");
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Разное, полезное » Конспект литературного чтения:"Город - герой Волгоград"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект литературного чтения:"Город - герой Волгоград"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Литературное чтение. Школа № 30 , 3Б класс.

Тема: 65- летие Сталинградской битвы. Мемориальный комплекс «Мамаев курган».
Цели:
1. Характеризовать значимость Сталинградской битвы как коренного перелома во 2 Мировой войне.
2. Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы.
3. На примере подвигов М. Паникахи, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.
4. Учить умению самостоятельно работать над проектом.

Ход урока.

1. Показ хроники военных событий.
2. Рассказ учителя с показом слайдов о Сталинградской битве.
 Вот уже 63 года прошло с той войны. Для мировой истории это краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели тяжелые бои. Время летит, как ветер. Годы текут как реки. Но память хранит былое.
 Война стоила нам огромных жертв, принесла разрушения, оставив раны и в душах людей, и на теле земли.
 В бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур и мемориальных досок, в названиях улиц увековечена память о славных воинах В.О. войны.
 Сегодня мы будем говорить о Сталинградской битве и городе герое Волгограде.
1 й слайд
2 й слайд
3 й слайд
 Задолго до этого урока была запланирована поездка в город-герой Волгоград. И мы решили перед поездкой как можно больше узнать о самом городе и той страшной битве, которая там произошла.
 Я предложила ребятам темы мини-проектов. Они их выбирали по своему желанию. А затем началась работа над ними. Итогом этой работы и должна была стать поездка в город-герой Волгоград. О том что у нас получилось, мы сегодня и хотим вам рассказать.
 В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход второй мировой войны. Таким событием стала Сталинградская битва.
 Она проходила в 2 этапа:
4 слайд
17 июля – 18 ноября 1942 года.-оборонительные бои.
18 ноября 1942 года.-2 февраля 1943 года.-контрнаступление советских войск под Сталинградом.
 Эта битва существенно отличается от всех остальных сражений. 97 процентов жилого фонда было разрушено. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70км от города.
 Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск.
 «Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267 полка 94 дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление».
 Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: « За Волгой для нас земли нет!», их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.
 О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «Нам надо пройти до Волги 1 км, но мы его никак не можем пройти .Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.»
 А вот извлечение из дневника Вильгельма Гофмана:

1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие !

8 сентября: … безрассудное упрямство.

11 сентября: … фанатики.

13 сентября: … Дикие звери!

16 сентября: Варварство… это не люди, а черти.

27 октября: Русские – это не люди а какие то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня.

28 октября: «Каждый солдат чувствует себя обречённым человеком.»

 Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять.
 Одним из таких героев был сержант Павлов. Проект о доме Павлова выполняла Денисенко Настя.

Слайд №5.
Слайд №6
 Простой, ничем не примечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Павлова и лейтенанта Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожила столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии крупных Европейских городов.
 Рядом с домом Павлова стоит мельница. О своём проекте расскажет Ракитина Саша.

Слайд №7
Слайд №8

 Воины, которые обороняли дом вместе с сержантом Павловым, прикрывали наблюдательный пункт, расположенный в здании мельницы. Мельница была разрушена, как и все дома в городе. Но её руины оставлены в назидание потомкам такими , какими мы их видим сейчас.

(Показывает макет мельницы).
Слайд № 9
Слайд №10
 Морская пехота тоже принимала участие в защите Сталинграда .
 Михаил Паникаха…сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился , не повернул назад. Поднявшись во весь рост живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины… Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике – ансамбле на Мамаевом кургане.

 Этот проект выполняла Алимова Алина.

 Много подвигов совершалось в этой битве.

 Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

 Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.

 Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский…

 Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы… они отстояли город на Волге.

Слайд№ 11
 Сражался и погиб в небе над Волгоградом испанский лётчик Рубен Ибаррури. Его могила находится в этом городе.
 Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31 стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через 2 дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Радимцева.
Слайд №12
 Все они участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в Волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприн, поднявший в атаку на крутой склон кургана бойцов своей роты, и гвардейские роты ремонтных батальонов, которые восстанавливали боевую технику после сражений.
 Сейчас о своём прадедушке участнике Сталинградской битвы расскажет Пинчук Настя в своём проекте «История одной фотографии».

Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Слайд № 16

 Слайд №17
 Мамаев курган – священное место для всех российских людей. Воздвигнутый на нём памятник – ансамбль запечатлел на века героев Сталинградской битвы. Они преградили дорогу фашизму, выстояли в самые тяжёлые дни для Родины.
 Слайд № 18
 Слайд № 19

 Начинается памятник вводной композицией о которой нам расскажет Ковшова Уля.

 Вводная композиция – это стела, напоминающая каменную стену, вдоль которой движется скорбная процессия. Идут мужчины и женщины, старики и дети. Идут к могилам родных, близких, знакомых и незнакомых, но одинаково дорогих сердцу.

 Слайд № 20

 Слайд № 21

 На Мамаев курган ведёт широкая лестница. Её семь маршей переходят в длинную, постепенно подымающуюся аллею пирамидальных тополей.

 Этот проект выполнял Бадрусев Кирилл.
Слайд № 22
Слайд № 23

 Мы идём дальше вдоль аллеи пирамидальных тополей и наше внимание сразу привлекает скульптура воина богатыря. Этот проект готовил Разуваев Федя.
 Перед нами защитник Сталинграда. Скалой поднялся он из воды. Нет силы которая могла бы его сдвинуть. Воин в состоянии сокрушить любого недруга, сокрушить всех, кто со злым умыслом напал на его Родину.

 (Показ макета воина богатыря.)
Слайд № 24
Слайд № 25
 Проходим дальше к стенам руинам и попадаем на Площадь Героев. О ней нам расскажут Гадирова Эльнара и Хайрова Алиса, которые готовили этот проект.
Слайд № 26
Слайд № 27

 С Площади Героев мы переходим в Зал Воинской Славы. Слышна приглушённая музыка , печальные, трогающие сердце «Грёзы» Шумана. Она плывёт над нами и уходит в высоту в проем в потолке к небу, к бегущим облакам. На стенах зала написаны имена погибших героев. Их здесь более 7 тысяч. Сверкающее убранство зала, Вечный огонь, замершие на посту часовые, движущийся людской поток. В центре зала словно из земли вырастает рука с факелом Вечного огня.
 Этот проект выполняла Барбарян Лаура.
(Показ макета Вечного огня.)
Слайд № 28
 Дорогой ценой далась нам победа. Скольким матерям она принесла горе.
 Слайд № 29
 Венчает памятник ансамбль скульптура «Родина Мать зовёт»
 Слайд № 30
 Фигура Родины – матери – композиционный центр всего ансамбля она видна с любой точки в Волгограде и далеко на подступах города.

 Закончилось наше путешествие по городу герою Волгограду. Таким он был… , а таким стал сегодня.

 Слайд № 31, 32 , 33, 34, 35.

 Но не закончился рассказ о воинах которые его защищали. Поколение 40 ых прошло через страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить жизнь, песни и стихи.

 Война и поэзия. Казалось бы нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало оно как никогда весомо.

 Фронтовые поэты – сколько их было! Константин Симонов, Николай Букин, Михаил Исаковский, Евгений Долматовский, Илья Френкель, а также Волгоградская поэтесса Маргарита Агашина.

 О стихах военных лет расскажет Климашина Катя, которая выполняла этот проект.

 Многие стихи были положены на музыку. Так получались песни. И в походе, и на привале, и даже в бою песни вдохновляли солдат.

 Ах, сколько их, прекрасных и незабываемых… В них есть всё: горечь отступления в первые месяцы войны и радость победы, картинки из жизни солдат, рассказы о подвигах моряков, лётчиков, танкистов. Конечно, песни как люди: у каждого своя биография, своя судьба. Поэтому одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Это известные всем песни «Священная война», «Катюша», «Огонёк», «Землянка», «Тёмная ночь».

 Сборник военных песен составлял Бельтюков Лёня.

 Слайд № 36.

 ( Звучит песня « Растёт в Волгограде берёзка», в исполнении Людмилы Зыкиной).

 Слайд № 37

 На стене у Зала Воинской Славы есть табличка (слайд)

 Я надеюсь, что вы, ребята, приедете сами и привезёте своих детей и внуков спустя 47 лет на Мамаев курган. И так же, как мы вам, вы будете рассказывать им о бессмертном подвиге советских солдат, отстоявших свою Родину в смертельном бою.

 Слайд № 38 ( заключительный)

 Дети прикрепляют воинские ленточки гостям.

 3 Итог урока.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект литературного чтения:"Город - герой Волгоград":
  • 68
 (голосов: 2)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Схема написания логопедического конспекта
  • Урок - проект по теме" Путешествие на север Европы".
  • Конспект урока по технологии во 2 классе:"Конструирование из бумаги "Бабо ...
  • Возникновение религий. Древнейшие верования.
  • Конспект урока математики во 2 классе:"Новые приёмы прибавления числа 9"
  • Священные книги мира. Веды, Авеста, Трипитака.
  • Конспект урока: « Прыжки на двух ногах с короткой скакалкой. Эстафеты с фу ...
  • По природным зонам России.
  • Сценарий игры "Звёздный час": "Кто хочет стать богатырем"
  • Конспект урока технологиии в 1 классе. Лепка пластилином.цветик-семицветик


  • 4609
    Конспект прислал: Romanyuk 6 августа 2010 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2018. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата