отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Программа для дошкольников "Домисолька"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Программа для дошкольников "Домисолька"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка, как всякое искусство,
помогает детям познавать
мир и воспитывает детей,
причем воспитывает не только
их художественный вкус и
творческое воображение, но и
любовь к жизни, к человеку,
к природе, любовь к своей
Родине, интерес и чувство
дружбы к народам других стран.
Д.Б.Кабалевский

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности.
Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Поэтому художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов.
«Домисолька» - это дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности. Она способствует музыкальному развитию дошкольников, решению проблем их социальной адаптации, предоставляет детям новые возможности взаимодействия в пространстве Дома детского творчества как одной из моделей социума, где они учатся жить в мире ценностей, познают окружающую действительность и развиваются.
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной и духовной культуры, искусства; предполагает включение детей в творческую активность и диалоговое общение.
Программа направлена на поэтапное формирование интереса дошкольников к музыкальной культуре и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, активно вовлекая ребят в разнообразную игровую деятельность, которая выступает в качестве инструмента, с помощью которого осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных игровых действиях – к серьезной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир.
Ценностное содержание знаний, умений и навыков, заложенное в программе, способствует сознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего места в общем культурном пространстве.
Актуальность данной программы по музыкально-эстетическому образованию детей заключается, во-первых, в том, что она направлена на удовлетворение социального заказа родителей и потребностей детей в этом виде деятельности, способствующего творческому развитию ребенка, его социальной адаптации в обществе.
Во-вторых, ценность данной программы и в том, что она создана, в первую очередь, для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Новизна дополнительной образовательной программы «Домисолька» заключается введением раздела «Музыкальный фольклор», где дети знакомятся с народными песнями, обрядами, народными играми, народными календарными праздниками.
Введение в программу раздела «Музыкальный фольклор» вносит в нее не только региональный компонент, но и способствует приобщению современных детей к сокровищам фольклорной культуры.
Цель данной программы – всестороннее гармоническое развитие личности дошкольников средствами музыкального искусства, их творческого потенциала и социальной адаптации.
Задачи программы:
 пробуждать у детей активный интерес и любовь к музыке, знакомить их с разнообразными произведениями;
 развивать музыкальное восприятие, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, развивать способность к эмоциональной отзывчивости;
 приобщать и обучать навыкам исполнения разных видов музыкальной деятельности – пения, музыкально – ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах;
 развивать певческий голос, музыкальный слух, образность, выразительность ритмических движений;
 формировать творческие проявления при инсценировке песен, импровизации несложных попевок, танцевальных движений, побуждать к самостоятельным творческим, поисковым действиям.



Ожидаемые результаты
По окончании 1 года обучения дети должны:
знать и различать:
- жанры музыкальных произведений: песня, марш, танец;
- звуки по высоте (высоко-низко);
- музыкальные произведения по мелодии, вступлению;
знать и понимать :
- музыкальные термины (композитор, исполнитель, хор, солист);
знать и иметь представление: о традициях русского народа, обрядах, народных календарных праздниках;
уметь:
- петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь с музыкальным сопровождением;
- ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с различным характером музыки;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, не подражая друг другу.
По окончании 2 года обучения дети должны:
знать и различать произведения разного жанра: танец (полька, вальс, народная пляска), песня, марш;
знать и понимать музыкальные термины: темп, регистр, динамические оттенки, мажор и минор, композитор, исполнитель, хор, солист, оркестр (симфонический, народный);
знать и иметь представление:
- о традициях и обычаях русского народа, обрядах, названия народных календарных праздников;
- о музыкальных инструментах симфонического оркестра, народных инструментах;
уметь:
- эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения;
- петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабевая звучание);
- петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх, хороводах, плясках;
- играть на музыкальном треугольнике, бубне, маракасах, погремушках.
Особенность данной программы заключается в том, что для ее реализации на музыкальных занятиях необходимо присутствие двух педагогов: педагога со специальным музыкальным образованием и педагога-помощника. Так как в процессе музыкального занятия используются музыкальные игры, музыкально-ритмические движения, танцы, хороводы, требующие одновременно музыкальное сопровождение и руководство за исполнением музыкальных движений, соблюдением правил игры, а также по технике безопасности (так как дети дошкольного возраста очень подвижны) при проведении занятий, необходим педагог-помощник.
Основная деятельность лежит на педагоге-музыканте: он полностью планирует занятия, отбирает формы, методы, приемы работы, информационный и дидактический материалы, определяет структуру занятия. Педагог-помощник помогает в организации проведения занятий, оформляет совместно с педагогом-музыкантом дидактический материал, готовит необходимые дидактические игры, принимает активное участие при подготовке и проведении праздников, выступлений, исполняет песни для слушания, показывает образцы движений и т.п.
Дополнительная образовательная программа «Домисолька» рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий с детьми 4-7 лет.
Первый год обучения предусмотрен для занятий с детьми в возрасте 4-5 лет, второй год обучения – для детей в возрасте 5-7 лет. Набор в группы осуществляется независимо от уровня музыкальных способностей ребенка, его вокальных данных (любой ребенок может научиться играть и петь, только с разной скоростью). Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, и может, в зависимости от ее уровня, вокальных данных, возраста ребенка записать его во второй год обучения, или наоборот, посоветовать родителям уже занимающихся детей еще раз пройти курс первого (второго) года обучения.
Объем часов по каждому году составляет 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (учитывая возраст детей, 1 академический час занятия равен 30 минутам). В группе занимается 10-12 человек.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Домисолька» строится на основе принципа креативности, предполагающего духовное становление личности ребенка и формирование его творческого потенциала.
Отбор содержания программы проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать), с учетом ведущей игровой деятельности.
Реализация программы «Домисолька» предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия. Отбор содержания программы основывается на следующих принципах:
 целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития с одной стороны и системность, с другой;
 гуманизации - личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
 деятельностного подхода - любые знания приобретаются ребенком в процессе активной деятельности;
 интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, слово, движение, игра;
 возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным оптом и возрастом детей.
Активное освоение мира культуры, общения, игры способствует формированию нравственных ценностей ребенка. Содержание программы ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь, взаимодействие).
Все разделы программы включают материал, близкий и доступный детям, обуславливают естественное развитие дошкольника в учреждении дополнительного образования.
Дополнительная образовательная программа «Домисолька» состоит из следующих разделов:
I. Музыкальные шедевры
II. Вокально-хоровое пение
III. Музыкальный фольклор
IV. Ритмика
V. Музыкально-игровое творчество
Каждый из видов искусства способен воздействовать на определенную сторону духовного состояния человека. Музыка является искусством, которое обладает удивительной силой эмоционального воздействия и тем самым служит одним из важных средств формирования личности.
Знакомство детей с музыкальной культурой способствует воспитанию любви к прекрасному, обогащению их духовного мира, развитию воображения, чувств.
Восприятие музыки является одним из ведущих видов деятельности, так как и исполнительство и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке даются в опоре на «живое» ее звучание.
Неотъемлемой частью детского музыкального воспитания является пение. Для детей песня – неиссякаемый источник представлений о жизни, истории страны, нравственно-эстетических идеалах.
Детское хоровое пение справедливо считается основой музыкально-эстетического воспитания. Никакой другой вид искусства не обладает такой доступностью, массовостью и активностью творческого и исполнительского процесса, как хоровое пение, так как оно активно вовлекает ребенка в процесс исполнения музыки, развивает умение слушать и слышать других. Разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает закрепить его.
Большое место на музыкальных занятиях занимают музыкально-дидактические игры, упражнения. Они заставляют детей думать, решать, ставят в поисковую ситуацию, развивают музыкальные способности, помогают более успешно усваивать певческие навыки и умения, делая их устойчивыми. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности музыкального развития детей каждого периода дошкольного детства предусматривается отбор методов, используемых в процессе музыкальной деятельности детей: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный; художественно-практический.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания.
Для более глубокого восприятия музыкального произведения велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог не только прививает детям любовь к музыке, но и расширяет их представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства.
В качестве основного метода, определяющего особый, инициативный, деятельно-творческий характер программы, выступает игра, которая требует целостного психолого-педагогического подхода и помогает сформировать внутренний ценностный мир ребенка.
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
- специально подобранный литературный материал;
- игрушки, иллюстрации;
- работа над дикцией, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
- разучивание считалок, потешек, прибауток, песен, хороводов, хоровое и сольное пение;
- инсценирование песен, хороводов;
- игры подвижные, музыкальные, дидактические, творческие.
В процессе овладения некоторыми знаниями, умениями и навыками на музыкальных занятиях используются и другие методы, позволяющие влиять на содержание и характер деятельности детей: метод прямого воздействия, метод опосредованного воздействия, метод проблемного воспитания и обучения.
Основная форма организации музыкального воспитания – это занятие, которое включает в себя различные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на детских музыкальных инструментах. Для разучивания песни, танца, игры или слушание музыкального произведения требуется несколько занятий, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми произведениями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденного.
Для музыкальных занятий характерна особая эмоциональная атмосфера, так как музыка – «язык чувств»: она волнует, вызывает у ребят определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание детей на звучании музыки, и развивая их воображение, педагог помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощущать их выразительность.
Несмотря на общие черты, каждое занятие отличают своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в замысле.
В содержание занятия входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить структуру: последовательность различных видов музыкальной деятельности. При построении занятия, структура которого гибкая и вариативная, учитываются степень умственной и эмоциональной нагрузки детей. Из-за непродолжительного сосредоточенного внимания дошкольников своевременно меняются виды их деятельности, что способствует их постоянному интересу и увлеченности. Для достижения непосредственного общения педагога и воспитанников, используются следующие приемы: наводящие вопросы, подсказки вполголоса, вопросительный или недоумевающий взгляд, одобряющий кивок; чрезвычайно действенными средствами являются жесты и мимика педагога.
Занятия строятся на индивидуальном и личностно-ориентированном подходах. Дифференцированные задания пробуждают интерес, а их успешное выполнение способствуют музыкальному развитию ребенка. Оценивая результаты, помогая чище спеть или правильно исполнить ритмическое сопровождение, педагог развивает у ребенка самоконтроль.
Для проведения музыкальных занятий необходимо специальное оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты: бубен, погремушки, маракасы, бубенцы, колокольца, трещетка, барабан, металлофоны, кастаньеты, ложки, треугольник, магнитофон, аудиокассеты и диски.
Использование на занятии разнообразных наглядных средств: портретов композиторов; иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме занятия, образному содержанию музыкальных произведений способствуют созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.
В процессе занятий сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная работа.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
теория практика всего
Вводное занятие. 0,5 0,5 1
1. Музыкальные шедевры 8 - 8
1.1. Что выражает музыка?
1.2. О чем рассказывает музыка?
1.3. Как рассказывает музыка?
2. Вокально-хоровое пение 2 24 26
2.1. Развитие музыкального слуха и голоса
2.2. Усвоение певческих навыков. Песенное творчество
3. Музыкальный фольклор 4 4 8
3.1. Народные песни
3.2. Осенняя тематика в русском фольклоре
3.3. Зимние народные праздники
3.4. Весна и лето в фольклоре
4. Ритмика - 14 14
4.1. Музыкально-ритмические упражнения
4.2. Музыкальные загадки-портреты
4.3. Танцевальное творчество
5. Музыкально-игровое творчество 2 12 14
5.1. Музыкальные игры
5.2. Игры с пением
Итоговое занятие-развлечение - 1 1
Итого 16,5 55,5 72















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения

№ п/п Название разделов и тем Количество часов
теория практика всего
Вводное занятие. 0,5 0,5 1
1. Музыкальные шедевры 8 - 8
1.1. Какие чувства передает музыка?
1.2. О чем рассказывает музыка?
1.3. Как рассказывает музыка?
2. Вокально-хоровое пение 2 20 22
2.1. Развитие музыкального слуха и голоса
2.2. Усвоение певческих навыков.
Песенное творчество
3. Музыкальный фольклор 4 4 8
3.1. Народные песни
3.2. Осенняя тематика в русском фольклоре
3.3. Зимние народные праздники
3.4. Весна и лето в фольклоре
4. Ритмика - 14 14
4.1. Музыкально-ритмические упражнения
4.2. Музыкальные загадки-портреты, сценки-загадки
4.3. Танцевальное творчество
5. Музыкально-игровое творчество 2 16 18
5.1. Музыкальные игры
5.2. Игры с пением
5.3. Инсценирование песен, хороводов
5.4. Игра на детских музыкальных инструментах
Итоговое занятие-праздник - 1 1
Итого 16,5 55,5 72







СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1 год обучения
Вводное занятие (1 час).
Теория. Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Правила поведения на музыкальных занятиях. Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения и действиях в чрезвычайных ситуациях.
Практика. Исполнение знакомых песен, музыкальных подвижных игр.
Раздел 1. Музыкальные шедевры (8 часов).
Тема 1.1. Что выражает музыка?
Теория. «Три кита в музыке» - песня, танец, марш. Знакомство с творчеством великих композиторов: Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Характер, настроение музыкального произведения.
Слушание музыки. «Марш» Д.Шостаковича, «Солнышко и тучи» Е.Тиличеевой, «Ходит месяц над лугами» С.Прокофьева, «Колыбельная» Г.Свиридова, «Кукушка» (р.н.п.), «Клоуны» Д.Кабалевского, «Вальс» Д.Кабалевского,
Тема 1.2. О чем рассказывает музыка.
Теория. Знакомство с творчеством композиторов: Н.Римского-Корсакова, Р.Шумана. Образное восприятие музыки.
Слушание музыки. «Белка» Н.Римского-Корсакова, «Смелый наездник» Р.Шумана, «Почему медведь зимой спит?» Л.Книппера (или другую песню по усмотрению педагога), «Парень с гармошкой» Г.Свиридова.
Тема 1.3. Как рассказывает музыка.
Теория. Средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, темп. Знакомство с творчеством П.И.Чайковского.
Слушание музыки. «Походный марш» Д Кабалевского, «Неаполитанская песенка» П.Чайковского, «Вечерняя сказка» А.Хачатуряна, «Шарманка» Д.Шостаковича.
Раздел 2. Вокально-хоровое пение (26 часов).
Тема 2.1. Развитие музыкального слуха и голоса.
Пение. Упражнение и игра «Труба» Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой, «Гармошка», «Колыбельная», «Курица» Е.Тиличеевой, «Узнай песенку по двум звукам» Е.Тиличеевой, «Петух, курица и цыпленок» Г.Левкодимова, «У кота-воркота» (р.н.п.), упражнение и игра «Ритмическое лото» Е.Тиличеевой, упражнение-игра «Угадай, на чем играю» Г. Левкодимова, «Сорока-сорока» (р.н.п.) и другие по усмотрению педагога.
Тема 2.2. Усвоение певческих навыков. Песенное творчество.
Теория. Восприятие характера песни. Вступление, куплет, припев, проигрыш, заключение.
Пение. «Урожай собирай» А.Филиппенко, «Дождик» В.Витлина, «Цап-царап» М.Красева, «Голубые санки» М.Иорданского, «К деткам елочка пришла» А.Филиппенко, «Кукла» М.Старокадомского, «Мы запели песенку» Р.Рустамова, «Маме в день 8-го Марта» Е.Тиличеевой, «Тяв-тяв» В.Герчик, «Артистка» Д.Кабалевского, «Лесная песенка» В.Витлина и другие по усмотрению педагога.
Раздел 3. Музыкальный фольклор (8 часов).
Тема 3.1. Народные песни.
Теория. Колыбельные песенки. Пестушки. Заклички. Прибаутки.
Пение. «Баю, баюшки, баю», «Уж ты, котенька-коток» (колыбельные). «Чики, чики, чикалочка» (прибаутка). «Сорока-сорока» (пестушка).
Тема 3.2. Осенняя тематика в русском фольклоре.
Теория. Дать собирательный образ – праздник урожая. Встреча осени, осенины: рябинник (сентябрь), свадебник (октябрь), кузьминки (ноябрь).
Пение. «Веснушка-осень» (жнивная), «Комара женить мы будем» (шуточная). Игра «Репка».
Тема 3.3. Зимние народные праздники.
Теория. Святки. Колядки. Масленица.
Пение. «Патока с имбирем» (плясовая), «Таусенька-таусень» ( колядка).
Разучивание закличек. Игра «Теремок».
Тема 3.4. Весна и лето в фольклоре.
Теория. Встреча Весны, встреча птиц - Сороки. Троица – праздник березки.
Практика. Заклички солнцу, дождю, весне. «Веснянка», «А я по лугу» (р.н.п.) и другие по усмотрению педагога.
Раздел 4. Ритмика (14 часов).
Тема 4.1. Музыкально-ритмические упражнения.
Практика. «Дробный шаг», русский танцевальный шаг с продвижением вперед с легким выбрасыванием ног вперед, легкий бег, прыжки на двух ногах, пружинки, «перетопы», хлопки.
Музыкальное сопровождение. «Ходим бодрым и спокойным шагом», «Марш» Н.Надененко, «Под яблонькой зеленой» (р.н.п.), «Пойду ль, выйду ль я» (р.н.п.), «Спокойная ходьба» Т.Ломовой, «Цирковые лошадки» М Красева, «Побегаем, попрыгаем» С.Соснина, «Возле речки, возле моста» (р.н.мелодия), обр. А. Новикова, Пружинки. «Ах, вы сени» (р.н.м.).
Тема 4.2. Музыкальные загадки-портреты.
Практика. «Зайчик» В.Николаева, «Медведь» В. Николаева, «Птички» В. Николаева, «Лиса» В. Николаева.
Тема 4.3. Танцевальное творчество.
Практика. «Танец парами», нем. нар. мелодия. «Хлоп-хлоп-хлоп» (эстонская народная мелодия), обр. А. Роомере. «Хлопки. Полька» муз. Ю.Слонова, «Танец с зонтиками». Русская хороводная пляска «Выйду ль я на реченьку» (р.н.м.) обр. Т.Ломовой.
Раздел 5. Музыкально-игровое творчество (14 часов).
Тема 5.1. Музыкальные игры.
Практика. «Чей кружок скорее соберется?», «Ловушка» обр. Л.Сидельникова, «Кот и мыши», «Громче-тише» Е.Тиличеевой, «Колобок», «Ищи игрушку!» обр. А.Агафонникова, «Игра с бубном» обр. А Агафонникова и другие по усмотрению педагога.
Тема 5.2. Игры с пением.
Практика. «Медвежонок грустный и веселый», «Ворон» (р.н.п.), «Ежик» А.Аверина.
Итоговое занятие – развлечение (1 час).
Дети исполняют любимые песни, пляски, игры.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
2 год обучения
Вводное занятие (1 час).
Теория. Введение в образовательную программу 2 года обучения. Правила поведения на музыкальных занятиях. Инструктаж по технике безопасности, правилах поведения и действиях в чрезвычайных ситуациях.
Практика. Исполнение знакомых песен, музыкальных подвижных игр.
Раздел 1. Музыкальные шедевры (8 часов).
Тема 1.1. Что выражает музыка?
Теория. Характер и настроение музыкального произведения. Художественный музыкальный образ. Танцевальные жанры: плясовая, полька, вальс.
Слушание музыки. «О чем плачет осень?», «Осень бродит по лесам», «Что у осени в корзинке?» Е Тиличеевой, «Весело-грустно» Г.Левкодимова, «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» Д.Кабалевского, «Три танца» Г Левкодимова, «Злюка», «Плакса», «Резвушка» Д.Кабалевского и другие произведения по усмотрению педагога.
Тема 1.2. О чем рассказывает музыка.
Теория. Музыкальные образы, передающие однотипные движения персонажей сказки. Художественный музыкальный образ в сравнении с образами и явлениями действительности.
Слушание музыки. «Сани с колокольчиками» В.Агафонникова, «Три медведя « И Арсеева, «Слон и моська» И Арсеева, «Смелый наездник» Р.Шумана и другие произведения по усмотрению педагога.
Тема 1.3. Как рассказывает музыка.
Теория. Средства музыкальной выразительности: динамика, регистр, тембр, темп. Изобразительные возможности музыки. Знакомство с творчеством П.И.Чайковского, С Прокофьева, Л.Бетховена.
Слушание музыки. «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.Чайковского, «Подснежник» П.Чайковского, «Море» Н.Римского-Корсакова, «Поезд» И Арсеева, «Папа и мама разговаривают», «Балалайка и гармошка» И.Арсеева, «Камаринская» П.Чайковского, другие музыкальные произведения по усмотрению педагога.
Раздел 2. Вокально-хоровое пение (22 часа).
Тема 2.1. Развитие музыкального слуха и голоса.
Пение. Упражнение - игра «Узнай песенку по двум звукам» Е.Тиличеевой, упражнение - игра «Бубенчики» Е.Тиличеевой, упражнение – игра «Музыкальная лесенка» Е.Тиличеевой, «Цирковые собачки» М.Красева, упражнение – игра «Ритмическое лото» Е.Тиличеевой, «Ритмическое домино», «Музыкальные тнсьрументы» Г.Левкодимова, упражнение – игра «Кто самый внимательный?» Г.Левкодимова и другие по усмотрению педагога.
Тема 2.2. Усвоение певческих навыков. Песенное творчество.
Теория. Восприятие и передача характера и настроения песни. Вступление, куплет, припев, проигрыш, заключение.
Пение. «Журавушка» А.Филиппенко, «Отчего плачет осень?», «Сани», «Зимушка хрустальная», «Дед Мороз», «Зимние подарки», «Мы сложили песенку», «Хорошо рядом с мамой», «Веселый жук», «Песенка о весне» Г.Фрида, «Аннушка» (р.н.п.), «Лесная песенка», «Вальс расставания» В.Литвинова или другие песни по усмотрению педагога.
Раздел 3. Музыкальный фольклор (8 часов).
Тема 3.1. Народные песни.
Теория. Колыбельные песни. Хороводные песни. Лирические песни. Хвалебные песни. Свадебные песни. Шуточные песни.
Пение. «Баю, баюшки, баю», «Уж ты, котенька-коток» (колыбельные). «Чики, чики, чикалочка» (прибаутка). «Сорока-сорока» (пестушка).
Тема 3.2. Осенняя тематика в русском фольклоре.
Теория. Дать собирательный образ – праздник урожая. Встреча осени, осенины: рябинник (сентябрь), свадебник (октябрь), кузьминки (ноябрь). Обряд последнего снопа.
Пение. «Веснушка-осень» (жнивная), «Комара женить мы будем» (шуточная). «Две тетери», «Журавель». Игра «Репка».
Тема 3.3. Зимние народные праздники.
Теория. Рождество. Святки. Колядки. Масленица.
Пение. «Патока с имбирем» (плясовая), «Авсень» ( колядка). «Здравствуй, гостья-зима», «Ой, вставала я ранешенько» (маслиничная). Разучивание закличек, колядок. Игра «Коршун».
Тема 3.4. Весна и лето в фольклоре.
Теория. Встреча Весны, встреча птиц - Сороки. Пасха. Семик. Троица – праздник березки.
Практика. Заклички солнцу, дождю, весне. «Веснянка», «Во поле береза стояла» (р.н.п.) и другие по усмотрению педагога. Игра «А мы просо сеяли», «Золотые ворота».
Раздел 4. Ритмика (14 часов).
Тема 4.1. Музыкально-ритмические упражнения.
Практика. Бодрая и спокойная ходьба, поскоки, прямой и боковой галоп, шаг польки, шаг на всей стопе, пружинки, «маятник», легкий бег с высоким подъемом ног.
Музыкальное сопровождение. «Марш» И.Дунаевского, «Танцевальная угадайка», «Полька» Т.Ломовой, «Передача платочка» Т.Ломовой, «Бубенцы» В.Герчик, «Цирковые лошадки» М.Красева, «Как пошли наши подружки» (р.н.п.), обр.В.Агафонникова, «Поезд» Е.Тиличеевой, «Ветер и ветерок» Л.Бетховена, «Солдат и баран», «Не будь зевакой» («Пьеса» Е.Тиличеевой «Танцевальная угадайка»).
Тема 4.2. Музыкальные загадки-портреты.
Практика. «Зайчик» В.Николаева, «Медведь» В. Николаева, «Птички» В. Николаева, «Лиса» В. Николаева. «Медвежонок и пчела», «Дождик и радуга», «Кот и мышка» муз. В.Николаева.
Тема 4.3. Танцевальное творчество.
Практика. «Полька» Т.Ломовой, «Пружинки» муз. Ю Чичкова, Танец с хлопками» обр. Т.Ломовой, Полька «Янка», обр.Т.Попатенко, «Сударушка», обр. Ю.Слонова или другие по усмотрению педагога.
Раздел 5. Музыкально-игровое творчество (18 часов).
Тема 5.1. Музыкальные игры.
Практика. «Плетень» (р.н.п.), «Что нам осень принесет?» муз. Ю.Слонова, «Бери флажок» (нар.венг. мел.), «Кто скорей ударит в бубен?», муз.Л.Шварца, «Не зевай» муз. И.Сусидко, «Колобок», «Прогулка в заколдованном лесу», «Волшебные фигуры» или другие игры по усмотрению педагога.
Тема 5.2. Игры с пением.
Практика. «Дед Мороз и дети», «Эй, ребята, не зевайте», «Угадай, кто позвал», «Никанориха», «Девочки-мальчики» или другие по усмотрению педагога.
Итоговое занятие – праздник (1 час).
«До свиданья, Малышок!».



































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: На лугу. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
2. Алпарова А. Музыкально-игровой материал для дошкольников: Осень золотая. В 2 ч.М.: ВЛАДОС, 2000 г.
3.Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2007 г.
4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор», 1988 г.
5. Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. М.: «Просвещение», 1994 г.
6. Бекина С.И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.: «Просвещение», 1994 г.
7. Ветлугина Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 г.
8. Гераскина Л.В. Ожидание чуда. Ч.3, Ч.4, М.: «Воспитание дошкольника», 2003 г.
9. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М,: Издательство «Гном и Д», 2004 г.
10. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО,2006 г.
11.«Дошкольное воспитание» / Журналы 1998 – 2006 г.
12. Дубровская Е.В. Теория и методика музыкального воспитания детей. М.: «Просвещение», 1991 г.
13. Зацепина М.Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
14. Музыка для детей. Фортепианные пьесы. В.- 2 М.: «Советский композитор», 1988 г.
15. Музыкальный руководитель»/ Журналы 2005-2008 гг.
16.Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. //Сост. Е.П.Раевская и др. М.: «Просвещение». 1991 г.
17. Музыка в детском саду. //Сост. Н.Ветлугина. М.: «Музыка», 1998 г.
18. Олиферова Л. «Солнышко смеется». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
19. Олиферова Л. «В стране веселых песен». М.: «Воспитание дошкольников», 2004 г.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: «Просвещение», 2000 г.
21. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.
22. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1993 г.
23. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет.//Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. М.: «Просвещение» 1994 г.
24. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
25. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. В.3 М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 г.





Пожалуйста, оцените конспект - Программа для дошкольников "Домисолька":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Тематическое планирование по музыке 2 класс
  • Авторская дополнительная образовательная программа музыкально-театрального ...
  • Рабочая программа+ тематическое планирование по музыке,4 класс
  • Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 3 классе
  • Тематическое планирование по музыке 1 кл Д.Б. Кабалевский
  • Рабочая программа по музыке 1класс "Школа России"
  • Комплексное открытое занятие для дошкольников "Весеннее настроение"
  • тематическое планирование по музыке 2 класс
  • Тематическое планирование музыки 1 класс
  • тематическое планирование, музыка 1 класс Е.В. Критская


  • 7890
    Конспект прислал: irinadikun67 1 октября 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата