Online video hd

Смотреть супер видео

Официальный сайт physbook 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Литературное чтение в начальной школе


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Литературное чтение в начальной школе


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

МОУ «АСШ №2»







Выступление
на августовском совещании
учителей начальных классов.

Тема:
«Литературное чтение
в образовательных учреждениях
с русским языком обучения».





Подготовила
учитель I категории
Шавалеева Г.Ш.






Аксубаево, 2007 г.



Литературное чтение в образовательных учреждениях
с русским языком обучения.

«Если литература – храм,
то чтение – дорога к нему».

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу? История знает много поисков и направлений – это и «объяснительное чтение», и «литературно-художественное чтение», и «воспитательное чтение», «классное чтение» и «внеклассное чтение». Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Примерная программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Примерная программа включает три раздела:
1.Пояснительную записку;
2. Основное содержание;
3. Требования к уровню подготовки.

Пояснительная записка:
1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Цели обучения.
3. Место предмета в базисном учебном плане.


1.1.Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Объём чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определённый круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%;
русская литература XIX века – 15-20%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%;
зарубежная литература – 20% учебного времени.

По сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах больше часов даётся на чтение и изучение отечественной литературы и зарубежной литературы. Меньше часов выделяется на изучение русской литературы XIX века.

«Обязательный минимумом содержания образования», 1998/1999гг.
фольклор – 8-10%;
русская литература XIX века – 35-40%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 2-4%;
зарубежная литература – 6-10% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из её направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

1.2. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
• воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

1.3.Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них – 10% резервного времени, которое разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению. Здесь изменений нет.

Основное содержание.
В примерной программе представлено пять основных содержательных линий.

КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей .
Основные темы детского чтения: произведения о родине,
о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств .

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.
Определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, правильность, скорость и др.).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
• определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 4010

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: [email protected].
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


Определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, правильность, скорость и др.).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
• определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Итак, если вы внимательно слушали, то заметили, что по сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах внесены изменения и в содержание литературного чтения – значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функция предмета, существенно обновлён перечень изучаемых литературных произведений. Изменены требования к уровню сформированности навыка чтения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Изменены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Уважаемые коллеги! Мы живём и работаем в прекрасное время, когда можем сделать выбор той программы, которая интересна нам. По которой мы сумеем научить каждого ученика читать, понимать и воспринимать литературное произведение как искусство слова, любить книгу.
Я желаю всем творческих успехов.

























МОУ «АСШ №2»







Выступление
на августовском совещании
учителей начальных классов.

Тема:
«Литературное чтение
в образовательных учреждениях
с русским языком обучения».





Подготовила
учитель I категории
Шавалеева Г.Ш.






Аксубаево, 2007 г.



Литературное чтение в образовательных учреждениях
с русским языком обучения.

«Если литература – храм,
то чтение – дорога к нему».

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу? История знает много поисков и направлений – это и «объяснительное чтение», и «литературно-художественное чтение», и «воспитательное чтение», «классное чтение» и «внеклассное чтение». Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Примерная программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Примерная программа включает три раздела:
1.Пояснительную записку;
2. Основное содержание;
3. Требования к уровню подготовки.

Пояснительная записка:
1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Цели обучения.
3. Место предмета в базисном учебном плане.


1.1.Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Объём чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определённый круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%;
русская литература XIX века – 15-20%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%;
зарубежная литература – 20% учебного времени.

По сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах больше часов даётся на чтение и изучение отечественной литературы и зарубежной литературы. Меньше часов выделяется на изучение русской литературы XIX века.

«Обязательный минимумом содержания образования», 1998/1999гг.
фольклор – 8-10%;
русская литература XIX века – 35-40%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 2-4%;
зарубежная литература – 6-10% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из её направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

1.2. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
• воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

1.3.Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них – 10% резервного времени, которое разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению. Здесь изменений нет.

Основное содержание.
В примерной программе представлено пять основных содержательных линий.

КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей .
Основные темы детского чтения: произведения о родине,
о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств .

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.
Определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, правильность, скорость и др.).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
• определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Итак, если вы внимательно слушали, то заметили, что по сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах внесены изменения и в содержание литературного чтения – значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функция предмета, существенно обновлён перечень изучаемых литературных произведений. Изменены требования к уровню сформированности навыка чтения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Изменены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Уважаемые коллеги! Мы живём и работаем в прекрасное время, когда можем сделать выбор той программы, которая интересна нам. По которой мы сумеем научить каждого ученика читать, понимать и воспринимать литературное произведение как искусство слова, любить книгу.
Я желаю всем творческих успехов.

























МОУ «АСШ №2»







Выступление
на августовском совещании
учителей начальных классов.

Тема:
«Литературное чтение
в образовательных учреждениях
с русским языком обучения».





Подготовила
учитель I категории
Шавалеева Г.Ш.






Аксубаево, 2007 г.



Литературное чтение в образовательных учреждениях
с русским языком обучения.

«Если литература – храм,
то чтение – дорога к нему».

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу? История знает много поисков и направлений – это и «объяснительное чтение», и «литературно-художественное чтение», и «воспитательное чтение», «классное чтение» и «внеклассное чтение». Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Примерная программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Примерная программа включает три раздела:
1.Пояснительную записку;
2. Основное содержание;
3. Требования к уровню подготовки.

Пояснительная записка:
1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Цели обучения.
3. Место предмета в базисном учебном плане.


1.1.Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Объём чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определённый круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%;
русская литература XIX века – 15-20%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%;
зарубежная литература – 20% учебного времени.

По сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах больше часов даётся на чтение и изучение отечественной литературы и зарубежной литературы. Меньше часов выделяется на изучение русской литературы XIX века.

«Обязательный минимумом содержания образования», 1998/1999гг.
фольклор – 8-10%;
русская литература XIX века – 35-40%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 2-4%;
зарубежная литература – 6-10% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из её направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

1.2. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
• воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

1.3.Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них – 10% резервного времени, которое разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению. Здесь изменений нет.

Основное содержание.
В примерной программе представлено пять основных содержательных линий.

КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей .
Основные темы детского чтения: произведения о родине,
о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств .

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ.
Определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, правильность, скорость и др.).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
• определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Итак, если вы внимательно слушали, то заметили, что по сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах внесены изменения и в содержание литературного чтения – значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функция предмета, существенно обновлён перечень изучаемых литературных произведений. Изменены требования к уровню сформированности навыка чтения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Изменены требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Уважаемые коллеги! Мы живём и работаем в прекрасное время, когда можем сделать выбор той программы, которая интересна нам. По которой мы сумеем научить каждого ученика читать, понимать и воспринимать литературное произведение как искусство слова, любить книгу.
Я желаю всем творческих успехов.

























МОУ «АСШ №2»







Выступление
на августовском совещании
учителей начальных классов.

Тема:
«Литературное чтение
в образовательных учреждениях
с русским языком обучения».





Подготовила
учитель I категории
Шавалеева Г.Ш.






Аксубаево, 2007 г.



Литературное чтение в образовательных учреждениях
с русским языком обучения.

«Если литература – храм,
то чтение – дорога к нему».

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как маленького человека ввести в мир литературы? Как научить читать? Как научить любить книгу? История знает много поисков и направлений – это и «объяснительное чтение», и «литературно-художественное чтение», и «воспитательное чтение», «классное чтение» и «внеклассное чтение». Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Примерная программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников.

Примерная программа включает три раздела:
1.Пояснительную записку;
2. Основное содержание;
3. Требования к уровню подготовки.

Пояснительная записка:
1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Цели обучения.
3. Место предмета в базисном учебном плане.


1.1.Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Объём чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определённый круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%;
русская литература XIX века – 15-20%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%;
зарубежная литература – 20% учебного времени.

По сравнению с обязательным минимумом содержания образования, утверждённым приказом Минобразования России в 1998/1999 годах больше часов даётся на чтение и изучение отечественной литературы и зарубежной литературы. Меньше часов выделяется на изучение русской литературы XIX века.

«Обязательный минимумом содержания образования», 1998/1999гг.
фольклор – 8-10%;
русская литература XIX века – 35-40%;
отечественная литература XX века – 40-45%;
национальная литература (в переводе и на русском языке) – 2-4%;
зарубежная литература – 6-10% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из её направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

1.2. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
• воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

1.3.Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение литературного чтения отводится 472 часа, из них – 10% резервного времени, которое разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению. Здесь изменений нет.

Основное содержание.
В примерной программе представлено пять основных содержательных линий.

КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей .
Основные темы детского чтения: произведения о родине,
о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств .

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ЧИТАТЕЛЬС


Авторские права: Шавалеева Г.Ш.


Пожалуйста, оцените конспект - Литературное чтение в начальной школе:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: Гельшат 5 ноября 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2017. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн