Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 1 класс » Конспект логопедического занятия: "Изучаем звук [ц]" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект логопедического занятия: "Изучаем звук [ц]" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект упражнений по звуку [ц].
1. Артикуляционная гимнастика. Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произношению [ц]: 1) упражнения на развитие речевого дыхания: а) «быстрый мяч» (Каждому ребёнку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперёд на ватный шарик, лежащий на столе); б) «фокус» (На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Каждый ребёнок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх) 2) упражнение для губ: а) «улыбка» (Удерживание губ в улыбке. Верхние и нижние передние зубы сомкнуты и обнажены); 3) статические упражнения для языка: а) «лопатка» (Широкий мягкий расслабленный язык высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, боковые края языка касаются уголков губ); б) «вкусное варенье» (Облизать верхние и нижние губы); в) «киска сердится» (Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх - вперёд спинку языка); г) «катушечка» (Предложить детям открыть рот, кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий [т]. Произнесение звука происходит в момент размыкания когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной воздушной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Обязательно, контроль ладонью руки); 2. Развитие фонематического воприятия: 1) игра «поймай слог». Логопед говорит: «Я буду произносить слоговые ряды, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите слог со звуком [ц]»: са-ка-ца-та-ло-со-ко-цо-шо; су-шу-ту-цу-ку-со-мо-чо-цо-шо; 2) игра «просыпайся». Логопед говорит: «Так, ребята, опустите головы на руки, закройте глаза, будто вы спите. А когда вы услышите слог со звуком [ц], поднимите голову, т.е. проснитесь»: ма-са-та-ца-со-цу-ла-ко-цо-то-мо; щу-ца-ку-ту-цу-чу-зу-за-са-ца-мо-ло. 3) Логопед говорит: «А теперь мы будем играть в игру, которая называется «Самый внимательный», я буду называть слова, вы ВНИМАТЕЛЬНО слушаете, а когда услышите слово со звуком [ц] хлопните в ладоши». Материал: медуза, цукаты, лошадь, оса, цыплёнок, шмель, цапля, мимоза, клякса, телефон, плакса, цилиндр, сосна, чашка, целлофан, восток, цокать, запад, корица, забор, царевна, самолёт, ёжик, царь, лепесток, ушки, барсук, цыган. 4) игра «Где мы были, мы не скажем, а что мы делали – покажем». Логопед говорит: «Один из вас выходит ко мне, я ему показываю картинку, не говоря не слова, он должен показать это действие, а вы отгадать!». На картинки изображены действия: танцевать, цеплять, цокать и др.» 5) Игра «Что кому?». Логопед раскладывает на столе предметы со словами: «Сейчас, дети, вы должны отгадать, кому какой предмет нужен». Вызывая по очереди, он говорит: «Дедушке для часов подарили ...» (цепочку), «Портнихе для работы нужны …» (ножницы) и т.д. Методическое указание: на один и тот же вопрос могут ответить 3-4 человека. 5. Развитие связной речи. 1) Игра «Подскажи словечко» (с опорой на предметные картинки). На наборном полотне выставляются картинки-схемы типа «боец» …. «цель». Логопед говорит: «Перед вами картинки, вы должны добавить слово, чтобы получилось предложение». Например: «Боец целится в цель». - Цыплёнок вылупился из яйца. (Цыплёнок и яйцо). - Боец целится в цель. (Боец и цель). - В цирке выступает медведица. (Цирк и медведица). (если есть [р]) - На огороде растут огурцы и луковицы. (Огород и огурцы и луковицы). (если есть [р]) и др. 2) Чтение стихотворения логопедом. Беседа по содержанию. Заучивание стихотворения учениками и пересказ с опорой на сюжетный картинный материал. На цепи Барбосу не сидится, Хочется по улицам носиться, Хочется за кошками гоняться, С малышами в озере купаться. Чтоб его мальчишки не боялись, Как на лошади, верхом на нём катались... Но его по-прежнему боятся, И никто с ним не желает знаться. 3) Чтение текста логопедом,обсуждение и пересказ детьми. Цыплята. Вывела курица цыплят. Дала курица имена цыплятам. Первого цыпленка курица назвала – Цып. Второго цыпленка курица назвала – Цып – Цып. Третьего цыпленка курица назвала – Цып - Цып - Цып. Самое длинное имя было у двенадцатого цыпленка: Цып - Цып - Цып - Цып…. 6. Дифференциация [с] и [ц] 1) развитие фонематического восприятия: а) Логопед говорит: «Проведём устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук ([с] или [ц])» Речевой материал: цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник. б) Логопед говорит: «Дети, воробей принёс нам конверт с письмом, разрешите, я прочитаю? Что-то всё непонятно, давайте исправим и скажем правильно» Речевой материал: Цоловей звонко поёт пецню.У сесарки сыплята. У сапли длинные ноги. Аицт ходит по болоту. Цкворес цобирает червячков для птенсов. На берегу лацточка цвила себе гнездо. Цнегирь прилетает к нам зимой. 2) Развитие умения изменять силу произнесения (тише-громче): а) Логопед говорит: «Давайте вспомним, как дует ветерок! (с-с-с-с-с-с). Когда я буду поднимать руку вверх, это будет значить, что ветер дует сильно, когда опускать – тихо. б) Логопед говорит: «А теперь вспомним, как у нас пищат цыплята (цып-цып-цып). Давайте вы будете цыплятами, когда я покажу вам 5 пальцев, вы пишите громко, когда сожму руку в кулак – тихо» в) Логопед говорит: «А теперь разделимся, часть детей будет цыплятами, а часть ветром, когда ветер дует сильно, я поднимаю одну руку, цыплята боятся и пищат тихо, а когда опущу – ветер дует тихо, а цыплята пищат громко» 3) Дифференциация [с] и [ц] в слогах, словах и фразах: а) Логопед говорит: «Теперь, ребята, мы будем с вами повторять слоги» Речевой материал: ЦА-СА; ЦИ-СЫ; СА-ЦА; СЫ-ЦИ; ЦЕ-СЭ; СЭ-ЦЭ; ЦО-СО; ЦУ-СУ; СО-ЦО; СУ-ЦУ б) Логопед говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Запоминалки», на доске у нас висят картинки, я указываю вам только на три, и вы мне называете их». Материал: курица, сова, цапля, оса, слон, цыплёнок, синица, лиса, собака, овца. в) Логопед говорит: «На доске вывешены картинки, в ряду по две, между ними пропущено слово, вы должны придумать это слово». Материал: аист (летит на) юг; курица (гуляет с) цыплятами; ласточка (летает в) небе; сова (ухает) в лесу; медведица (выступает в) цирке и т.д. 4) Развитие связной речи. а) Логопед читает стихотворение и обсуждает его с детьми, находит слова с содержание [с] и [ц]: Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики Сегодня посмотри! Как розовые яблоки На ветках снегири. б) Логопед говорит: «А теперь давайте выучим маленькое четверостишье о гусенице» Гусеница цепко Цепляется за ветку. От скворцов скрывается. Ей скворцы не нравятся. Авторские права: студент дефектологического факультета Пожалуйста, оцените конспект - Конспект логопедического занятия: "Изучаем звук [ц]": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5927 |
Конспект прислал: Антонова АА 18 июня 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||