Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем., план., лит. чтение, 2 класс » Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ардонская средняя общеобразовательная школа» Ардонского района РСО-Алания подготовила учитель начальных классов Макарова Елена Николаевна г. Ардон 2011 Литературное чтение Пояснительная записка Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.). Программа рассчитана на 102 часов. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 2 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010; Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010; Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. В авторскую программу изменения не внесены. Основная цель уроков литературного чтения в началь¬ных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной дет¬ской литературы как искусства художественного слова; обо¬гатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по¬нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше¬ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан¬ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз¬ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз¬дать условия для формирования читательской деятельно¬сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Следующее условие — овладение элементарными лите¬ратурными представлениями и знаниями. Круг минималь¬ных литературоведческих понятий вводится не для того, что¬бы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (СВ. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разо¬браться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испы¬тывать удовольствие от чтения. Важнейшим условием литературного образования млад¬ших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие: 1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе¬цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя. 2. Система работы над навыками чтения. 3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. 4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. 5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. Обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос¬приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений: • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры; • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; • содержание курса «Литературное чтение» обеспечива¬ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Характерной чертой программы является «нерасчленен¬ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест¬венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде¬ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком¬плексно все задачи литературного образования младших школьников. Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие: 1. Сочетание работы над собственно чтением, техни¬ческими навыками и читательскими умениями. 2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо¬бенностей. 3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей. 4. Сочетание работы над произведением и детской кни¬гой как особым объектом изучения. 5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про¬изведения. 6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг. 7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио¬нальной сферы, обогащением духовного мира ученика. На начальном этапе (1-2 классы) используются темати¬ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др. Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи¬таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от¬дельных произведений. Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи. Основные линии программы: Развитие навыка чтения Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова¬ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте¬ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте¬ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. Развитие восприятия произведения Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про¬слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналити¬ческое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопро¬сы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за¬кончилось?». Рассматривается форма произведения: опреде¬ляется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев. Развитие литературоведческих представлений и понятий С.Аксаков «Моя сестра» 1 73 Характеры детей в поэзии. Б.Заходер «Перемена». Я.Аким «Жадина». С.Михалков «Прогулка», «А что у вас?» (хрестоматия) 1 74 Мораль в произведении. В.Осеева «Сыновья». Главная мысль произведения. Л.Толстой «Отец и сыновья» 1 75 Сравнение произведений Б.Заходера и А.Плещеева. А.Плещеев «Дедушка» 1 76 Образ героя. Ю. Коринец «Март»; Л.Воронкова «Катин подарок» 1 77 Народная мудрость в сказках. «Айога» Нанайская сказка. И.Панькин «Легенда о матерях» (хрестоматия) 1 78 Темп и тон стихотворения. А. Плещеев «Песня матери» А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 79 Описание образов персонажей. «Три сестры» татарская сказка 1 80 Тема войны в поэзии. С.Михалков «Быль для детей» Слушание и работа с детской книгой. С.Баруздин «Салют» 81 Обобщение по теме. «Проверь себя» Тестирование (к/р) Весна, весна красная… (13 ч.) 82 Творческая работа: сочинение закличек о солнце, дожде, хлебе. «Весна, весна красная!» Народная песня; А.Чехов «Весной». А.Пушкин «Гонимы вешними лучами» 1 83 Г. Скребицкий «Весна-художник» 1 84 Авторская сказка. Н.Сладков «Снег и ветер». Е.Боратынский «Весна, весна!» Как воздух чист!»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится» 1 85 Образ весны в произведениях. С.Маршак «Весенняя песенка»; Э. Шим «Чем пахнет весна» 1 86 Характеристика главного героя. А.Куприн «Скворцы» Слушание и работа с детской книгой. Н.Сладков «Скворец-молодец». «Жаворонок» 1 87 Художественные приемы автора. Н.Сладков «Апрельские шутки» А. Барто «Апрель» 1 88 Работа с книгами Н.Сладкова о природе. Н.Сладков «Из цикла «Лесные шорохи» (хрестоматия) 1 89 Эпитеты, сравнения в поэзии. В. Жуковский «Жаворонок» О. Высоцкая «Одуванчик». М. Пришвин «Золотой луг» 1 90 Тропы в поэзии В. Маяковского. «Тучкины штучки». М.Пришвин «Лесная капель» (хрестоматия) 1 91 Описание главного героя. Н.Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей» 1 92 Главная мысль произведения. М. Пришвин «Ребята и утята». Б. Заходер «Птичья школа» 1 93 Картины природы в произведениях. К. Ушинский «Утренние лучи». А.Барто «Весна, весна на улице» 1 94 Обобщение по теме. «Проверь себя» 1 Там чудеса… (8 ч) 95 Выделение признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы. «Хаврошечка» Русская народная сказка 1 95 Литературная сказка. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Слушание и работа с детской книгой. «Золотая рыбка» Индийская народная сказка (хрестоматия) 1 97 Фантастика в народных сказках. Русская народная сказка «Чудо чудное, Диво дивное» (хрестоматия) 1 98 Сравнение сказок разных народов. Ш. Перро «Кот в сапогах» Слушание и работа с детской книгой. 1 99 Сравнение сказок разных народов. «Бабушка метелица» Немецкая народная сказка. «Журавлиные перья» Японская народная сказка (хрестоматия) 1 100 Сравнение сказок разных народов. Л. Керралл «Алиса в стране чудес» (хрестоматия) 1 101 Сравнение сказок разных народов. Х.К.Андерсен «Штопальная игла» (хрестоматия) 1 102 «Проверь себя» Тестирование (к/р) 1 Содержание программы 2 класс (102 ч) Круг чтения. Произведения фольклора русского наро¬да и народов других стран: пословица, скороговорка, загад¬ка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари. Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде. Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины. Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фолькло¬ра народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения. Восприятие литературного произведения. Создание пи для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведе¬ний (сказок разных народов, героев народных сказок, выяв¬ление их сходств и различий). Оценка эмоционального со¬стояния героев, их нравственных позиций. Понимание от¬ношения автора к героям произведения, выражение свое¬го отношения к произведению, автору, героям и их поступкам. Творческая деятельность. Проявление интереса к сло¬весному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведе¬ния (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание ра¬бот «Мир сказок», <<Сказочные герои», «Герои народных ска¬зок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и про¬ведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр. Навык чтения*. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения са-моконтроля и самооценки навыка чтения. Работа с текстом. Понимание слов и выражений, упо¬требляемых в тексте. Различие простейших случаев много¬значности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения. Читательские умения: • самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1-2 страницы); умение самостоятельно прочитать фамилию автора II заглавие и правильно называть произведение, книгу (фа¬милия автора, заглавие); • определять тему чтения и жанр книги; • самостоятельно отбирать книгу на заданную тему из группы книг. Межпредметные связи: • с уроками русского языка: запись отдельных выра¬жений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произ¬ведений; • с уроками изобразительного искусства: иллюстриро¬вание отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям; • с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хоровод¬ные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни); • с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ре¬монт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам). Формы и средства контроля: I II III IV Всего Контрольная работа 1 1 1 1 4 Перечень учебно-методических средств обучения: 1. Ефросинина, Л. А. Литературное слушание: учебник. – М.: Вентана-Граф, 2010. 2. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 2 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010; 3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010; 4. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. Литература основная: 1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие. 2 – е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010. 2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентане – Граф, 2010. Литература дополнительная: 1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010. 2. Олимпиадные задания.2 -4 класс: Математика /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2010. 3. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып. 2/ сост. Н.Ю. Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2010 Оборудование и приборы: ПК, медиапроектор, диски с обучающими программами. Авторские права: Макарова Елена Николаевна Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
6338 |
Конспект прислал: helen0603 2 мая 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||