");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся в начальной школе


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся в начальной школе


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Авторы: Гаврилова Ольга Леонидовна,
Кузьмина Елена Викторовна,
ГБОУ СОШ п. Масленниково
муниципального района Хворостянский,
учителя начальных классов

Индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся в начальной школе

Как на дереве нет двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
Построение индивидуальной образовательной траектории обусловлено тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Индивидуальная образовательная траектория отражает идеи: индивидуализации и дифференциации.
Универсального рецепта создания индивидуальной образовательной траектории в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. С помощью индивидуальных образовательных траекторий происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
При поступлении в школу с родителями будущих первоклассников проводится анкетирование о наклонностях и способностях их детей. Контингент детей разный, и не все родители знают, какими способностями обладает их ребенок. Главная функция учителя – изучить своих учеников.
Со слов родителей и воспитателей дошкольного учреждения (если между данными образовательными учреждениями налажена преемственность) у преподавателя уже имеются первые сведения о каждом ученике.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки.
Анализ результатов педагогической диагностики позволяет определить так называемые «болевые точки» об уровне подготовленности детей к обучению. Перед учителем встает вопрос: как организовать обучение учеников по их собственным, но разным траекториям? Возникает необходимость применения разных форм, методов и технологий в урочной деятельности.
Одним из примеров применения индивидуальных образовательных траекторий является деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
1 группа - ученики с высокими учебными способностями (высокий уровень развития и высокая работоспособность). Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2 группа – учащиеся со средними способностями (средний уровень работоспособности). Эта группа учащихся выполняет задания 1 группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильных учеников.
3 группа – учащиеся со способностями ниже среднего. Эта группа требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений на уроке. В работе с такими учащимися при дифференцированном подходе нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени у детей.
При процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Таким образом, при обучении осуществляется учет индивидуально – типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения.
На следующем этапе проводится промежуточная диагностика, которая помогает учителю определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности.
На примере анализа стартовой и промежуточной диагностики каждого учащегося в первом классе можно проследить уровень достижения и путь построения индивидуальной траектории по предметам. Если при этом выстроить диаграмму, то можно проследить, где уровень усвоения материала имеет рост, а где этот рост незначительный или западает. Таким образом, результаты промежуточной диагностики помогают сразу выявить пробелы и наметить индивидуальный путь преодоления трудностей, спланировать учителю дальнейшую работу с каждым учеником.
К ним относятся:
 индивидуальные и групповые методы обучения (Индивидуализация обучения применяется на каждом уроке, работу в группах реально использовать на любых уроках);
 помощь «сильного» «слабому» и наоборот (Детям нравится в игре обучать
друг друга);
 разноуровневые карточки;
 дистанционное обучение (Бывает, складывается такая ситуация, что дети пропускают уроки по каким-либо причинам. Учитель с данным ребенком проводит индивидуальное обучение на дому и дистанционное обучение с помощью сети интернет и веб-камеры.)
 дифференцированное домашнее задание;
 самостоятельное использование ресурса школьной и сельской библиотек;
 участие в олимпиадах и конкурсах;
 компьютеризация обучения.
Компьютеризация обучения дает возможность индивидуализировать работу на уроке в целом; внести игровую ситуацию в урок, что немаловажно для младших школьников; использовать яркую и красочную наглядность; применить навык самоконтроля; увеличить темп и плотность урока.
Следующий этап – итоговая диагностика в конце первого класса. На примере одного и того же ученика, можно сделать вывод о том, что построение индивидуальной образовательной траектории ученика позволяет мотивировать процесс обучения, ученик видит положительный результат своей работы.
Дети второго класса завершают этап безотметочного обучения. В третьем и четвертом классах используются традиционные формы оценивания учащихся по 5-бальной системе: текущая успеваемость, промежуточный контроль, контрольные и тестовые работы, диктанты. Также проводится мониторинг успешных в обучении детей: олимпиады, конкурсы, игры, исследования, проекты.
Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть динамику изменения развития ребенка, проанализировать соответствие достижений с запланированным результатом, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий, а так же спланировать дальнейшее продвижение ребенка по своей индивидуальной траектории.
Не бывает одинаковых детей! Именно поэтому, исходя из возможностей ученика, учитель предлагает тот вид деятельности, который будет интересен конкретному ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию.
Система внеурочной деятельности в начальной школе позволяет сформировать интересы, раскрыть творческие способности учащихся и их индивидуальные наклонности. При выборе занятий по интересам у каждого ребенка появляется свой маршрутный лист, по которому он и родители точно знают, где ученик занят каждый день. Для систематизации работы в классе по внеурочной деятельности создается маршрутный лист класса, который позволяет проконтролировать посещаемость обучающимися занятий.
Все дети по-своему талантливы! У одних это проявляется в учебе, другие раскрывают свои способности в спорте, третьи - в искусстве, труде. Каждое внеклассное мероприятие тщательно продумывается, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя, раскрыть свои индивидуальные способности. Активное участие в организации мероприятий совместно со своими детьми принимают родители.
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка.
И в заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».







Используемая литература

1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.,2008
2. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа. - 2009. - №12
3. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2
4. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-doshkolnika
5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sovremennye-metody-individualizatsii-v-obuchenii-mladshikh-shkolnikov
6. http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/individualnoe-obuchenie/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-uchaschegosya


Авторские права: Гаврилова Ольга Леонидовна, Кузьмина Елена Викторовна


Пожалуйста, оцените конспект - Индивидуальные образовательные траектории развития учащихся в начальной школе:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Организация проектной денятельности в начальной школе
  • План работы методического объединения учителей начальной школы
  • Организация работы творческой группы учителей
  • План работы по преемственности
  • Доклад: "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения"
  • Программа работы с учащимися имеющими низкую мотивацию
  • метод проектов
  • Схема написания логопедического конспекта
  • Основная образовательная программа начального общего образования
  • Учебное исследование как средство работы с одаренными детьми


  • 2229
    Конспект прислал: yalo 3 марта 2014 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата