выразительность действия актера на сцене. Сценическая задача внутреннего и внешнего действия. Практическая работа: этюды на предлагаемые обстоятельства (развитие фантазии, памяти, быстроты реакции, внимания) «Печка», «Ссора»; творческие упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя): «Печатная машинка», «Съедобное – несъедобное», «Неиспорченный телефон». Форма обучения: беседа, практическая работа Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с современными эстрадными мелодиями, необходимые декорации и костюмы к этюдам Словарь: действие, импровизация, партнер, сценическая задача. 4. Оценка факта (2 часа) Теория: построение оценки: смена объекта внимания, сбор признаков, выбор цели. Организация этюдов на оценку фактов, событий: перемена отношения к партнеру, к месту и времени действия; на смену темпо-ритма и др. Практическая работа: сценическое воплощение этюдов на оценку фактов, событий (на развитие внимания, памяти, фантазии, наблюдательности, умения перевоплощаться). Речевые упражнения на дыхание и дикцию, наиболее запомнившиеся из 2 года обучения (по выбору детей) Форма обучения: беседа, практическая работа Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с современными эстрадными мелодиями, необходимые костюмы и декорации для этюдов. Словарь: оценка факта, этюд, действие, темпо-ритм, событие. 5. Подтекст (1 час) Теория: формирование представления о соответствии работы тела и речи. Раскрытие подтекста через пластику. Значение подтекста. Практическая работа: этюд на оправдание заданных бессловесных действий, разные предлагаемые обстоятельства. Форма обучения: беседа, практическая работа Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с зарубежными мелодиями, костюмы, декорации к этюдам Словарь: подтекст, пластика, жест, мимика, логика действий. 6. Сценический образ героя (2 часа) Теория: повторение изученного материала за 1 полугодие: контроль знаний обучающихся в форме игры- викторины. Практическая работа: контроль умений и навыков. Подготовительная репетиционная работа, состоящая из этюдов на предлагаемые обстоятельства, оценку фактов и событий, оправдание бессловесных действий. Наиболее удачные этюды выносятся на урок-показ. Форма обучения: викторина, практическая работа Дидактический материал: викторина с заданиями по теме: «Сценический образ героя» Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с современными и зарубежными мелодиями, необходимые декорации. 7. Урок – показ (1 час) Показ за 1 полугодие 3 года обучения наиболее удачных этюдов. Занятие проходит в актовом зале. Приглашаются родители детей. Форма обучения: показ Техническое оснащение: аудиомагнитофон, кассета с современными и зарубежными мелодиями, декорации, костюмы для этюдов. 8. Практическая работа над драматическим спектаклем (22 часа) Спектакль является заключительной ступенькой в творческом развитии учащихся, в овладении ими навыков более современных методов создания произведения театрального искусства. «Работа над спектаклем» – цикл занятий рассчитан на 22 часа. Занятия основаны на приобретенных знаниях, умениях, навыках за 3 года обучения. Создание спектакля – работа коллективная, где каждый учащийся может раскрыть и показать свои индивидуальные творческие способности Форма обучения: практические занятия. • Читка пьесы, её анализ и разбор характеров героев (2 часа) Выбор пьесы с учетом индивидуальных способностей учащихся. Читка пьесы педагогом. Анализ пьесы и характеров героев, её сюжета; выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающихся через основной конфликт. Особенности композиционного построения пьесы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка… Определение жанра спектакля (существование героев, стилистика речи, оформление, музыка). Знакомство с эпохой, в которой происходят события пьесы (по необходимости). • Распределение ролей (1 час) Распределение ролей с учетом внешних и внутренних качеств, творческого развития учащихся. Переписывание роли в тетрадь. • Грим, музыкальное оформление, декорации, костюмы (2 часа) Первый час данной темы посвящен работе с гримом. Создание эскизов грима главных героев и второстепенных. Пробный грим: нанесение и распределение общего тона и, проработка основных деталей лица. Подбор париков, усов, бород. Второй час: создание эскизов костюмов героев спектакля, эскизы декораций. Подбор соответствующего музыкального сопровождения, запись его на отдельную кассету. • Работа за столом (2 часа) Читка пьесы по ролям. Эта работа необходима для того, чтобы учащиеся научились видеть и слышать друг друга и правильно, общаться, тренировка памяти (учащиеся запоминают текст пьесы). • Репетиции «в выгородке» (5часов) Репетиции отдельных сцен и эпизодов. В начале каждого занятия проходит актерский тренинг на раскрепощение и мышечную свободу, чтобы «актёры» увереннее чувствовали себя на репетициях. • Репетиции на сценической площадке (5 часов) Групповая и индивидуальная работа над отдельными эпизодами и сценами. Работа над ролью. Применение знаний о технологии действия для создания характера, образа. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. Речевой тренинг на определенную силу звука и выразительность сценических движений. Соединение мизансцен и сцен в единый спектакль. • Репетиции с музыкой, костюмами декорациями (2 часа) Репетиция в костюмах, гриме, с музыкальным и световым оформлением. Доработка фрагментов. На генеральную репетицию приглашается небольшое количество зрителей. Анализ результатов. 9. Показ драматического спектакля (1 час) Премьера спектакля проходит в актовом зале, приглашаются родители детей, учителя. Анализ результатов. Подведение итогов трех лет обучения. В результате обучения по программе учащиеся становятся не актерами, а творческими личностями, которые умеют: • Мыслить и творить логически правильно; • Быть естественными и свободными в общении; • Правильно общаться друг с другом; • Мыслить неординарно, замечать в обычном, повседневном прекрасное и необычное. знают: • Историю возникновения театрального искусства, ритуальные истоки, обряды; • О развитии театрального искусства в Риме, Китае, Индии, Англии; • О возникновении театрального искусства на Руси, о первых скоморохах; • Значение основных понятий и терминов. имеют навыки: • Импровизации; • Коллективной работы; • Сценического общения; • Перевоплощения; • Наблюдательности. Литература 1. Д.Саларина, Ж.Морли. Развлечения: сцена, экран, актер. - М., 1994. 2. К.С.Станиславский. Работа актера над собой. - М., 1985. 3. П.М.Ершов. Технология актерского искусства. – М.: РОУ, 1992. 4. В.В.Головня. История античного театра.- М., 1972. 5. Ю.А.Завадский. Рождение спектакля. – М., 1975. 6. А.А.Белкин. Русские скоморохи. – М., 1975. 7. А.В. Моров. Три века русской сцены. – М., 1978. 8. В.И. Селивёрстов. Речевые игры с детьми. – М: Владос, 1994. 9. Т.И. Запорожец. Логика сценической речи. – М.: «Просвещение», 1974. 10. С.В. Школьников. Основы сценического грима. – Минск, 1976. 11. Я. Коломинский. Психология общения. – М.: «Знание», 1974. 12. З. Корогодский. Этюд и школа. – М.: «Россия», 1975. Литература для детей 1. «Литература и фантазия»: сборник стихов для детей / составитель Л.Е.Стрельцова – Тверь: «Мартен», «Полина», 1995. 2. К.Чуковский.Чудо - дерево. – Тверь: «Шарк», 1994. 3. Ю.Л.Алянский. Азбука театра. – Л., 1990. 4. Б.Заходер. Моя вообразилия: сборник стихов для детей. – М.; 1990. 5. Б.Сутеев. Рассказы для детей. – М.: «Детская литература», 1990. 6. С.Михалков. Детские стихи. – М.: 1998. 7. Русские народные сказки / составитель Э.В.Померанцева. – М.: «Наука», 1990. 8. В.Привалов. Петрушка – душа скоморошья. – М., 1987. 9. Детская энциклопедия, т.10: Литература и искусство. – М., 1961. Пожалуйста, оцените конспект - программа «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника средствами театра": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5053 |
Конспект прислал: mar28051999 21 октября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||