");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Раздел: Работа с дошкольниками
Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап.

Цели подготовительного этапа:
1. Сформировать артикуляционную базу звуков в более короткие сроки.
2. Осуществлять развитие речевого дыхания и голоса.
3. Вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия.
4. Совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.
5. Проводить дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, направленный как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.
Логопедическая работа на подготовительном этапе занимает довольно длительное время.

Чем заняться на данном этапе?
С логопатами проводятся фронтальные подгрупповые занятия, куда включаются:
• артикуляционная гимнастика;
• игры на коррекцию дыхания и развитие голоса;
• работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук;
• игры на развитие слухового внимания;
• особое место на подготовительном этапе занимает артикуляционная гимнастика.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 635

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса



9. Упражнение “Блинчики на тарелочке”.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (тарелочку). Это упражнение необходимо давать сразу же после упражнения “Накажем непослушный Язычок”, т.к. мышцы языка очень хорошо расслабляются и язычок становится широким.
При выполнении упражнения “Блинчик на тарелочке” необходимо следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа, не высовывался язычок далеко. Он должен только накрывать нижнюю губу.
• Кушал Язычок блинчики, а рядом на столе лежали разные сладости.

10. Упражнение “Вкусная конфетка”.
Имитировать жевание вкусной конфетки. Губы сомкнуты. Активно работают губы и щеки по направлению часовой стрелки.
• Съев вкусную конфетку, решил наш Язычок отведать мороженое. Оно было до того замечательное, что от удовольствия Язычок облизал верхнюю губку.

11. Упражнение “Чудесное мороженое”.
Рот приоткрыт, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
• Тут Язычок вспомнил, что именно на сегодняшний день у него есть билет в гастролирующий цирк. Язычок быстро собрался и отправился на представление. Вышел на улицу наш дружок и увидел возле дома новый забор, он был вот таким.

12. Упражнение “Заборчик”.
Губы растянуты в улыбке. Верхние и нижние зубы обнажены.
• Полюбовался Язычок новым забором и быстрей побежал дальше. А вот и здание цирка. Оно было большое и красивое.

13. Упражнение “Здание цирка”.
Широко открыть рот.
В фойе цирка клоун встречал всех зрителей своей веселой, широкой улыбкой.

14. Упражнение “Веселый клоун”.
Растянуть губы в улыбке, а затем снова вернуться в исходное положение.
• Усевшись поудобнее в кресло, Язычок увидел ведущего представление – слоника. Слоник сообщил о начале развлечения и важно вытянул хоботок вперед.

15. Упражнение “Хоботок”.
Рот приоткрыт. Губы вытянуты вперед. Видны верхние и нижние зубы.
• Неожиданно на арену цирка выбежала лошадка, она цокала копытами так (показ).

16. Упражнение “Лошадка”.
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком языка, следить чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язычок. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
• Тут вышли мишки-толстышки (показ). К ним навстречу выбежали ребятишки- худышки (показ).

17. Упражнение “Толстышки –худышки”.
Надувать щеки и втягивать их вовнутрь.
• Затем на арене выступал кот-циркач. он гордо крутился на одной лапке.

18. Упражнение “Кот- циркач”.
Открыть рот. Выполнить круговые движения языком, облизывая губы по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки. Следить за тем, что когда язычок двигается по верхней губе были видны нижние зубы и наоборот.
• Потом вышел футболист-кот и стал забивать мяч в ворота вот так (показ).

19. Упражнение “Футбол”.
Попеременное надувание щек.
• Представление в цирке подходило к концу. В заключение на арене выступал зайка-барабанщик, он стучал палочками: –д-д-д.

20. Упражнение “Зайка-барабанщик”.
Рот открыть. Хорошо видны и верхние и нижние зубы. Поднять широкий передний край языка за верхние зубы и стучать не отрываясь по бугоркам (альвеолам): д-д-д. Добившись четкости и точности выполнения этого упражнения и выработав длинную воздушную струю, легко можно поставить звук [р].
• Выйдя на улицу, после окончания представления, Язычок увидел лужи на земле. "Ну, – думает Язычок, – если прошел такой сильный дождь, наверное грибов в лесу видимо-невидимо! А не пойти-ка мне в лес за грибами?" И Язычок решительно направился в сторону леса. Когда Язычок шел по дороге в лес, вдруг налетел такой сильный ветер, что у деревьев ветки наклонились в сторону. Ветер был вот таким (показ).

21. Упражнение “Сильный ветер”.
Вытянуть язычок, положить его на нижнюю губу и предложить сильно подуть на кончик языка. Следить, чтобы щеки дети не раздували. Воздушная струя шла посередине язычка.
Это упражнение необходимо для постановки базовых звуков: [с], [ш].
• У дороги росла елочка. У нее иголки были острые (показ).

22. Упражнение “Иголочка”.
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Следить, чтобы во время выполнения упражнения хорошо были видны верхние и нижние зубы.
• Вдруг налетевший ветер донес громкую песенку жеребенка:- и-и-и.

23. Упражнение “Песенка жеребенка”.
Растянуть губы в улыбке, нижние и верхние зубы хорошо видны. Широкий передний край языка находится за нижними зубами, боковые края прижаты с внутренней стороны к верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу и образует щель. Добиваясь правильности выполнения данного упражнения, легко можно поставить свистящие и йотированные звуки.
• Остановился язычок на лесной полянке, заслушался ржанием жеребенка и залюбовался цоканьем копытцев лошадки. Потом Язычок неожиданно опустил голову вниз и увидел много грибов. Они были вот такие.

24. Упражнение “Грибочек”.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 635

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса



Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения должна начинаться с исправления менее сложных звуков, одновременно продолжать работу по подготовке органов артикуляции к постановке более трудных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
Звуки переднеязычные ([Т],[Д],[Н], язычно-альвеолярный [Л], губно-зубные ([В], [Ф], йотированные ([ia], [iэ], [iо],[iу] легко ставятся после тщательной работы на подготовительном этапе.

При постановке йотированных звуков предложить спеть песенку “Лошадки” и далее сообщить следующее: “Поет песенку свою лошадка, как вдруг послышался жалобный голосок маленького ослика иа-иа-иа (кончик языка за нижними зубами, боковые края прижаты с внутренней стороны к верхним коренным зубам, средняя часть спинки языка поднята к твердому небу и образует щель). Ослик потерял свою маму. Давай(те) поможем ослику найти маму”.
Ребенок поет песенку: иа-иа-иа, убыстряя темп. И вот тут, для образования щели и для того, чтобы язык не поднимался вверх, предложить ребенку указательным (чистым) пальцем своей руки придержать передний край языка. Следить, чтобы средняя часть спинки языка не соприкасалась с твердым небом. С пальцем, ребенок продолжает произносить изолированный звук до тех пор, пока не появится чистый звук([ia], то есть пока язычок не привыкнет находиться за нижними зубами. После введения звука [ia] в слоги, постановка остальных йотированных звуков [iэ], [iо],[iу] – осуществляется по подражанию.

Постановка звука [с] (базовый звук всех свистящих) осуществляется в два этапа.
Предложить ребенку спеть песенку “Лошадки”:– и-и-и-, обращая внимание на положение язычка и губ. Следить, чтобы губы были растянуты в хорошей улыбке, верхние и нижние зубы видны. Ребенок поет песню:- и-и-и (язычок горкой) далее предложить подуть на кончик языка, т.е. пустить “холодный ветерок” или “холодную водичку” посередине язычка получается: - с-с-с. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к внутренней стороне коренных зубов, а посередине язычка образовался желобок, по которому и направляется длительная воздушная струя.
Начинать автоматизировать звук [с] в слогах: са, сы; между гласными а-с-а. А язык продолжает находиться в том же положении. Особое внимание обратить на то, чтобы язычок не отходил от нижних зубов, а был плотно прижат. Такое положение язычка сохраняется до тех пор, пока язык не привыкнет находиться у нижних резцов, т.к. даже минимальное оттягивание кончика языка от нижних зубов дает дефектное произношение звука [с]. Затем предложить убрать язычок за нижние зубы, при этом сделать зубки вместе, а губы оставить в улыбке.
Сроки постановки звука [с] могут быть разными. Бывает достаточно двух недель, а бывает, что постановка звука [с] длится довольно длительное время. Все будет зависеть от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

У многих детей с ОНР долго не ставится твердый звук [с] (произносят его мягко, [с']).

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 635

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


При автоматизации звука [ш] в слогах: тша, ша, следить, чтобы язычок на звук [а] падал к нижним зубам, а нижняя челюсть активно опускалась вниз, губы разомкнуты, между зубами небольшое расстояние.

Поставленный звук [ш] детям с ОНР лучше начинать автоматизировать в слогах со стечением согласных: тша-тша-тша, пша-пшо-пшу, фша-фшо-фшу, кша-кшо-кшу и т.д. Почему? Это вызвано тем, что у дошкольников с ОНР нарушена слоговая структура слов. Слоговая зарядка со стечением согласных помогает более быстрому введению поставленного звука в речь.

От звука [ш] ставятся остальные шипящие звуки ([ж], [ч], [щ]). В основном они идут по подражанию (при условии, что чисто поставлен звук [ш]).
В постановке звука [р] можно использовать такой прием: уложить ребенка на кровать, предложить упражнение “Грибочек” и сильно подуть на передний край языка. Используя игровой прием “остановим лошадку”, получаем звук, близкий к “трр”, и так продолжаем до тех пор, пока не появится чистое произношение “трр”. Поставленный звук закреплять не в слогах: тра-тро-тры, а давать такие ряды: вра-вро-вры; гра-гро-гры; бра-бро-бры.
Такие слоговые ряды необходимы для того, чтобы ребенок к словам на звук [р] не подключал звук [т] (например: рак-трак).

У большинства детей с общим недоразвитием речи дрожит один край языка. В таком случае предложить ребенку выполнить упражнение “Грибочек” и большим (чистым) пальцем самого ребенка держать край языка, который дрожит, и сильно дуть на второй край языка (который не дрожит). Есть случаи, когда после данного упражнения частично вибрирует второй край язычка, но в основном у детей с ОНР остается односторонняя вибрация языка. Звук при этом идет чистый, но ребенок долго не вводит поставленный звук в свободную речь. С такими логопатами отводить больше времени на автоматизацию звука в слогах.

У детей с общим недоразвитием с большим трудом автоматизируются звонкие согласные звуки в свободной речи. С целью более быстрого введения звонких согласных в речь можно использовать карточку на дифференциацию звонких- глухих согласных. На карточке расположены два бубенчика (один звенит, другой нет, то есть без звоночка), далее сообщить ребенку: “В домике, где звенит бубенчик, будут жить звонкие звуки. Они любят петь, разговаривать (показать: рука ребенка прикладывается к своему горлышку). А в домике, где бубенчик не звенит, будут жить глухие звуки, они хотят спать, молчать”.
Таким образом, начинаем дифференцировать поставленные звонкие согласные: ба-па да-та га-ка; бо-по до-то го-ко; бу-пу ду-ту гу-ку; бы-пы ды-ты гы-кы.

После слоговой зарядки и автоматизации звуков в словах, предложить слова- паронимы (с рисунками к этим словам) типа: ветка- конфетка; башня – пашня; дом –том; газета – кассета и т.д.
Постановку мягких согласных можно осуществлять следующим образом: предложить ребенку спеть несколько песенок вместе: пиа-пиа-пиа (миа-миа-миа, ниа-ниа-ниа), постепенно убыстряя темп, пока не получится: пя (мя,ня). Поставленные мягкие согласные начинать дифференцировать с твердыми согласными, использовав карточку, на которой приклеены кусочек поролона (мягкие согласные) и кусочек пенопласта (твердые согласные). Сообщить ребенку: “В этом домике (показать) будут жить “добрые песенки”, которые поются, произносятся мягко, а в этом домике (показать) будут жить “сердитые песенки”, их будем произносить твердо (ребенок сам определяет на ощупь твердый и мягкий материал)".
Предложить сопоставить твердость и мягкость согласных в прямых слогах: па-пя ма-мя на-ня; по-пе мо-ме но-не; пу-пю му-мю ну-ню; пы-пи мы-ми ны –ни и т. д.
Поставленные звуки автоматизировать в слогах, предложениях и так далее.
Исходя из опыта работы можно сделать вывод, что дети с ОНР довольно длительное время не вводят поставленные звуки в свободную речь.

Эффективными приемами более быстрого введения поставленных звуков в речь у детей с ОНР и стертой формой дизартрии являются:
1. Заучивание коротких двустиший, четверостиший, простых чистоговорок.
2. Автоматизация звуков через драматизацию народных сказок. С этой целью силами родителей изготовлены персонажи кукольного театра. Дошкольники с большим удовольствием участвуют в драматизации, а логопед исправляет каждый неправильно произнесенный звук.
3. Обучение чтению, начиная со старшей группы. На занятиях по звукопроизношению звук и буква даются одновременно.

Познакомить дошкольников с понятиями: гласный, согласный. Дети знают, что гласные мы тянем, поем, а согласные произносим коротко, четко, с несколько утрированной артикуляцией, называя согласные звуки без призвука “Э”,: не “эм”, не “мэ”, а чистый звук “м”, т.к. он звучит в конце слов: дом, сом, дым.
Сначала дошкольники сливают звуки в обратных слогах. После этого дети очень быстро, без особых сложностей сливают звуки в прямых слогах. Затем дети обучаются чтению односложных слов типа: мак, кот; потом чтению слов из двух открытых слогов типа: Му-ра. К этому времени звук [р] у большинства детей должен быть поставлен. Дошкольники, выкладывая или читая слова с буквой Р, стараются четко его проговаривать (точно так же обстоят дела и с другими поставленными звуками).Таким образом, научившись читать слова, дети значительно быстрее вводят поставленные звуки в свободную речь.
4. Тесный контакт логопеда с воспитателями и родителями.
Воспитатели и родители имеют четкое представление о положении органов артикуляции произносимых , чисто поставленных звуков.





Пожалуйста, оцените конспект - Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста:
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Постановка звука Ц
  • Автоматизация звука З
  • Конспект урока риторики "Рассказ", 4 класс
  • Конспект подгруппового занятия по коррекции артикуляторно-акустической дисг ...
  • автоматизация Л
  • Логопедического занятия на тему: «звук и буква К»
  • Весна
  • Индивидуальное занятие Тема: Постановка звука Р, автоматизация звука Л в сл ...
  • Конспект логопедического занятия: "Изучаем звук [ц]"
  • Логопедическое занятие для детей.:"Дифференциация звуков[С]-[Ш]"


  • 7051
    Конспект прислал: kazjane 16 февраля 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата