");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, лит. чтение, 2 класс » Конспект урока литературного чтения.Загадка. Обучение сочинению загадок


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока литературного чтения.Загадка. Обучение сочинению загадок


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Тема урока: Загадка. Обучение сочинению загадок.
Учитель МБОУ СОШ с.Индерка Сайганова Ряшидя Исмаиловна
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели: познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями;
учить детей сочинять загадки;
развивать творческое мышление учащихся;
умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе эталона.
Демонстрационный материал:
1. понятие «Загадка»
2. два шага учебной деятельности
3. эталон «терпение в учебной деятельности»
4. название тонов
5. карточки с заданием «Подберите родственные слова к слову «Загадка»
6. образец проверки (перечень родственных слов)
7. понятие РИТМ
8. понятие РИФМА
9. рисунок ежа
Раздаточный материал:
1. карточки с заданием «Подберите родственные слова к слову «Загадка»
2. карточки с признаками для составления загадок о еже.
3. цветные карточки.

Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
На доске: два шага учебной деятельности и эталон терпение в учебной деятельности (Д-2, Д-3).
- Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке.
- Ребята, представим, что мы паровозики:
Вздохнули, на выдохе произносим чух-чух-чух.
Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
- А теперь тихонечко садимся.
- Ребята, давайте на странице 27 найдём стишок про паровозик и прочитаем.
Паровоз без колёс.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
- Что это? (загадка)
- Отгадайте эту загадку (пароход)
- Как вы догадались?
- Прочитайте её выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
- Как мы прочитаем первую строчку? (с удивлением)
- Попробуйте. Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы выразим удивление.
- Как мы прочитаем вторую строчку? (с восхищением)
Прочитайте.
- Как прочитаем третью строчку? (вопросительно-насмешливым тоном).
- Давайте прочитаем четвёртую строчку. Как мы её прочитаем? (восхищаясь и удивляясь)
- Прочитаем всю загадку хором.
(вывешивается на доску названия тонов Д.М.4)
- Молодцы, ребята!

- Вспомните, пожалуйста, с какими словами мы познакомились на предыдущих уроках? (многозначными)
- В каком значении они употребляются? (в прямом и переносном значении)
- Слова в переносном значении употребляются в загадках.Хорошо.
- Сегодня мы с вами поподробнее познакомимся с загадками, с тем как они «устроены»; будем учиться сочинять загадки.
- Сегодня вы обязательно откроете ещё одно новое знание.
- Как вы будете это делать?
- Выясним, что мы не знаем, сами откроем новое знание.
Дети обращаются к эталону «два шага учебной деятельности».
- Какой ещё эталон вы видите на доске? (эталон ТЕРПЕНИЕ)
- О чём он говорит?
- Почему надо быть терпеливыми?
- Итак, дети, желаю вам успешной работы.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Для того, чтобы работа была успешной, повторим всё то, что мы знаем, то, что поможет нам для открытия нового знания.
- Откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Давайте подумаем над значением этого слова «ЗАГАДКА».
Задание: подберите родственные слова к слову загадка. Работаем в парах, на карточках Р -1 отмечаете правильные варианты ответов.
- Давайте проверим ваше задание.
На доске вывешивается образец для проверки Д-5.
- Так как вы думаете, что такое загадка?
(загадка это то, что загадывают и нужно отгадать)
Вывешивается первое определение. Д1.1
- Молодцы! Подберите близкие по значению слова к слову. (секрет, тайна).
- Как называются такие слова (синонимы)
Вывешивается второе определение загадки Д1.2
- Итак, мы что знали, повторили.
- А теперь поговорим о загадках, но задание для вас будет новое.

Задание для пробного действия.
- Скажите, пожалуйста, как устроена загадка(похожа на стих…)
- Откройте учебники на стр.28. Прочитайте их, отгадайте.
- Найдите среди загадок рифмованные и нерифмованные загадки.
- Кто не нашёл? Почему?
- Что вы не смогли найти? (найти рифмованные и нерифмованные загадки).
- В чём было затруднение?
(не знали, как устроена загадка)


III. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?
(Найти среди загадок рифмованные и нерифмованные загадки.)
- Ребята, почему вы испытали затруднение?
(Не знаем всех признаков построения загадок)
- Какой шаг учебной деятельности вы выполнили?
(Выяснили, что не знаем)
- Что будем делать дальше?
(Построим новое знание, узнаем все признаки построения загадки)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Приседаем столько раз, сколько букв в слове ВЬЮГА.
Наклоняемся столько раз, сколько звуков в слове ЮЛЕЧКА.
Пишем глазами цифры 8, 2, 1

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, что описывается в загадках?
(Описывается какой-нибудь предмет или явление).
- Как описывается: коротко или подробно.
(Коротко)
- Но чтобы описание было таинственным сам предмет не называется.
- В каком значении употребляются слова для описания предмета? (в переносном)
- Спишите с доски загадку, отгадайте.
Посреди поля
Лежит зеркало.
Стекло голубое
Рама зелёная. ОЗЕРО

- Подчеркните слова в переносном значении.
- Ребята, а остальные слова какие?.
(Они употребляются в прямом значении).
- Правильно, молодцы! Если бы в загадках употреблялись слова только в переносном значении, мы бы их никогда не отгадали.
- Подчеркните слова в прямом значении, подчёркивающие признак или свойства загадываемого предмета.
- На что похожа загадка на стихотворение или рассказ?
(стихотворение).
- Чем похожа?
(Есть ритм).
Вывешиваю Д 6.
- Прочитайте последние слова каждой строчки второй загадки из учебника. Чем они похожи?
(Они созвучны).
- Как называется созвучие последних слов в строке? (рифма)
Вывешиваю на доске Д7.
- Теперь давайте попробуем ответить все ли загадки из учебника на стр.28. рифмованные?
- Прочитайте нерифмованные загадки. Почему эти загадки нерифмованные?
(В них нет рифмы, но есть обязательно ритм).
- Итак, можем ответить, какие загадки называются рифмованные?
(Если есть созвучие концов стихотворных строк, то эта загадка рифмованная).

- Итак, давайте, зная все признаки загадки попробуем дать полное определение. Что же такое загадка?
Загадка, жанр народно-поэтического творчества. Имеет метафорическую форму, содержит намёк или иносказание, требующие ответа, выраженного кратко, занимательно, часто складно, рифмой и созвучием слов.
- Запишите признаки загадки: краткость, складность, есть ритм, рифма.

Вывешиваю на доске Д1.
V. Закрепление, включение в систему знаний.
- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика. Рассмотрим ежа на картине, постараемся увидеть самое главное.
Рисунок ежа Д8.
- Какой он по форме? (спинка продолговатая)
- По цвету? (серый, коричневый)
- Какая у него мордочка? (удлинённая)
- Ножки? (коротенькие)
- Чем покрыта его спинка? (спинка покрыта иголками)
- Какие у него повадки?
- Где он живёт?
- Чем питается? (яблоками, грибами)
- Что он частенько носит на спине? (яблоки. грибы)
- Теперь нам нужно сравнить ежа с каким-то предметом и в загадке употребить это сравнение – слово в переносном значении. На что похож ёжик? (на мешок с иголками, на игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного. Игольницу, кактус, словно ёлка)
- Подберите слова, обозначающие действия ежа. (катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, свернулся)
- Мы говорили, что в загадке часто есть рифма. Давайте придумаем.
- Молодцы.
Все то, о чём мы говорили, т.е. признаки ежа, на что похож ёж, действия ежа я зафиксировала в памятках-помощниках. Они вам помогут в сочинении загадок о ежике.
Выслушиваем загадки детей.

VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Чтобы закончить наш урок подведём итог нашей работы.
У вас на партах лежат цветные карточки Р.3 . Зелёная – положительный ответ, красная – отрицательный.
- Я знаю, что такое загадка.
- Я знаю, признаки построения загадки.
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я сегодня был терпелив.
- Я доволен своей работой на уроке.

VII. Домашнее задание.
Сочините загадку об аквариуме. Нарисуйте к ней загадку.


Авторские права: Сайганова Ряшидя Исмаиловна


Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока литературного чтения.Загадка. Обучение сочинению загадок:
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Открытый урок по теме: «Площадь прямоугольного треугольника».
  • Конспект урока чтения: «Устное народное творчество. Былины»
  • Урок чтения в 4 классе Поле чтения. Загадка.
  • Конспект урока русского языка:«Употребление слов, обозначающих действие пре ...
  • Конспект урока русскоко языка.Тема урока: Лексическое значение слов. Много ...
  • конспект урока по русскому языку.Тема: Слова, которые не переносятся. Перен ...
  • Конспект урока обучения грамоте:"Давайте познакомимся" урок в технологии ...
  • структура и алгоритм уроков открытия нового знания
  • Конспект урока русского языка:"Лексика. Сколько лексических значений имее ...
  • Конспект урока по русскому языку (по развитию речи)


  • 5469
    Конспект прислал: rya771073 1 декабря 2011 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата