Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Программа дополнительного образования детей "Играем в театр" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Программа дополнительного образования детей "Играем в театр" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Согласовано на _________ Утверждаю: Протокол № ____________ Директор ЦВР От ____________________ _____________ Программа дополнительного образования детей основам театрального искусства «Играем в театр» Срок реализации: 3 года Возраст детей: 7-10 лет Автор-составитель: Педагог дополнительного образования Бакалец Ольга Васильевна Муром 2011 Содержание программы. I. Титульный лист II. Пояснительная записка III. Цель, задачи IV. Учебно-тематический план V. Содержание изучаемого курса VI. Методическое обеспечение: Методика и технология обучения и воспитания Условия реализации Предполагаемые результаты, критерии их оценки VII. Список литературы II. Пояснительная записка Все стало вчерашним, все стало иначе: Ты взрослый и, значит, уже не заплачешь. Сегодняшний день, он уже не вчерашний, И детство назад не воротится наше. (В. Коростылев) Данная модифицированная развивающая программа художественно-эстетического направления «Играем в театр» является программой дополнительного образования детей по основам театрального искусства и рассчитана на младший школьный возраст. Составлена с использованием театральных методик по системе К.С. Станиславского, адаптированных для занятий с детьми младшего школьного возраста и авторских разработок театральных педагогов: Чуриловой Э.Г., Фоминцева А. Востребованность и актуальность данной программы обусловлена не только требованиями современного общества к развитию и воспитанию подрастающего поколения, но и решению проблем адаптации ребенка в социуме, в частности, адаптации среди сверстников в период обучения в школе. У многих детей в период адаптации к школе возникают страхи, срывы, заторможенность, у других – развязность, суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного внимания, недостаточно развита память. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у младших школьников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл». Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность. Театральные занятия дарят детям радость творческой свободы и подлинного общения, и в этом их основная привлекательность для детей. Мир театра помогает детям попасть в волшебную страну, где каждый может стать Королем и Шутом, Золушкой и Феей, Бабой-Ягой и Красной Шапочкой. «Наложение положительных эмоций», «приобретение позитивного эмоционального опыта» в детстве, то есть в пору наивысшей его способности к сопереживанию – вещь поистине бесценная. Ведь и «любить чужой любовью и страдать чужими страданиями» (В. Белинский) надо учиться. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде, позволяют ребенку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Синтетический характер всего театрального творчества, с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников, позволяет успешно решить многие воспитательно - образовательные задачи: развить художественный вкус, творческие способности, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 10 лет (1-4 классы). Занятия проводятся: первый год — 2 раза в неделю по 1 часу; второй год — 2 раза в неделю по 2 часа; третий год — 2 раза в неделю по 2 часа. Состав группы 12 – 15 человек. Программа рассчитана на: – 72ч (первый год), 144ч (второй и третий год). В течение учебного года возможна корректировка учебного плана в зависимости от задач образовательного процесса. Занятия могут проводиться как с целой группой, так и по подгруппам. Занятия проводятся на базе Центра внешкольной работы или в образовательных учреждениях во внеурочное время. III. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста средствами театральной педагогики. Задачи: Активизация познавательного интереса. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления. Снятие мышечных зажимов, зажатости и скованности. Развитие чувства ритма и координации движения. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции. Формирование художественного вкуса, интереса к театральному искусству. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками. IV. Учебно-тематический план. 1 год обучения № Название раздела (темы) Теория Практика Кол-во часов 1 Азбука театра. Беседы о театре. Театральный словарик. Этикет. 4 1 2 1 2 1 1 6 2 2 2 2 Театральная игра. Общеразвивающие игры. Театральные игры на внимание, воображение, развитие памяти. 8 8 16 8 8 3 Ритмопластика. Ритмо-пластические упражнения. Ритмо-пластические импровизации. 8 8 16 8 8 4 Техника и культура речи. Дыхательная гимнастика. Артикуляция. Дикция. Интонация. 4 4 4 4 16 4 4 4 4 5 Творческая мастерская. Работа над инсценировкой. Показ . 16 2 18 16 2 ИТОГО 4ч 68ч 72 часа 2 год обучения № Название раздела (темы) Теория Практика Кол-во часов 1 Азбука театра. Русский народный театр. Скоморохи. Театральный словарик. Один из главных методов ведения занятий, отвечающий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста– Игра. В игре ребенок чувствует себя комфортно и спокойно. Игра необходима, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания. Ребенок испытывает потребность в игре, и именно в ней формируются его эстетические способности. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Используя педагогические принципы А. Макаренко и В. Сухомлинского, заключающиеся в том, что ребенка нельзя воспитывать по частям, в программу включен целый комплекс разделов, помогающий разностороннему развитию детей: «Азбука театра», «Театральная игра», «Ритмопластика», «Техника и культура речи», «Творческая мастерская». Содержание всех тем направлено на развитие творческих способностей детей. 1. Раздел «Азбука театра» знакомит детей с особенностями театрального искусства, этикетом и основными театральными терминами. В него входят беседы о театре, просмотр видео материала,прослушивание аудиоспектаклей, посещение театров. Викторины о театре, разыгрывание различных ситуаций. 2.Раздел «Театральная игра» направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. В него включены: общеразвивающие игры, направленные на развитие внимания, воображения, эмоций; специальные театральные игры и этюды, помогающие ребенку освоить законы сценического действия и взаимодействия. В театрализованных играх-представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. Общеразвивающие игры: «Эстафета», «Что ты слышишь?», «Упражнения с предметами», «Руки-ноги», «Есть или нет?», «Кто во что одет?», «Дружные звери», «След в след», «Летает-не летает», «Воробьи-вороны», «Веселые обезьянки», «Тень», «Поварята», «Вышивание», «Внимательные звери», «Живой телефон», «Японская машинка», «Совушка». Специальные театральные игры: «Угадай: что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие», «Превращение предмета», «Превращение комнаты», «Превращение детей» Игры на действия с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король», «День рождения», упражнения «Действия с воображаемыми предметами». Этюды на эмоции: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх». Этюды на общение: «Ссора», «Обида», Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Угощение», «Разговор по телефону». 3. Раздел «Ритмопластика» включает игры и упражнения, направленные на снятие зажимов и комплексов у детей младшего школьного возраста, на развитие естественных психомоторных способностей, свободы и выразительности движений. Игры и упражнения по ритмопластике: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Самолеты и бабочки», «Снеговик», «Баба-Яга», «Конкурс лентяев», «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Считалочка», «Как живешь?», «Бабушка Маланья», «Заводная кукла», «Марионетки», «В Детском мире», «Кто на картинке?», «Зернышко», «Цыплята», «Шалтай-болтай». Пластические импровизации: «Осенние листья» («Вальс-фантазия» М.Глинка), «Утро» («Утро» Э.Грига), «Бабочки» («Мотылек» Кобалевского), «Заколдованный лес» («Гном» Мусоргский). 4. Раздел «Техника и культура речи» объединяет упражнения и игры по постановке дыхания, артикуляции, четкой дикции, логики и выразительности речи. Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри», «Мячик и насос». Артикуляционная гимнастика: Для губ: «Веселый пятачок», «Часики», «Шторки». Для шеи и челюсти: «Круги и наклоны», «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Горячая картошка». Для языка: «Жало змеи», «Конфетка», «Колокольчик», «Уколы», «Самый длинный язычок». Игры и упражнения на свободу звучания: «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики». Игры и упражнения на опору дыхания: «Дрессированные собачки», «Эхо». Игры на расширение диапазона голоса: «Чудо-лесенка», «Самолет», «Веселые стихи». Скороговорки, загадки, стихи. 5. Раздел «Творческая мастерская» включает работу по созданию инсценировки, спектакля, анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочную работу над целостным спектаклем. Для работы над спектаклем берутся инсценировки по стихам и сказкам, небольшие пьесы. Все разделы программы взаимосвязаны между собой и вводятся одновременно, что обеспечивает разностороннее развитие детей и равномерные физические и психические нагрузки. Примерная структура занятия: Ритмическая разминка. Речевая разминка. Упражнения, этюды на развитие речевой интонации. Этюды на развитие воображения, фантазии, творчества. Подведение итогов занятия. Все части занятия могут выстраиваться в разной последовательности. В зависимости от поставленных задач может меняться структура занятия. На всех занятиях обязательно музыкальное сопровождение. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения и игры от занятия к занятию варьируются, вводятся новые. Обязательно создание творческой атмосферы во время занятия. Развивающая методика, используемая в данной программе, не предполагает обязательной оценки знаний, умений, навыков детей. Во главу внимания берется личностный рост каждого ребенка, развитие его эмоциональной сферы, снятие зажимов и комплексов. Каждый успех ребенка отмечается педагогом. Оценка творческого развития проходит начиная со 2 года обучения по шкале АФЛО (предложенной А.И.Фоминцевым), по итогам усвоения учебного материала и показа творческих работ: активность, фантазия, логика, образное видение. Предполагаемые умения и навыки: К концу обучения дети должны: Действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно в выполнение задания по команде педагога. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать мизансцены. Знать 5-8 артикуляционных упражнений. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, беззвучно, с разными интонациями. Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. Уметь строить простейший диалог. Уметь сочинять этюды по сказкам. Согласованно действовать в коллективной творческой работе. Ожидаемый конечный результат: Доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Развитое внимание, воображение и память, эмоциональность. Четкая речь, умение формулировать свои мысли. Условия реализации программы: Материально-техническое оснащение. (Свободное помещение, с минимальным количеством мебели. Аудио аппаратура. Элементы театральных декораций. Костюмы.). Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.) Наглядный материал (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий) Творческие показы перед родителями. VII. Список литературы 1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 2. Библиотечка серии «Я вхожу в мир искусств». 3. Фоминцев А. Авторская методическая разработка «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы». Красноярск. «Бука».2000 Авторские права: автор-составитель Бакалец Ольга Васильевна Пожалуйста, оцените конспект - Программа дополнительного образования детей "Играем в театр": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6493 |
Конспект прислал: Bakalets 19 января 2012 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||