"); Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ - 4 ступени
отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Тематическое планирование » Тем. план., ознакомление с окруж. миром, 4 класс » Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для обучения в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы « Окружающий мир, 1–4 класс», А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой, из расчета 2 часа в неделю – 68 часов за год.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа включает шесть разделов:
I. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;
II. Основные содержательные линии программы;
III. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;
IV. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
V. Календарно - тематическое планирование;
VI. Приложения.

Общая характеристика учебного предмета.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал:
- у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности;
- создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков
и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Окружающего мира» в 4 классе: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия». (определены стандартом начального общего образования)

Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения:
- воспитание любви к своей малой Родине - (с.Новиково, Корсаковский район, Сахалинская область) и к России в целом.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Методы.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.
Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:
- организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни;
- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий;
- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов;
- обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира;
- экскурсии и учебные прогулки;
- встречи с людьми различных профессий;
- организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.
Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа - определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.
Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Далее в теме «Страницы истории Отечества» изучаются важные события истории России, от древности до XXI века. И завершает курс – «Современная Россия», где обучающиеся получают представления о государственном устройстве нашей страны, узнают, что такое права человека, знакомятся с государственной символикой и главными праздниками страны.

Место предмета в базисном учебном плане
На изучение окружающего мира в IV классе отводится 2 часа в неделю. Общее число часов – 68. Из них 20 % резервного времени.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов в II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 20.
Количество часов в IV четверти – 16.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.
К числу важнейших относятся:
1) наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
2) выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
3) проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
4) работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Критерии успешной деятельности.
o Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, технология, музыка, литературное чтение, математика.
o Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
o Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
o Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.


Методическое обеспечение, материально-техническая база.

Учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Мир вокруг нас», часть I, II. Издательсьво «Просвещение» 2008 г.;
Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс», Москва «ЭКЗАМЕН», 2006 г.
Методические разработки: Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», 4 класс», Москва «ЭКЗАМЕН», 2007 г.
Е.В.Григорьева, Е.Р. Мохнатова. Природоведение с основами краеведения: рабочая тетрадь для 3-4 класса.
А.Плешаков. 100 и еще 14 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь к учебникам «Природоведение» и «Мир вокруг нас» для 4 класса начальной школы. Москва ВИТА Пресс, 2009 г.
А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса Мир вокруг нас, в 2-х частях. М. «Просвещение», 2009г.
Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2008 г.г.;
Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.
Наглядные пособия: таблицы, плакаты, муляжи, коллекция полезных ископаемых, гербарий.
Карты: физическая карта мира (России, Сахалинской области), политическая карта мира (России, Сахалинской области).
Мультимедиа оборудование.
Аудио-, видео оборудование, видеокассеты, DVD-плеер.


II. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ

Что такое окружающий мир
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.
Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.
Практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты; ориентирование на местности с помощью компаса; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.

Природа
Что такое природа; отличие объектов природы от изделий. Неживая и живая природа; признаки различных объектов природы (цвет, форма, сравнительные размеры). Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы).
Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды: научные прогнозы (общее представление), народные приметы; значение предсказаний погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека.
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух – смесь газообразных веществ; легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; легко сжимается; благодаря наличие в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика).
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва, ее значение для живой природы, хозяйства человека; состав; плодородие как главное свойство почвы.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различение наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Природные зоны России: общее представление, знакомство с 2-3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края (при наличии условий).
Практические работы: знакомство с термометром и измерение температуры воздуха, воды; свойства воздуха; свойства воды; моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).


Человек и природа
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории (при наличии условий).
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Межпредметные связи с «Технологией»

Общество
Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 марта, День защиты детей). Важнейшие события, происходящие в стране.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей (по выбору), их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
История Отечества. Что такое история. Счет лет в истории. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с «ИЗО» и «Литературным чтением»).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.

Родной край – малая Родина
Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: достопримечательности родного города (села); в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий).
Практические работы: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.


Земля – планета жизни
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира обучающийся должен

знать/понимать:
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.



IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Земля и человечество (8 ч)
Взгляд на мир глазами астронома, географа, историка и эколога. Наша планета среди других планет. Форма и размеры Земли. Планеты солнечной системы. Звездное небо – великая книга природы.
География – одна из наук о Земле. Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс, экватор. Вращение Земли вокруг своей оси; смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца; смена времен года.
Мир глазами историка. История – наука о прошлом. История – наука, тесно связанная с археологией. Путешествие вглубь времен, летоисчисление времени. Знакомство с исторической картой.
Представление об экологических проблемах планеты: проблемы защиты океана от загрязнения, спасение джунглей, сохранение видового многообразия растений и животных, утилизация мусора. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международная Красная книга.
Практические работы с глобусом и картой полушарий: определить стороны горизонта, найти и показать западное и восточное полушария, полюсы, экватор, океаны и материки, нашу страну и ее столицу.
Демонстрации: смена дня и ночи, смена времен года.

Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Моделирование: цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного равновесия в результате деятельности человека.

Родной край – часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение свалок, борьба с оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека.
Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, чернозёмные и т.д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ΧΧ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.


Страницы истории Отечества (23 ч)
Жизнь и быт древних славян. Древний Киев, князь Владимир, крещение Руси и русские богатыри. Города Древней Руси. Появление письменности на Руси, первые рукописные книги, летописи.
Нашествие Батыя на Русь. Битва князя Александра Невского.
Возрождение Руси, московский князь Иван Калита. Изучение событий Куликовской битвы. Знакомство с правителями России: Иваном Третьим, Иваном Грозным, Петром Первым, Екатериной Великой, Александром Вторым и Николаем Вторым.
Появление книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Знакомство с выдающимися людьми: М.В.Ломоносовым, А.В.Суворовым, Ф.Ф.Ушаковым, М.И.Кутузовым.
Отечественная война 1812 года. Нашествие Напалеона на Россию. Бородинская битва. Отмена крепостного права. Первая железная дорога, первые трамваи, электрическое освещение и телефон.
Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Только оплата материала, дает вам право на ЗАКОННОЕ использование данного конспекта!

   
   
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 8609 с текстом kuroku 2868

Стоимость SMS - от 35 до 40 руб. с НДС

 
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.


 





 
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.


! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет примерно 40 рублей с НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
*Стоимость услуги для абонентов ОАО "МТС" составляет ХХХ руб. YY коп. с НДС. С размером Стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на Сайте Оператора www.mts.ru в разделе "Услуги по коротким номерам", введя короткий номер в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Контент предоставляется компанией ООО "Тот Мани". Поддержка: тел.: 8-800-200-46-01 (бесплатно), email: 911@sms911.ru.
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Если после ввода не нажимается кнопка "отправить", нажмите Enter на клавиатуре.
****** Срок действия пароля - 24 часа.

 
"Альфа-Клик"
Карта Maestro
Карта MasterCard
Карты НСМЭП Украины
СберБанк Онлайн
Интернет-банк «Приват24»
Интернет-банк
«PSB-Retail»
Интернет-банк «Связной Банк»
Карта Visa
Qiwi-кошелек
Z-Payment
EasyPay
Единая касса


б) глина, песок, перегной
в) тепло, влага, воздух

3. В какой строчке указаны ТОЛЬКО хвойные деревья?
а) саксаул, пальма, кактус
б) ель, сосна, лиственница
в) берёза, рябина, осина

4. В какой строчке указаны ТОЛЬКО овощные культуры?
а) морковь, петрушка, укроп
б) картофель, капуста, апельсин
в) вишня, слива, кабачок

5. Выбери продукты животноводства:
а) хлопок, лён, кормовые культуры
б) фрукты, овощи, злаковые культуры
в) пух, шерсть, мясо

6. Укажи, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
а) мрамор, железная руда
б) песок, известняк
в) каменный уголь, природный газ

7. Укажи, какое свойство каменного угля не позволяет использовать его в строительстве?
а) чёрный
б) хрупкий
в) горючий

8. Выдели ТЕЛО, состоящее ИЗ ВОДЫ:
а) дождь
б) дождевая капля
в) морская вода

9. Укажи группу насекомых луга:
а) жуки-плавунцы, муравьи
б) жуки-короеды, майские жуки
в) шмель, бабочки

10. Выдели ЛИШНЕЕ:
а) сердце б) желудок в) нос



11. Укажи, В КАКОЙ природной зоне расположен НАШ КРАЙ:
а) в зоне лесов
б) в зоне степей
в) в зоне тундры

12. Почему люди ОХРАНЯЮТ хищных животных?
а) хищники имеют теплую красивую шерсть
б) хищники – санитары леса
в) хищники радуют глаз человека


Вариант № 2
1. Укажи ПРИЧИНУ смены дня и ночи:
а) вращение Земли вокруг Солнца
б) вращение Солнце вокруг Земли
в) вращение Земли вокруг своей оси

2. Какая из указанных групп содержит условия, ДОСТАТОЧНЫЕ для прорастания семян?
а) свет, вода, углекислый газ
б) тепло, влага, воздух
в) свет, песок, перегной

3. В какой строчке указаны ТОЛЬКО лиственные деревья?
а) саксаул, пальма, кактус
б) ель, сосна, лиственница
в) берёза, рябина, осина

4. В какой строчке указаны ТОЛЬКО овощные культуры?
а) морковь, картофель, лук
б) картофель, капуста, апельсин
в) вишня, слива, кабачок

5. Выбери продукты животноводства:
а) хлопок, лён, кормовые культуры
б) мясо, шерсть, кожа
в) фрукты, злаковые культуры, овощи

6. Укажи, какие полезные ископаемые добывают В НАШЕМ КРАЕ?
а) мрамор, железная руда
б) торф, известняк
в) каменный уголь, природный газ

7. Укажи, какое свойство каменного угля НЕ ПОЗВОЛЯЕТ использовать его в строительстве?
а) чёрный
б) блестящий
в) горючий

8. Выдели ТЕЛО, состоящее ИЗ ВОДЫ:
а) град
б) дождевая капля
в) океаническая вода



9. Укажи группу насекомых леса:
а) жуки-плавунцы, муравьи
б) жуки-короеды, майские жуки
в) шмель, бабочки
10. Выдели ЛИШНЕЕ:
а) ухо б) нос в) кишечник

11. Укажи, В КАКОЙ природной зоне расположен НАШ КРАЙ:
а) в зоне пустынь
б) в зоне степей
в) в зоне лесов

12. Какие мероприятия ПРИВОДЯТ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ растений?
а) создание заповедников
б) вырубка лесов
в) выведение новых сортов культурных растений

Комментарий для учителя
Итоговый тест состоит из 12 заданий, 8 из которых предполагают проверку необходимого базового минимума. Критерий оценки таков:
• 6-8 верно выполненных задания – «3»
• 9-10 верно выполненных заданий – «4»
• 11-12 верно выполненных заданий – «5
Время выполнения итогового теста 20-25 минут.


ТЕСТ «АРКТИКА».

1.Природная зона арктических пустынь расположена….
• На островах Тихого океана
• На островах Индийского океана
• На островах Северного Ледовитого океана

2.Территория зоны…
• Густо заселена людьми
• Не имеет коренного населения

3.В Арктике для растений и животных сложились…
• Суровые условия
• Комфортные условия

4.В ледяной зоне растут..
• Кедры, берёза, черёмуха
• Лишайники, мхи , полярные маки
• Бузина, орешник, айва

5.В Арктике обитают животные…
• Бобры, нутрии, хомяки
• Волки, белые медведи, рыси
• Моржи, тюлени, белые медведи

6.Найди верную цепь питания.
• водоросли рачки рыбы птицы
• рыбы рачки водоросли
• водоросли рыбы тюлени
7.Арктический заповедник расположен на…
• Земле Франца Иосифа
• Северной земле
• Острове Врангеля
8.Большое скопление птиц на скалах называют…
• Птичьи рынки
• Птичьи базары
• Птичьи магазины

9.Выбери правильный ответ.
• Зимой в Арктике –полярный день, летом- полярная ночь
• Зимой в Арктике –полярная ночь, летом – полярный день
• В Арктике и зимой, и летом день сменяет ночь.

10.Как животные Арктики приспособились к жизни в таких суровых условиях.
• Их спасает густой мех
• Их спасает толстый слой подкожного жира
• Их спасает много еды и теплые жилища

11.Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
• Для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути
• Полярники расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники
• Ограничен отлов рыбы,запрещена охота на редких животных,взяты под охрану птичьи стоянки.


Итоговый тест по теме: «Природные зоны».

1.Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой живот¬ное и зону обитания:

Кит арктическая пустыня рысь
Богомол субтропики суслик
Косуля тундра дельфин
Лось степи корсак
Лемминг зона лесов глухарь
Северный олень пустыня тюлень
Тупик жук-скарабей
Кобылка Верблюд

2. Узнай растение по описанию, запиши название:

Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-__________________________

У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые рез¬ные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. __________

Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. ________________________________________

Высокое растение, достигает 35 м в высоту, долгожитель - живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. _____________________________
Эго растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. ___________________________
3.Узнай по описанию, о какой природной зоне идёт речь.

До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт._________________

С приближением лета с каждым днём становилось жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растениё. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, остались только травы с узкими листьями._________________________________

Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана во все стороны видны только сыпучие пески. Кажется, что нас окружают песчаные моря.________________

4. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:

ива белая куропатка кречет ________________
дуб сойка сова __________________________
растения тушканчик змея ______________________
сайка тюлень белый медведь __________________
растения косуля барс ______________________
растения суслик орел-беркут ________________





Пожалуйста, оцените конспект - Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России":
  • 85
 (голосов: 1)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

  • Программа окружающий мир 4 класс
  • Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
  • Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. "Школа России". 2 часа в ...
  • Тематическое планирование, 3 класс, "Школа России "Мир вокруг нас" Ч. 1, ...
  • Рабочая программа окружающий мир 4 кл.
  • Рабочая программа 4 класс по окружающему миру
  • Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК «Школа России»
  • тематическое планирование" ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" 4 класс
  • календарно-тематическое планирование
  • Природоведение, 4 класс,Тематическое планирование


  • 35013
    Конспект прислал: fefni 24 сентября 2009 Комментарии (0)
     

      Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
    Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
     
    (С) 2008-2019. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Обращение к пользователям | Список любителей плагиата