Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Курсовая работа по психологи"Особенности внимания младших школьников и их влияние на успешность учебной деятельности" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Курсовая работа по психологи"Особенности внимания младших школьников и их влияние на успешность учебной деятельности" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова» Кафедра психологии Особенности внимания младших школьников и их влияние на успешность учебной деятельности Курсовая работа Выполнил: Таранникова Ирина Феофановна, студентка педагогического факультета отделения «Педагогика и методика начального образования» 3 курса заочного отделения № зач. книжки 07007 Научный руководитель: Кислицина Валентина Александровна, старший преподаватель кафедры психологии Ишим 2009 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретическое исследование влияния особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности 8 1.1. Понятие «внимания» в психологии 8 1.2. Особенности внимания младших школьников и их влияние на успешность учебной деятельности 15 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей внимания младших школьников и их влияния на успешность учебной деятельности 20 2.1. Методика изучения особенностей внимания младших школьников 20 2.2. Характеристика учебной деятельности и влияние особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности 49 Заключение 53 Библиографический список 55 Приложение Введение Процесс обучения в школе включает не только усваивание сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных процессов. Часто главная причина больших затруднений в усвоении и использовании нового учебного материала учащимися состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости познавательных процессов. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития внимания. Вот почему проблема развития внимания является актуальной. Недостаточное развитие свойств внимания ведёт за собой множество ошибок при письме, чтении, расчётах. Актуальностью курсовой работы явилось обращение к проблеме взаимосвязи особенностей внимания и успешности учебной деятельности, что обусловлено особой ролью внимания влияющего на усвоение учебного материала учащимися в младшем школьном возрасте. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не возможно. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, — пишет С.Л. Рубинштейн, — в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания»[17,420]. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [13, 65]. Тем не менее, все указывает на то, что данная проблема актуальна в настоящее время. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [11, 10]. Проблема курсовой работы заключается в понимании роли, причинной обусловленности, влияния особенностей внимания младшего школьника на успешность учебной деятельности. Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Выготского Л.С., Гоноболина Ф.Н., Добрынина Н.Ф., Крутецкого В.А., Павлова И.П., Рубинштейна С.Л. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие между необходимостью решения проблемы успешности учебной деятельности у младших школьников, а также влиянием особенностей внимания на успешность учебной деятельности и недостаточностью концептуальной и методологической разработкой данного феномена. Данное противоречие определило проблему, которая заключается в выявлении влияния особенностей младшего школьника на успешность учебной деятельности. Объектом исследования являются свойства внимания младших школьников. Предмет исследования влияние особенностей внимания на успешность учебной деятельности младшего школьника. Целью исследования является теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. Проанализировать данную проблему в психолого-педагогической литературе; 2. Изучить особенности внимания младших школьников. 3. Изучить успешность учебной деятельности учащихся. 4.Показать влияние особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности. Гипотезой исследования состоит в том, что успешность учебной деятельности зависит от особенностей внимания младшего школьника, таких как объём, концентрация (сосредоточенность),устойчивость, продуктивность, переключение. Методологической основой являются работы отечественныех психологов: Л.И.Божович, М.В.Страхов, П.Я.Гальперин, особый вклад в теорию внимания внёс Н.Ф. Добрынин. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, диагностические методы, анализ продуктов деятельности и документов, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных . Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 9» г. Когалыма. В нём принимали участие 17 учеников (10 девочек, 7 мальчиков) 4 «А» класса в возрасте 9-10 лет (Образовательная программа «Школа 2100»). Теоретико-методологические основы, цель, задачи и гипотеза исследования определили содержание этапов исследования: Первый этап – поисково-теоретический (сентябрь 2009 года).Изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы; определение проблемы, целей, объекта, предмета исследования; гипотезы. Второй этап – опытно-экспериментальный (октябрь – ноябрь 2009 года). Диагностическое обследование; проведение эксперимента, проверка гипотетического предположения; обработка полученных результатов. Третий этап – заключительно-обобщающий. Обработка и систематизация материала; формулировка выводов и литературное оформление исследовательской работы (декабрь 2009 года). Теоретическая значимость: проведён теоретический анализ существующих подходов к изучению внимания, определены его особенности, концентрация, устойчивость, продуктивность, объём, переключение. Практическая значимость: результаты проведённых методик могут быть использованы преподавателями в теоретических и практических целях. Практическая значимость исследования состоит в апробации методики Рудника и методики «Красно – чёрная таблица» Ф.Горбова на диагностику уровня развития свойств внимания. Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью методов исследования его цели, задачам и логике, апробацией методики в форме исследования, применением дополнительных сведений о биологический и социальных условиях развития школьников, обоснованным применением статистической обработки получаемых данных, представительностью выборки, количественным и качественным анализом полученного фактического материала. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема исследования, его объект и предмет, формулируется гипотеза, цели и задачи исследования, раскрывается практическое значение работы. Первая глава теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования состоит из двух параграфов и раскрывает сущность различных точек зрения на проблему внимания в психологии, нейрофизиологических исследованиях, видов и свойств внимания, особенностей внимания у младших школьников, психологические особенности групп успевающих школьников. Вторая глава экспериментальные исследования свойств внимания состоит из двух параграфов. В ней представлены планирование исследования, организация и описание методов, результаты диагностики в виде таблиц первичных данных, анализ полученных в исследовании результатов, их статистическая обработка. Заключение содержит основные выводы по теоретическому и экспериментальному исследованию. Библиография содержит 20 источников. В приложении представлен стимульный материал к апробированной методике, протоколы проведённых исследований. Глава 1. Теоретическое исследование влияния особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности 1.1. Понятие «внимания» в психологии Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях является различным. Различия в восприятии внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении [1, 2]. Под направленностью понимается определённый выбор /вольный или невольный/, предмет или явление среди других. Сосредоточенность – это, по мнению многих учёных, отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или к данной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других [3, 14]. Слово «внимание», подобно слову «чувство», употреблялось в истории психологии для обозначения различных процессов. Прежде всего, бывают такие случаи, когда наше внимание направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому, или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, сильные боли – все это впечатления привлекают наше внимание против нашей воли. Всё новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря на психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своём вступлении в сознании не имеет ещё с ним ассоциативных связей; оно стоит в нём уединённо, изолированно от других [1, 82]. Вывод: Показатель S=0,9, на графике явно видны большие колебания внимания, точки графика расположены в четырёх зонах, таким образом, внимание ребенка высокопродуктивное, неустойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 7 баллов, устойчивость 5 баллов. Константин И. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 122 4 2 96 1 3 119 9 4 117 5 5 123 8 Показатель концентрации внимания Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,7, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. Алина К. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 86 0 2 97 1 3 109 2 4 100 2 5 103 1 Показатель концентрации внимания Вывод: График находится в пределах от 0,50 до 1,00 балла, что говорит о высокой продуктивности внимания; Все точки графика не выходят за пределы двух зон, таким образом, внимание устойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. Максим К. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 107 2 2 115 0 3 109 4 4 108 3 5 108 6 Показатель концентрации внимания Вывод: По графику можно сделать вывод, что внимание ребенка является высокопродуктивным и довольно устойчивым: все точки графика располагаются в двух зонах, колебания внимания незначительные. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. Константин К. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 86 2 2 76 1 3 87 4 4 97 1 5 139 6 Показатель концентрации внимания Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,68, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. Руслан М. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 70 4 2 86 1 3 69 1 4 31 0 5 74 2 Показатель концентрации внимания Вывод: На графике мы видим, что показатель S находится в границах от 0,26 до 0,67 балла, а все точки графика не выходят за пределы двух зон, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но внимание устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. Диана М. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 86 2 2 118 2 3 89 2 4 109 3 5 110 3 Показатель концентрации внимания Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,74, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. Анастасия Р. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 55 1 2 57 0 3 82 1 4 55 0 5 82 3 Показатель концентрации внимания Вывод: По графику можно сделать вывод, что внимание ребенка является среднепродуктивным и довольно устойчивым: все точки графика располагаются в двух зонах, колебания внимания незначительные. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов. ВалерияТ. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 123 0 2 122 1 3 86 1 4 91 2 5 160 8 Показатель концентрации внимания Вывод: На графике мы видим, что показатель S=0,86, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания высокая, колебания внимания значительные, внимание среднеустойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, устойчивость внимания на 6-7 баллов. Валерия Ц. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 110 3 2 162 5 3 184 2 4 138 7 5 216 5 Показатель концентрации внимания Вывод: На графике мы видим, что показатель S=1,1, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания очень высокая, но значительные колебания внимания указывают на то, что внимание крайне неустойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 8-9 баллов, устойчивость внимания на 3 балла. Елена Ч. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 210 5 2 256 13 3 165 5 4 201 8 5 78 1 Показатель концентрации внимания Вывод: По графику можно сделать вывод, что внимание ребенка является очень высокопродуктивным и среднеустойчивым: все точки графика располагаются в трёх зонах. Продуктивность испытуемого оценивается на 8-9 баллов, а устойчивость внимания на 6-7 баллов. Дмитрий Я. Минуты Кол-во просмотренных букв Кол-во ошибок Продуктивность и устойчивость внимания за минуту времени Общая оценка продуктивности и внимания 1 109 6 2 210 11 3 105 3 4 141 8 5 158 2 Показатель концентрации внимания Вывод: График находится в пределах от 0,6 до 1,2 балла, что говорит о высокой продуктивности внимания; все точки графика не выходят за пределы трёх зон, таким образом, внимание среднеустойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 6-7 баллов. Обработка и анализ результатов: 1. Результаты нахождения коэффициента продуктивности (эффективности), устойчивости, Точности выполнения задания, концентрации внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблицы для всей группы (Приложение 2 ) В результате выявлено, что среди испытуемых: 4 ученика с очень высоким уровнем продуктивности внимания (8-9 баллов) –Амина А., Алина Г., Валерия Ц., Елена Ч. 6 учеников с высоким уровнем продуктивности внимания (6-7 баллов) –Эльвира А., Кристина Д., Алина К., Максим К., , Валерия Т., Дмитрий Я. 5 учеников со средним уровнем продуктивности внимания (4-5 баллов) –Роял А., Константин И., Константин К., Диана М., Анастасия Р. 2 ученика имеют низкопродуктивное внимание (2-3 балла) - Данил Б., Руслан М. При вычислении показателя устойчивости внимания выявлено: 8 учеников с довольно устойчивым вниманием (8-10 баллов) –Амина А., Константин И., Алина К., Максим К., Константин К., Руслан М. ,Диана М., Анастасия Р. 5 учеников со среднеустойчивым вниманием (6-7 баллов) – Роял А., Данил Б., Валерия Т., Елена Ч., Дмитрий Я. 1 ученик с неустойчивым вниманием (4-5 баллов) – Кристина Д. 3 ученика с крайне неустойчивым вниманием (3 балла) – Эльвира А., Алина Г., Валерия Ц. При вычислении показателя концентрации внимания k среди испытуемых школьников были выявлено: 3 ученика имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%) – Амина А., Алина К., Анастасия Р. 9 учеников имеют высокий уровень концентрации внимания (61%-80%) – Эльвира А., Алина Г., Кристина Д., Максим К., Константин К., Руслан М., Диана М., Валерия Т., Валерия Ц. 4 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%) – Данил Б., Константин И., Елена Ч., Дмитрий Я. 1 ученик, имеющий низкий уровень концентрации внимания (21%-40%) - Роял А. Методика 2. «Красно – чёрная таблица» Ф П..Горбова Задачей данного исследования является выявление объёма, распределения и переключения внимания. Цель: измерение количественных характеристик внимания: (объёма, переключения), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы. Оборудование: в работе используется бланк «Красно-чёрная таблица» Ф. Горбова (Приложение № 3). Порядок проведения: исследование проводится индивидуально с каждым учеником. Каждому испытуемому выдаётся лист с «Красно-чёрной таблицей» Ф. Горбова. В таблице 24 красных и 25 чёрных чисел (7Х7). Работа состоит из трех серий. 1 серия. Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25). 2 серия. Испытуемый находит, называет и показывает красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). 3 серия. Испытуемый находит, называет и показывает чёрные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов, если замечает ошибку, он называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице, и работа продолжается без остановки, ошибкой считается неправильно показанное число и цвет. Ошибки исправляются по ходу работы. Исправления, исправленные самим испытуемым, в процессе работы, как ошибки не рассматриваются. Испытуемым даётся иструкция: Для 1 серии. "Перед вами таблица, на которой в случайном порядке расположены черные и красные числа. Вы должны находить называть, и показывать черные числа в возрастающем порядке. Работать нужно как можно быстрее и стараться без ошибок". Для 2 серии. "А теперь вы должны находить, показывать и называть красные числа, но в убывающем порядке". Для 3 серии. "Сейчас вы должны будете выполнять оба задания сразу, т.е. находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные - в убывающем порядке попеременно. Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и так до конца - 1 - красная, 25 - черная. Если вы ошибетесь, я вас поправлю, и вы должны, не останавливаясь, продолжать работу". Для слежения за правильностью ответов испытуемого экспериментатором заранее заготавливается "КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА", в которой число, названное испытуемым, вычеркивается, а ошибки обводятся. Время работы и количество ошибок подсчитывается по каждой серии и заносится в таблицу результатов. Обработка результатов. Объем внимания определяется по формуле: О = ( t ' + t'' ) : 2 где О - объем внимания, t' - время в первой серии, t'' - время во второй серии. t''' - время работы в третьей серии. Переключение внимания – П, вычисляется по формуле: П = t''' - ( t' + t '') : 2 ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАЛЛЫ Баллы Уровень Показатель объема внимания Показатель переключения внимания 1 низкий 61 и > 201 и > 2 ниже среднего 51-60 161-200 3 средний 38-50 91-160 4 выше среднего 30-37 51-90 5 высокий 29 и < 50 и < Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на 1 балл. Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента в первых двух сериях дети справились с заданием лучше, в третьей серии у детей наблюдалась напряженность, усталость, но они с интересом выполняли задание, комментируя выполнение. Итак, подсчитаем результаты обследования. Обработка и анализ результатов: Результаты нахождения уровня объёма и переключения внимания представим в виде таблиц (Приложение № 4) 1. В результате нахождения уровня объёма внимания выявлено, что среди испытуемых: 8 учеников со средним уровнем объёма внимания (3 балла) – Амина А., Эльвира А., Алина К., Диана М., Анастасия Р., Валерия Т., Валерия Ц., Елена Ч. 7 учеников с уровнем объёма внимания ниже среднего (2 балла) – Данил Б., Алина Г., Кристина Д., Константин И., Константин К., Максим К., Дмитрий Я. 2 ученика с низким уровнем объёма внимания(1 балл) - Роял А., Руслан М. 2. В результате нахождения уровня переключения внимания выявлено, что среди испытуемых: 1 ученик с уровнем переключения внимания выше среднего (4 балла) – Константин К. 15 учеников со средним уровнем переключения внимания (3 балла) – Амина А., Эльвира А., Роял А., Данил Б., Алина Г., Кристина Д., Константин И., Алина К., Максим К., Диана М., Анастасия Р., Валерия Т., Валерия Ц., Елена Ч., Дмитрий Я. 1 ученик с уровнем переключения внимания ниже среднего (2 балла) – Руслан М. 2.2 Характеристика учебной деятельности и влияние особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности Учебная деятельность – ведущая деятельность в школьном возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются новообразования, соответствующие возрасту. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Особенно интенсивно формируется учебная деятельность в период младшего школьного возраста. Безусловно, учебная деятельность требует усидчивости, организации своего времени, аккуратности, ответственности и, конечно, внимания. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Без достаточной сформированности внимания, развитие которого является одной из важнейших задач школы, учебный процесс невозможен. Также происходит развитие устойчивости внимания (оно составляет 10-20 минут в младших классах). "На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени". Для продуктивной деятельности на уроке младшим школьникам необходимо развивать переключение, то есть переход от одного вида деятельности к другой, от одного рода занятий к другому [4, C.19]. Конечно, внимание как психическая функция по-разному развита у различных детей. Свойства внимания могут отличаться у детей. Эти свойства бывают развиты в неодинаковой степени. "Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом". [9, с.262] Невнимательные ученики характеризуются сильной отвлекаемостью, низким уровнем устойчивости, распределения и переключения внимания и плохим умением концентрироваться [16]. Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения у младших школьников [16], [19]. Большинство неуспевающих учащихся начальных классов характеризуются низким уровнем развития устойчивости, распределения и переключения внимания [16]. Особенно важную роль точность распределения внимания играет при усвоении русского языка, устойчивость внимания при обучении чтению. [7]. Как правило, у учеников, хорошо успевающих по школьным дисциплинам, степень интеграции основных свойств внимания — объема, устойчивости, концентрированности, продуктивности и переключения выше [15] . Чем более развиты свойства внимания, тем эффективнее обычно ученик справляется с учебными заданиями. Но и среди слабо успевающих учеников встречаются дети с объективно высокими свойствами внимания [16]. Поэтому в данном исследовании были протестированы две группы детей: хорошо успевающие и слабо успевающие по школьным дисциплинам. Перед тем как охарактеризовать учебную деятельность испытуемых, мы с помощью экспертной оценки (опроса у классного руководителя) и анализа классного журнала, используя методы математической статистики вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика. ( Приложение № 5) К ученикам с низким уровнем успешности обучения мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5. На среднем уровне успешности обучения находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5. К ученикам с высоким уровнем успешности обучения отнесли детей имеющих от 4,5 до 5 баллов. Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, в классе 3 группы детей: с низким уровнем успешности обучения 4 ученика - Роял А., Алина Г., Максим К., Руслан М., Валерия Т. со средним уровнем успешности обучения 7 учеников - Данил Б., Кристина Д., Константин И., Константин К., Диана М., Валерия Т., Дмитрий Я. с высоким уровнем успешности обучения 6 учеников - Амина А., Эльвира А., Алина К., Анастасия Р., Валерия Ц., Елена Ч. Полученные результаты (Приложение № 6, 7) показывают, что дети с хорошей успеваемостью, как правило, имеют достаточно высокий уровень концентрации внимания. У большинства слабоуспевающих детей уровень внимания средний или низкий. Как видно из полученных данных, внимательные дети учатся лучше, чем невнимательные, не означает, что уровень развития свойств внимания линейно связан с успеваемостью во всем диапазоне изменчивости этих показателей. Анализ взаимосвязи свойств внимания и успеваемости хорошо успевающих и слабоуспевающих учеников обнаружил у невнимательных учеников большую зависимость успеваемости от уровня развития особенностей внимания. Учитывая, что уровень этих показателей у невнимательных учащихся достоверно ниже по сравнению с внимательными, можно предполагать, что это существенно ограничивает возможности успешного выполнения учебных заданий. Однако, среди плохо успевающих учеников есть ребята с достаточно неплохим показателем уровня внимания. Следовательно, достаточно развитые свойства внимания не могут гарантировать успешность обучения. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило гипотезу и по¬зволило сделать следующие выводы: 1. Хорошо успевающие ученики обычно имеют достаточно высокий уровень внимания. 2. Благодаря анализу выявлена взаимосвязь особенностей внимания и успешности учебной деятельности. Дети с более высокими показателями свойств внимания, в основном, имеют более высокую успеваемость. 3. Но, учитывая факт, что и среди слабо успевающих учеников есть такие, которые имеют достаточно высокий уровень развития свойств внимания, можно сделать вывод, что какие-то другие психологические факторы оказывают влияние на процесс обучения этих учащихся (например, слабая мотивация к учёбе, лень). Заключение Работа была посвящена особенностям внимания младших школьников и их влиянию на успешность учебной деятельности. В первой части работы был сделан теоретический анализ литературы, посвященный данной тематике, на основе которого были сделаны выводы о влиянии особенностей внимания на успешность учебной деятельности младшего школьника. Также были рассмотрены различные теории внимания. У психологии имеются разные ответы на вопрос, что такое внимание, так как практически всегда, внимание взаимосвязано с познавательными процессами. Причем за каждым из ответов существует довольно стройная и аргументированная психологическая теория. В качестве основных свойств внимания в младшем школьном возрасте выделяют: объём, переключение, устойчивость, продуктивность и концентрацию. Для успешного обучения в школе у ребёнка должен сформироваться достаточный уровень развития свойств внимания. Одним из основных факторов, который имеет значение не только для хорошей учёбы в младших классах и последующей средней школе, но и для будущей жизни, становится уровень развития свойств внимания. На основе экспериментальной работы выяснено, что у школьников младшего школьного возраста особенности внимания занимают особое место. Обнаружена благодаря анализу и проведённому исследованию достаточно тесная связь между успешностью учебной деятельности и особенностями внимания. Однако высокий уровень развития свойств внимания не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в своей ведущей деятельности – учёбе. Как показывают результаты, среди слабо успевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята. Следовательно, и другие факторы оказывают влияние на успешность обучения. Таким образом, гипотеза, поставленная во введении к курсовой работе о том, что успешность учебной деятельности зависит от особенностей внимания младшего школьника, таких как объём, концентрация (сосредоточенность), устойчивость, продуктивность, переключение, по мнению автора, подтвердилась. Действительно, успешность учебной деятельности зависит от особенностей внимания младшего школьника, но не всегда. По мнению автора, проблема, представленная в данной курсовой работе представляется очень важной, так как особенности внимания младших школьников в настоящее время вызывают беспокойство у педагогов, родителей, психологов, работающих с детьми. В настоящее время увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, и в связи с этим снижается уровень успешности учебной деятельности. В результате исследования, поставленная нами цель была достигнута, то есть теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние особенностей внимания младших школьников на успешность учебной деятельности. Изучены особенности внимания младших школьников, а также проведено исследование успешности учебной деятельности. Таким образом, поставленные нами задачи были реализованы, цель достигнута, гипотеза подтверждена. Библиографический список 1. Акимова, М. Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М.Н. Акимова. – М.:Знание, 1992. – С. 267. 2. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М.: Роспедагенство, 1994 г. - с.14-17 3. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая– М.: Просвещение, 1974. – С. 340. 4. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова – М.: МГОПУ; АНОО НОУ, 1999. – С. 68-80. 5. Гоноблин, Ф. Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноблин – М.: Просвещение, 1972. – С.342. 6. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание [Текст] /Н.Ф.Добрынин. – М.: Просвещение, 1958. –С. 256. 7. Истpaтoвa, О. H. Бoльшaя кн Пожалуйста, оцените конспект - Курсовая работа по психологи"Особенности внимания младших школьников и их влияние на успешность учебной деятельности": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6979 |
Конспект прислал: ирина таранникова 23 июля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||