УРОК 1
(Тургенев И.С. Записки охотника. М.: Художественная литература, 1977. С. 77)
По традиционной программе этот раздел языкознания изучается в школе лишь с 5-го класса. Такое пренебрежение смысловой стороной слова в начальной школе приводит к тому, что дети к десяти годам не умеют определять лексическое значение самых простых слов (стул – «на нем сидят», а не «мебель»; кастрюля – «в которой варят», а не «посуда»), не могут подобрать слова, близкие или противоположные по смыслу, не различают прямого и переносного значений слов и тем более не имеют представления о влиянии контекста.
Учитель. С содержанием рассказа И.С. Тургенева «Льгов» вы знакомы. Что означает слово Льгов»? (Термин лексическое значение вводить еще рано.) (Дети. Льгов – это название села.)
Далее следуют ряд слов, называющий те или иные предметы, явления, понятия, имеющиеся в тексте, и общее задание.
– Кто это или что это: охотник, река, тростник, легавая, сюртук, двадцать, грош, подбородок, дощаник, ковш, Россия? (Следуют параллельные ответы детей. Ответы должны быть полными. Например: Охотник – это человек, который охотится; водоем, растение, порода собак, одежда, число, монета, часть лица, судно, посуда, страна.)
I. Исследование лексического значения слов
1. Определение лексических значений слов
2. Знакомство с явлением синонимии
3. Знакомство с явлением антонимии
4. Знакомство с явлением омонимии
5. Знакомство с прямым и переносным значением слов
II. Синтаксический анализ предложения
1. Закрепление понятия «предложение»
2. Вычленение грамматических основ предложени
3. Формирование видения смысловых связей слов внутри предложения
1) Деление предложения на слова. Трансформация предложения
2) Нахождение грамматической основы предложения
3) Установление связей второстепенных членов
4) Изображение схемы предложения
5) Осознание термина «Члены предложения»
III. Морфологический анализ
1. Нахождение имен существительных
2. Нахождение имен прилагательных
3. Нахождение имен числительных
4. Нахождение местоимений
5. Нахождение глаголов
6. Нахождение наречий
7. Нахождение служебных слов
8. Осознание термина части речи
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть конспекта!
Чтобы увидеть ее, отправьте SMS.
После нажатия кнопки "Отправить", Вы будете переадресованны
на страницу проведения платежа WebMoney. Следуйте инструкциям.
Введите полученный код:
Вы также можете оплатить ссылкой с вашего сайта.
Внимание! После оплаты услуги Вы сможете видеть все платные материалы на сайте до закрытия браузера!
И последнее: несмотря на обилие заданий, все эти виды исследований рассчитаны, как было сказано раньше, на два урока (пару). Вот приблизительный хронометраж:
Лексика: смысловой анализ слов – 10 мин.
Синтаксис:
* введение понятия «предложение» – 5 мин.
* вычленение основ – 10 мин.
* разбор предложения – 20 мин.
Морфология: классификация слов по частям речи – 20 мин.
Словообразование:
* изменение смысла и формы слов – 5 мин.
* разбор слова по составу – 5 мин.
Фонетика: звуковой анализ слов – 10 мин.
Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.