Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 2 класс » Конспект урока литературного чтения.Загадка. Обучение сочинению загадок |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока литературного чтения.Загадка. Обучение сочинению загадок |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: Загадка. Обучение сочинению загадок.
Учитель МБОУ СОШ с.Индерка Сайганова Ряшидя Исмаиловна Тип урока: ОНЗ. Основные цели: познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями; учить детей сочинять загадки; развивать творческое мышление учащихся; умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе эталона. Демонстрационный материал: 1. понятие «Загадка» 2. два шага учебной деятельности 3. эталон «терпение в учебной деятельности» 4. название тонов 5. карточки с заданием «Подберите родственные слова к слову «Загадка» 6. образец проверки (перечень родственных слов) 7. понятие РИТМ 8. понятие РИФМА 9. рисунок ежа Раздаточный материал: 1. карточки с заданием «Подберите родственные слова к слову «Загадка» 2. карточки с признаками для составления загадок о еже. 3. цветные карточки. Ход урока. I. Мотивация к учебной деятельности. На доске: два шага учебной деятельности и эталон терпение в учебной деятельности (Д-2, Д-3). - Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. - Ребята, представим, что мы паровозики: Вздохнули, на выдохе произносим чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем. - А теперь тихонечко садимся. - Ребята, давайте на странице 27 найдём стишок про паровозик и прочитаем. Паровоз без колёс. Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл! - Что это? (загадка) - Отгадайте эту загадку (пароход) - Как вы догадались? - Прочитайте её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном. - Как мы прочитаем первую строчку? (с удивлением) - Попробуйте. Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы выразим удивление. - Как мы прочитаем вторую строчку? (с восхищением) Прочитайте. - Как прочитаем третью строчку? (вопросительно-насмешливым тоном). - Давайте прочитаем четвёртую строчку. Как мы её прочитаем? (восхищаясь и удивляясь) - Прочитаем всю загадку хором. (вывешивается на доску названия тонов Д.М.4) - Молодцы, ребята! - Вспомните, пожалуйста, с какими словами мы познакомились на предыдущих уроках? (многозначными) - В каком значении они употребляются? (в прямом и переносном значении) - Слова в переносном значении употребляются в загадках.Хорошо. - Сегодня мы с вами поподробнее познакомимся с загадками, с тем как они «устроены»; будем учиться сочинять загадки. - Сегодня вы обязательно откроете ещё одно новое знание. - Как вы будете это делать? - Выясним, что мы не знаем, сами откроем новое знание. Дети обращаются к эталону «два шага учебной деятельности». - Какой ещё эталон вы видите на доске? (эталон ТЕРПЕНИЕ) - О чём он говорит? - Почему надо быть терпеливыми? - Итак, дети, желаю вам успешной работы. II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. - Для того, чтобы работа была успешной, повторим всё то, что мы знаем, то, что поможет нам для открытия нового знания. - Откройте тетради и запишите число и тему урока. - Давайте подумаем над значением этого слова «ЗАГАДКА». Задание: подберите родственные слова к слову загадка. Работаем в парах, на карточках Р -1 отмечаете правильные варианты ответов. - Давайте проверим ваше задание. На доске вывешивается образец для проверки Д-5. - Так как вы думаете, что такое загадка? (загадка это то, что загадывают и нужно отгадать) Вывешивается первое определение. Д1.1 - Молодцы! Подберите близкие по значению слова к слову. (секрет, тайна). - Как называются такие слова (синонимы) Вывешивается второе определение загадки Д1.2 - Итак, мы что знали, повторили. - А теперь поговорим о загадках, но задание для вас будет новое. Задание для пробного действия. - Скажите, пожалуйста, как устроена загадка(похожа на стих…) - Откройте учебники на стр.28. Прочитайте их, отгадайте. - Найдите среди загадок рифмованные и нерифмованные загадки. - Кто не нашёл? Почему? - Что вы не смогли найти? (найти рифмованные и нерифмованные загадки). - В чём было затруднение? (не знали, как устроена загадка) III. Выявление места и причины затруднения. - Какое задание вы должны были выполнить? (Найти среди загадок рифмованные и нерифмованные загадки.) - Ребята, почему вы испытали затруднение? (Не знаем всех признаков построения загадок) - Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Выяснили, что не знаем) - Что будем делать дальше? (Построим новое знание, узнаем все признаки построения загадки) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приседаем столько раз, сколько букв в слове ВЬЮГА. Наклоняемся столько раз, сколько звуков в слове ЮЛЕЧКА. Пишем глазами цифры 8, 2, 1 IV. Построение проекта выхода из затруднения. - Ребята, что описывается в загадках? (Описывается какой-нибудь предмет или явление). - Как описывается: коротко или подробно. (Коротко) - Но чтобы описание было таинственным сам предмет не называется. - В каком значении употребляются слова для описания предмета? (в переносном) - Спишите с доски загадку, отгадайте. Посреди поля Лежит зеркало. Стекло голубое Рама зелёная. ОЗЕРО - Подчеркните слова в переносном значении. - Ребята, а остальные слова какие?. (Они употребляются в прямом значении). - Правильно, молодцы! Если бы в загадках употреблялись слова только в переносном значении, мы бы их никогда не отгадали. - Подчеркните слова в прямом значении, подчёркивающие признак или свойства загадываемого предмета. - На что похожа загадка на стихотворение или рассказ? (стихотворение). - Чем похожа? (Есть ритм). Вывешиваю Д 6. - Прочитайте последние слова каждой строчки второй загадки из учебника. Чем они похожи? (Они созвучны). - Как называется созвучие последних слов в строке? (рифма) Вывешиваю на доске Д7. - Теперь давайте попробуем ответить все ли загадки из учебника на стр.28. рифмованные? - Прочитайте нерифмованные загадки. Почему эти загадки нерифмованные? (В них нет рифмы, но есть обязательно ритм). - Итак, можем ответить, какие загадки называются рифмованные? (Если есть созвучие концов стихотворных строк, то эта загадка рифмованная). - Итак, давайте, зная все признаки загадки попробуем дать полное определение. Что же такое загадка? Загадка, жанр народно-поэтического творчества. Имеет метафорическую форму, содержит намёк или иносказание, требующие ответа, выраженного кратко, занимательно, часто складно, рифмой и созвучием слов. - Запишите признаки загадки: краткость, складность, есть ритм, рифма. Вывешиваю на доске Д1. V. Закрепление, включение в систему знаний. - Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика. Рассмотрим ежа на картине, постараемся увидеть самое главное. Рисунок ежа Д8. - Какой он по форме? (спинка продолговатая) - По цвету? (серый, коричневый) - Какая у него мордочка? (удлинённая) - Ножки? (коротенькие) - Чем покрыта его спинка? (спинка покрыта иголками) - Какие у него повадки? - Где он живёт? - Чем питается? (яблоками, грибами) - Что он частенько носит на спине? (яблоки. грибы) - Теперь нам нужно сравнить ежа с каким-то предметом и в загадке употребить это сравнение – слово в переносном значении. На что похож ёжик? (на мешок с иголками, на игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного. Игольницу, кактус, словно ёлка) - Подберите слова, обозначающие действия ежа. (катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, свернулся) - Мы говорили, что в загадке часто есть рифма. Давайте придумаем. - Молодцы. Все то, о чём мы говорили, т.е. признаки ежа, на что похож ёж, действия ежа я зафиксировала в памятках-помощниках. Они вам помогут в сочинении загадок о ежике. Выслушиваем загадки детей. VI. Рефлексия учебной деятельности. - Чтобы закончить наш урок подведём итог нашей работы. У вас на партах лежат цветные карточки Р.3 . Зелёная – положительный ответ, красная – отрицательный. - Я знаю, что такое загадка. - Я знаю, признаки построения загадки. - В самостоятельной работе у меня всё получилось. - Я сегодня был в учебной деятельности. - Я сегодня был терпелив. - Я доволен своей работой на уроке. VII. Домашнее задание. Сочините загадку об аквариуме. Нарисуйте к ней загадку. Авторские права: Сайганова Ряшидя Исмаиловна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения.Загадка. Обучение сочинению загадок: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4963 |
Конспект прислал: rya771073 1 декабря 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||