Видео смотреть бесплатно

Смотреть русский видео

Официальный сайт rnns 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Хотите прочитать новую подсказку?

Просто обновите эту страницу и она появится.
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Конспект урока "Словари. В.И. Даль"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока "Словари. В.И. Даль"



Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема: В.И. Даль – жизнь, творчество.
Толковый словарь Даля.

Цели: пополнить знания детей о В.И. Дале;
познакомить со словарём Даля; гнездовой способ расположения
слов;
познакомить со сборником «Пословицы русского народа»;
принципом размещения пословиц в нём;
воспитывать культуру речи;
прививать любовь к книге, чтению.


I Орг. момент.
II Вводная беседа.

«Чок – чок – чок зубы на крючок. Кто слово скажет, тому щелчок».
Помните, есть такая игра. Её участники договариваются молчать, как можно дольше. Проиграет тот, кто быстрее заговорит».

Игра шутливая, но в ней большой смысл.

Лишиться речи даже на короткое время оказывается довольно трудно.
Сколько мыслей приходит в голову,
а сказать нельзя!
Хочется поведать об увиденном,
но молчи!
Так бы и послушал кого–нибудь,
но некого – все как в рот воды набрали.

С тех пор как живёт человек, звучит СЛОВО.

Объявление темы: Сегодня на занятии мы погорим о словах, узнаем благодаря кому они дошли до нас из глубины веков.
Как делаются слова? Кто их автор? Кто творец? Кто их создатель?
Главный мастеровой слова – человек. Это он создал такие изначальные слова, как земля, огонь, вода, деревья, солнце.
История нашего народа насчитывает не одну тысячу лет. Но мы знаем, как жили наши предки. Знаем историю государства, народа, города, даже своего рода, своей семьи.
Благодаря чему?
Благодаря записям, книгам. Благодаря умению читать и писать. Благодаря языку, речи, словам.

Многое изменилось за века. Язык тоже изменился. Поняли бы мы сейчас наших предков? А они нас?

Сможете ли вы объяснить, что обозначают слова: верзни, шептуны, лычники?
Оказывается – это лапти. (Показать лапти, или картинку, где они изображены.) Исчезают из жизни некоторые предметы, а вместе с ними и слова.

Слова:
верзни шептуны лычники

сейчас для нас
устаревшие слова

(Эти карточки можно напечатать и поместить на стенд.)

А ещё часто бывает так, что одно и тоже слово на юге нашей страны говорят так, а на севере произносят по другому. Посмотрите на рисунок, кто здесь изображён? Петух. А южане сказали бы: «Кочет». А здесь? (Показать рисунок.) Волк. А на юге бы нашей страны сказали; «Бирюк».
Слова
кочет бирюк

диалекты

( Карточки можно поместить на стенде или кл. доске.)
Диалекты – местный говор. Они более характерны для сельской местности.

1.Основная часть.

Русский язык один из богатейших языков мира по своим словарным запасам. Мы с вами знаем 2-3 тысячи слов. А словарный запас А.С. Пушкина 21000 слов. И бывает так, что, читая то или иное литературное произведение, мы не знаем значение того или иного слова.

Одно слово недавно возникло,
другое давно устарело,
третье – диалект.

Поэтому нам нужен помощник. Что нам поможет узнать значение того или иного слова? (Словарь.)

Сегодня мы познакомимся вот с этими толковыми словарями. (Показать на выставке словари Даля.)
Догадайтесь, кто автор?

« Жил на свете чудак. Чудаки хороший народ. Над ними посмеиваются, иногда смеется. Однако их уважают. Доброе чудачество людям на благо, а не во вред.
Мичман в старости скажет про чудаков: « Чудак – человек странный, своеобычный, думающий по-своему. Чудаки не глядят на то, что люди скажут, а делают, что чтут полезным». Разные на свете есть чудаки. И. может быть, самые интересные чудаки на свете собиратели. Чего они только не собирают! Марки, картинки, цветы, книги, оружие, пряники.
Мичман тоже был чудаком. Он собирал … слова.
За это его люди помнят и благодарят.

Это Владимир Иванович Даль.
(Показать портрет.)





Автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Потому «живого», что Даль поселил в своём словаре не только книжные слова, но и диалекты всех 60 губерний тогдашней России. Диалектов связанных с трудом, бытом, горем, праздниками тысячи русских людей.
В его словаре 200 000 слов. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду.
Жизнь его была неспокойной: он был моряком, и врачом, и чиновником. Участвовал в двух воинах. Был писателем, естествоиспытателем, этнографом. Он исколесил всю русскую землю вдоль и поперёк.

Посмотрим, а что вы знаете о В.И. Дале
Викторина о Дале.

Построена викторина по книге М. Булатов, В. Порудоминский «Собирал человек слова». (Детей познакомить с книгой.)

1. Когда и где родился Даль?
В городе Лугань 10 (22) ноября 1801 года. Умер в 1872 году 22 сентября, прожив 71 год.

2. Что вы знаете о родителях Даля? Отец Даля - от рождения носил имя Иоганна Христиана и происходил от датчан. За год до рождения старшего сына он принял русское подданство, и его стали звать Иван Матвеевич. Он работал царским библиотекарем при Екатерине II , т.к. владел многими новыми языкам и древними. Затем он работал лекарем. Иван Матвеевич был учён, умён, справедлив. В доме ценились образованность, ум, справедливость.

Мать Даля, тоже была из семьи «выходцев», но более давних и уже совершенно обрусевших французов. Мария Фрейтаг – человек по-своему замечательный. Она много читала, знала языки (5), пела, играла на фортепиано. У неё были искусные руки, способные ко всякому ремеслу. А В.И. Даль одинаково хорошо владел как правой, так и левой рукой. Мать учила: «Всякое знание, какое на пути встретится, надобно зацеплять.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 4447 с текстом kuroku 4611

Стоимость SMS - 39 руб.

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет 39 рублей без НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 



Давайте рассмотрим тему «Язык – речь» и проведём
конкурс, кто больше знает пословиц, где встречается само слово «слово».

Например: «Слово не воробей вылетит, не поймаешь».

Пословицы:
• Слово не воробей. Вылетит, не поймаешь.
• Давши слово – держись, а, не давши, крепись.
• Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
• И хорошее слово, хорошо один раз.
• От слова не сбудется.
• Словом не перелобанишь.
• За ветром в поле не угоняешься, за всякое слово не поверстаешься.
• За словом в карман не полезет.
• На ловах, что, на гуслях, а на деле, что, на копыте.
• На словах, что на перинке, а проснешься на поле.
• Лишнее слово в стыд вводит.
• От одного слова – да на век ссора.
III. Заключение.

Эти пословицы учат нас: не произноси слово бездумно и бесчувственно. В нём отражены твои разум, сердце, душа.

Слово бывает мудрое. Оно уму – разуму учит, помогает понять самое важное. Такое слово издавна старались записать, чтобы оно жило и сто лет, и тысячу. Мудрое слово сохраняется в книгах.

Слово меткое бьёт в цель без промаха. Меткое слово можно найти в пословицах и поговорках.

Каждого радует доброе слово. Оно дороже лекарств и наград. Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает. Умей сказать его вовремя. Умей и расслышать.

А есть слово, которое принято произносить наедине с другом, родителями, близкими людьми. Оно приходит, когда нужно поделиться тем, что радует или волнует душу. Задушевное слово бывает тихим и искренним.

Труднее всего даются слова покаяния и слово прощения.
Как непросто его произнести, но как легко становится на душе. Это потому, что совесть освободилась от тяжести греха, от злого слова и дела.

Особенно опасайся злого слова – лжи, клеветы и брани. Не пускай его в свою жизнь.
люди говорят, что, словом можно убить? Слово - не воробей вылетит, не поймаешь. Будьте осторожны со словом, следите за своей речью.

___________________________________________________________

Кроме пословиц Даль собирал игры.

Сыграем в игру «Кузовок».
На стол ставится корзинка.
«Вот вам кузовок, кладите в него всё, что на ок…»

Дети по очереди называют слова: комок, чулок, носок, платок и т.д.

А я сейчас из кузовка выну вот такие предметы: лапоток, комок (снега) (можно использовать синтепон), грибок, пирожок, петушок. (Библиотекарь вынимает из корзинки игрушки.)
Как вы думаете, а эти предметы, из каких произведений, написанных Далем?

Комок. Сказка «Девочка – снегурочка».
Грибок. «Война грибов с ягодами».
Лапоток. «Лиса – лапотница».
Пирожок. «Привередница».
Петушок. «Лиса и заяц».


Эти сказки можно прочитать в этих книгах …
Знакомство с книгами.
Домашнее задание: прочитать сказки В.И. Даля

IV. Итог занятия.

Вопросы:
1. Кем проходилось работать Далю?
2. Благодаря какому своему труду Даль вошёл в историю?
Сейчас словарь Даля называют «Энциклопедией русского слова».
3. По какому принципу расположены слова в словаре?
4. А какой способ расположения пословиц предложил Даль?




Литература:


1. Барашков, В.Ф. А как у вас говорят? – М.: Просвещение, 1986
2. Варатаньян, Э.А. Путешествие в слово. – М.: Советская Россия, 1976
3. Введенская, Л.А., Баранов,М.Т., Гвоздарев, Ю. А. Русское слово. – М.: Просвещение, 1991
4. Горбачевич, К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.: Просвещение, 1984
5. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988
6. Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2004
7. Даль, В.И. Старик-годовик. – М.: Эксмо, 2004
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1978
9. Даль, В.И. Толковый словарь. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955
10. Даль, В.И. Энциклопедия русского слова.- М.: Эксмо, 2002
11. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса, издание 4-е. – Москва:
Издательский дом «Истоки», 2003.



Дополнительный материал:

Даль В.И.
З а г а д к и.

1. Что выше лесу?
/Солнышко./
2. Сестра к брату в гост идет, а он от нее пятится.
/День и ночь./

3. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним
пером.
/Ночь./
4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью
оживает.
/Снег./

5. Мостится мост без досок, без топора, без клина.
/Лед./

6. Скатерть бела, весь свет одела.
/Снег./

7. Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.
/Речные берега./

8. Один говорит: «Побежим, побежим».
Другой говорит: «Постоим, постоим».
Третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся».
/Вода, берег, трава/

9. Маленький – удаленький сквозь землю
прошел, красную шапочку нашел.
/Гриб/

10. По сеням и так и сяк, а в избу никак.
/Дверь/

11. Новая посудина вся в дырах.
/Решето./

12. По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок – не ворохнется.
/Веник./


13. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли
Сестриц?
/Одна./

14. Летела стая птиц на рощу; сели по две на дерево –
одно дерево осталось; если по одной – одного не достало. Много ли птиц и деревьев?
/Три дерева, четыре птицы./

15. Сидят три кошки. Против каждой кошки две
кошки. Много ли всех?
/Три/
16. Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей - молодец:
- Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растет без кореньев?
А что цветет без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
- Растет камень без кореньев.
Цветет сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.

17. Кабы я встала, я бы до неба достала; кабы мне
язык да глаза, я бы все рассказала.
/Дорога/

18. Одна птица кричит: «Мне зимой тяжело!»
Другая кричит: «Мне летом тяжело!»
Третья кричит: «Мне всегда тяжело!»
/Телега, сани, лошадь/


19. По какой дороге полгода ездят, полгода ходят?
/По реке/


20. Велика телега об одном колесе: сама не катится, а
вокруг света обвозит.
/Корабль; одно колесо – штурвал.
Дюжина солдатских загадок,
записанных Далем В.И.

1. И долга и коротка, а один одному не верит, всем
всяк по себе мерит.
/Дорога/

2. Черен, да не трубочист; стучит, да не речист; с
ушами, да не лошак; кочергой, да не кочерга;
попарно живет, а приплоду нет.
/Сапог/

5. Был телком, стал клещом, впился в спину, а без него сгину. /Ранец/

6. Четыре топтала, одно махало да мешок с травой.
/Лошадь/

7. Лезу по железу на мясную гору, сяду на деревянную
скамейку. /Человек верхом


6. Крыльев нет, а летает бойко. /Пуля/

7. Петушок без лап, а сидит цепко; петушок без зубов, да держит крепко; петушок без глаз, а клюет метко.
/Курок/

8. Не кнут, да погоняет; не толкач, да толкает; не растет, да долог; стучит да молот. /Шомпол./

9. В пятке дыра, грибом голова, не плати оброку, да служи без сроку. /Солдатская пуговица./


10.Что накормишь старуху, то зарычит да выплюнет.
/Пушка/

11. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит; тело теплое,
а крови нет; сесть сядешь на него, а с места не
свезет.
/ Печь/

12. Один заварил, другой налил, сколько ни хлебай, а
на любую артель хватит. /Книга/


«Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений».

А.С.ПУШКИН
«Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».
Д. И. ПИСАРЁВ.

Слово дано для того человеку. Чтобы свои понятия сообщать другому.
М.В.ЛОМОНОСОВ.



Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока "Словари. В.И. Даль":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: Nina6225 30 ноября 2009 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2011. Ссылка на 4 ступени обязательна. | Пользовательское соглашение. Список любителей плагиата

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн