Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, азбука, лит. чтение, 1 класс » Конспект урока обучения грамоте:"Урок знакомства со звуками [х] и [х’] и буквой Х." |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока обучения грамоте:"Урок знакомства со звуками [х] и [х’] и буквой Х." |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок знакомства со звуками [х] и [х’]
и буквой Х. Цели: познакомить детей со звуками и буквой Х, научить анализировать слова с буквой Х, научить называть букву, читать слоги, слова, тексты с буквой Х. Ход урока: 1. Работа с буквенной лентой: а о у ы н м л р й б в г д ж з я ё и е п к т ш с ч ь - Ребята, сегодня как обычно мы начнем наш урок с буквенной ленты. Давайте повторим буквы, которые мы уже изучили. Я буду показывать указкой, а вы внимательно следите, и называйте их (а, о, у, ы, и, е, ё, я). - Какие буквы мы назвали? (Буквы гласных). - А кто может сказать, почему буквы гласных на буквенной ленте расположены в 2 ряда? (Так как гласные 1 ряда указывают на мягкость согласных). - А все ли буквы гласных читаются, так как называются или они могут читаться по-другому? (Нет, буква «е» может читаться по-другому). - В каких же случаях буквы гласных 2 ряда читаются не так, как называются? (Если буквы гласных 2 ряда стоят в начале слова или после мягкого знака). - Вы совершенно правы. А теперь назовите ещё несколько букв, которые я покажу на буквенной ленте (л, н, м, р, в, п, к, т, с). - Какие буквы мы назвали? (Буквы согласных). - А почему буквы согласных расположены в два ряда? Какие буквы находятся в верхнем ряду? А какие в нижнем? (В верхнем ряду расположены звонкие, а в нижнем - глухие буквы согласных). - Как же читаются буквы согласных? (Твердо и мягко). - Давайте прочитаем буквы согласных сначала твердо, а потом мягко. Читаем твердо (м, н, л, р, в). - Хорошо, а теперь мягко (п, к, т, с). - Мы сказали, что буквы могут читаться твердо и мягко, А когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят гласные первого ряда или они находятся на конце слова). - А когда буквы согласных читаются мягко? (Когда после них стоят гласные второго ряда). - Молодцы, правильно. Чтобы прочитать букву нужно внимательно на неё посмотреть и на букву, стоящую рядом, тогда не ошибёшься. 2. Работа со слоговой таблицей: - Ребята, а сейчас давайте потренируемся в чтении слогов. А поможет нам в этом слоговая таблица. а о у ы я ё и е б ба бо бу бы бя бё би бе в ва во ву вы вя вё ви ве г га го гу - - - ги ге д да до ду ды дя дё ди де ж жа жо жу - - - жи же з за зо зу зы зя зё зи зе к ка ко ку - кя кё ки ке л ла ло лу лы ля лё ли ле м ма мо му мы ма мё ми ме н на но ну ны ня нё ни не п па по пу пы пя пё пи пе р ра ро ру ры ря рё ри ре с са со су сы ся сё си се т та то ту ты тя тё ти те - Я буду показывать слоги, а вы будете по моей указке читать. (Сначала учитель показывает букву гласного, и дети её читают, а потом букву согласного и дети читают слог). - Читаем слоги на гласный «а» (на, ма, ра, па…). - Читаем слоги на согласный «м» (ма, мо, му,…). (Все остальные аналогично). - Хорошо, молодцы. А теперь, ребята, мы будем собирать слова по указке. Будьте очень внимательны (рука, маки, сани, сосна…). - Все ли слова вам понятны и знакомы? (Если нет, то значение слов объясняют ученики или сам учитель). 3. Работа со звуками [х] и [х’]: - Ребята, вы ездите на летних каникулах в деревню к бабушке и дедушке? (Да). - А какие домашние животные есть у вас в деревне? (Куры, гуси, коровы, козы, овцы…). - А где пасутся коровы, козы и овцы? (На поле). - Правильно, молодцы. А вы знаете, как зовут человека, который их пасёт? (Пастух). - Правильно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске появляется картинка пастуха, а под ней схема этого слова. (Смотри приложение 1) - Ребята, произнесите хором слово по схеме (Учитель водит указкой). - Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов? (2). - Почему в этом слове 2 слога? (т. к. 2 гласных звука). - А на какой слог падает ударение? Чтобы это определить, давайте хором позовем слово «пастух». (Пастууууух!) - А теперь давайте спросим с удивлением, начиная со слова «это». (Это пастууух?) - Так какой же слог ударный? (Второй). - Правильно, молодцы. - Назовите первый слог (учитель водит указкой), из чего он состоит? ( па, слияние [п] и [а]). - А второй? ( тух, ту – слияние [т] и [у], а [х] – вне слияния). - Правильно. Произнесите хором последний звук (учитель показывает указкой). ( [Х] ). - Давайте понаблюдаем, как проходит воздух при произнесении этого звука? Встречает воздух преграду? ( [Х] [Х] [Х], да встречает). - А если воздух встречает преграду, то это какой звук? (Согласный). (Под схемой вешается белый квадратик). - А теперь произнесём [х] ещё раз и посмотрим, участвуют ли голосовые связки в произношении или они отдыхают, и есть ли при этом голос? А для того чтобы в этом точно убедиться, приложите ладошки к горлу, и посмотрите, горло дрожит или нет? (Нет, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, и нет голоса). - Ребята, а если голосовые связки отдыхают, и мы не слышим голос при произнесении, то какой это звук? (Глухой). (На доску вешается зачеркнутый колокольчик). - А теперь, давайте, определим это твердый или мягкий звук? Для этого произнесите его и посмотрите, какое положение занимает язык? Как ведет себя кончик и спинка языка? Понаблюдаем, кончик прижимается к нижним зубам или нет? А спинка выгнута горкой или находится в спокойном положении? ( [Х] [Х] [Х], кончик языка не прижимается к зубам, а спинка языка выгнута горкой). - А каким цветом этот звук обозначен на нашей схеме? (Синим). - Следовательно, это какой звук? (Твердый). (На доску вешается синий квадрат). Итак, в этом слове [х] – согласный, глухой, твердый. - Давайте произнесем этот звук ещё раз и запомним, как он звучит. - Ребята, а если коров, коз, овец очень много, и одному пастуху с этой работой не справиться, то кто их всех будет пасти? (2 или 3 пастуха). - Да. А как их назвать, одним словом? (Пастухи). - Правильно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. (Появляется схема слова пастухи). (Смотри приложение 2) - Ребята, произнесите хором слово по схеме (Учитель водит указкой). - Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов? (3). - Почему в этом слове 3 слога? (т. к. 3 гласных звука). - А на какой слог падает ударение? Чтобы это определить, давайте хором позовем слово «пастухи». (Пастухиии!) - А теперь давайте спросим с удивлением, начиная со слова «это». (Это пастухиии?) - Так какой же слог ударный? (Третий). - Правильно, молодцы. - Назовите первый слог (учитель водит указкой), из чего он состоит? ( па, слияние [п] и [а]). - А второй? (ту, слияние [т] и [у]). - И наконец, третий слог? (хи, слияние [х] и [и]). - Правильно. Ёщё раз хором произнесите последний слог. (хи). - А теперь произнесите отдельно звук [х,]. ( [Х’]). - Давайте понаблюдаем, как проходит воздух при произнесении этого звука? Встречает воздух преграду? ( [Х] [Х] [Х], да встречает). -А если воздух встречает преграду, то это какой звук? (Согласный). (Под схемой вешается белый квадратик). - А теперь произнесём [х’] ещё раз и посмотрим, участвуют ли голосовые связки в произношении или они отдыхают, и есть ли при этом голос? А для того чтобы в этом точно убедиться, приложите ладошки к горлу, и посмотрите, горло дрожит или нет? (Нет, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, и нет голоса). - Ребята, а если голосовые связки отдыхают, и мы не слышим голос при произнесении, то какой это звук? (Глухой). (На доску вешается зачеркнутый колокольчик). - А теперь, давайте, определим это твердый или мягкий звук? Для этого произнесите его и посмотрите, какое положение занимает язык? Как ведет себя кончик и спинка языка? Понаблюдаем, кончик отходит от нижних зубов или прижат к ним? А спинка выгнута или находится в спокойном положении? ( [Х] [Х] [Х], кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой). - А каким цветом этот звук обозначен на нашей схеме? (Зеленым). - Следовательно, это какой звук? (Мягкий). (На доску вешается зелёный квадрат). Итак, в этом слове [х’] – согласный, глухой, мягкий. - Давайте произнесем этот звук ещё раз и запомним, как он звучит. - Ребята, мы с вами выделили 2 звука. Давайте их сравним. Какие это звуки согласные или гласные? (Согласные). - Звонкие или глухие? (Глухие). - Хорошо. В этом звуки совпадают. А чем же они различаются? (Один твердый, а другой мягкий). - Нам будет сложно их отличать, но я думаю, что мы справимся. - Чтобы вас проверить я сейчас назову звуки, а вы покажите при помощи зеленого или синего квадратика какой это звук. Итак, [х]. (синий квадратик). - [х’]. (зеленый квадратик). - Хорошо, молодцы. Но теперь я усложню задание. Я спрячу эти звуки в слова, а вы покажите какой это звук. Страх, мох, химия, халва, хек, хомяк, хризантема, кухня, ехидна… - А теперь, ребята, я буду вам показывать картинки, а вы будете поднимать карточки (синюю или зеленую), в зависимости от того, какой звук будет в этих словах. (Учитель показывает картинки). (Смотри приложение 3) - Хорошо. Теперь сами подберите слова, в которых встречаются [Х] и [Х’]. Итак, сначала с [Х]: (Холод, охота, хороший, хорек…) - Молодцы. Теперь с [Х’]: (Хирург, хищник, хижина…) - А сейчас я прочитаю вам текст, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [Х] и [Х’]. Давайте разделимся - первый вариант запоминает слова со звуками [Х], а второй вариант - [Х’]. Утро в деревне. Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасёт колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне. - Итак, ребята, какие слова вы запомнили? (Дети называют). - Молодцы. А теперь такое задание: те, кто сидят на первом ряду – подберите слова, в которых [Х] встречается в начале слова; те, кто сидят на втором ряду - [Х] в конце слова; и те, кто на третьем – в середине слова. (Дети приводят свои примеры). 4. Работа с буквой Х. - Ребята, так какой звук мы обозначаем, синим цветом? (учитель показывает синий квадратик). (твердый [х]). - А зеленым? (учитель показывает зеленый квадратик). (мягкий [х’]). - Эти звуки принято обозначать буквой (на квадратиках появляется буква х). - Кто знает, как называется эта буква? - Эта буква называется ХА. Произнесите хором. (ХА). - Дети, буква Х может быть не только маленькая, но и большая. (Учитель показывает большую и маленькую буквы). (Смотри приложение 4) - Как вы думаете, зачем нужна большая буква? (Чтобы писать фамилию, имя и отчество, а также названия городов и кличек животных). - Правильно. А кому у нас в классе нужна большая буква Х? (Хохлову). - Давайте, сравним большую и маленькую буквы Х и х. Чем они отличаются? (Размером). - А формой? (Нет). - Нам нужно постараться запомнить эту букву. - Ребята послушайте стишок. Х – забавная игрушка. Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. (Учитель показывает картинку, где буква Х изображена в виде вертушки). (Смотри приложение 5) - Ребята, посмотрите, вертушка похожа на нашу букву. Видите, какой разной может быть буква Х. - Давайте попробуем найти нашу букву, но не на картинке, а среди других букв. (На доске появляется пословица: «Делано наспех – Сделано на смех.»). (Смотри приложение 6) (Дети выходят к доске и показывают букву). - А теперь найдите букву Х в тексте подчеркните её и посчитайте, сколько маленьких, а сколько больших. (Учитель раздает детям вырезки из журналов). (Дети выполняют задание). - Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А кто скажет, из чего же состоит наша буква? (Из двух пересекающихся прямых линий). (Выщипывание буквы). (Смотри приложение 7) - А сейчас мы будем печатать букву. Посмотрите на доску (Учитель печатает мокрой тряпкой). - Теперь попробуйте вы (учитель вызывает детей к доске, и они печатают мокрой тряпкой). - Хорошо на доске мы научились печатать, а сейчас откройте свои тетради и проделайте все то же самое только ручкой. (Дети печатают у себя в тетради). - Молодцы, ребята теперь вы умеете печатать букву Х. 5. Обучение чтению буквы. - Ребята, какую букву мы научились печатать? (Х). - А сейчас мы будем учиться её читать. Что значит прочитать букву согласного? (в это время из-за карточки с буквой появляются квадраты синего и зеленого цвета). Это значит назвать звук, который она зашифровала. - Какие это могут быть звуки? ([х] и [х’]). (Мальчики произносят твердо, а девочки мягко). - А теперь покажем на пальчиках, сколько вариантов чтения буквы Х? (Два). 6.Обучение чтению слогов. - Давайте мы подружим нашу букву с буквами гласных, а поможет нам в этом буквенная лента. (Учитель подносит карточку с буквой к буквенной ленте). - Сначала по-очереди к буквам гласных первого ряда. Читаем. (ха, хо, ху). - Хорошо. Теперь с буквами гласных второго ряда. Читаем. (хе, хи). - Молодцы. Давайте проверим, как вы запомнили? (в разнобой). (Дети читают слоги, сначала с помощью ленты, далее по слоговым карточкам). (Смотри приложение 8) (На доске появляется слоговая таблица, и дети быстро по ней читают слоги). - Молодцы, ребята вы хорошо читаете эти слоги. А теперь давайте попробуем найти спрятанные слоги в словах. (На доске появляются слова: хор хомяк Херсон халат хирург хамелеон). (Учитель показывает слова по очереди и спрашивает, какой слог в них спрятался). - Хорошо. А теперь откройте свои учебники на с.163 и читайте слоги друг другу в парах. Первый вариант читает второму и наоборот. 7.Обучение чтению слов. - Ребята, мы научились читать слоги, а сейчас научимся читать слова. Посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске столбики слов: пастух мухомор химия хризантемы холод халва - Посмотрите внимательно на первое слово. Найдите букву, с которой мы сегодня познакомились. Где она находится? В слиянии или нет? (Вне слияния). - А как она читается? ([Х’]). - Почему? (Потому что она находится в конце слова). - Хорошо. Прочитайте хором последний слог (учитель водит указкой). (тух). - А теперь давайте прочитаем слово по слогам (учитель водит указкой). (Пас тух). - Хорошо. Найдите глазками знак ударения и прочитайте слово целиком, выделяя ударный слог (учитель водит указкой). (Пастуух). - Ребята, вам понятно значение этого слова? (Да). Остальные слова читаются аналогично. - А теперь найдите слова, в которых буква Х в слиянии. (Холод, мухомор, халва). - Правильно, молодцы. А в каких словах Х читается мягко? (В слове химия). - А в каких твердо? (В словах: пастух, холод, мухомор, халва, хризантемы). - Хорошо. А сейчас я усложню задание. Найдите слово, которое называет ядовитый гриб. (Мухомор). - А какое слово называет сладость, с которой мы пьем чай? (Халва). - Молодцы. 8.Обучение чтению текста. - Мы научились читать слова, а теперь будем учиться читать текст. - Дети, посмотрите на доску. Здесь записаны слова, которые встретятся в тексте. Чтобы они не вызвали у вас трудностей, давайте их прочитаем. (Несчастная, воздушные, отчасти…). - Ребята, откройте учебники на странице 167. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Кошка с шариками). - Как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте? (О летающей кошке). - А теперь прочитайте заглавие нашего текста. (Удивительная кошка). - Как мы с вами и предполагали, речь пойдет о кошке. Прочитайте текст каждый про себя. (Дети читают про себя). -Молодцы. Давайте прочитаем текст по одному предложению по цепочке. (Дети читают по предложению и рассказывают о чем оно). - Хорошо. Теперь прочитайте текст друг другу в парах шепотом, чтобы не мешать своим товарищам. - А теперь Саша прочитает нам весь текст целиком, а мы внимательно послушаем. - Так о чем же наш текст? (О кошке, которая порезала лапу и не может идти, и поэтому у неё на лапе привязаны воздушные шарики). - А кошка совсем летит по воздуху, не касаясь земли? (Нет. Она отчасти идет по дороге, а отчасти летит по воздуху). - Так подходит заглавие к этому тексту и почему? (Подходит. Потому что кошка и в самом деле удивительная – она с воздушными шариками). - Молодцы, ребята. Давайте попробуем придумать продолжение к этому тексту. (Дети высказывают свои версии). 9. Упражнения в развитии речи и мышления. - Рассмотрите внимательно рисунки. Найдите одинаковые звуки в словах. (Картинки: хирург, петух, муха) (Смотри приложение 3) (В словах петух и муха звук [х]). - Хорошо. Теперь давайте поиграем в угадалки. Я читаю вам загадки, ну а вы в ответ – отгадки. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый. А бывает подгорелый. (Хлеб). В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник). - Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием. 10. Языковая и орфографическая пропедевтика. - Ребята, на доске записаны слова, прочитайте их. (Хризантемы, хомяк, хирург, мухомор, муха, хомячок, подсолнух). - Прочитайте слова, которые можно заменить сломов ОН. (Хомяк, хирург, мухомор, хомячок, подсолнух). - А слова, которые можно заменить словом ОНА? (Муха). -Хорошо. Найдите и прочитайте слова, которые называют один предмет. (Хомяк, хирург, мухомор, хомячок, подсолнух, муха). - А слова, которые называют несколько предметов? (Хризантемы). - А теперь прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Хомяк, хирург, хомячок, муха). - А слова, которые отвечают на вопрос что? (Мухомор, подсолнух, хризантемы). - Молодцы. 11. Итог урока. - Дети, мы сегодня с вами хорошо поработали. Давайте повторим все наши новые полученные знания. Итак, с какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой ХА). - Сколько звуков обозначает эта буква? Какие? (2 звука; [х] и [х’]). - Это буква гласного или согласного? Почему? (Согласного; потому что при её произнесении воздух встречает преграду). - А она звонкая или глухая? (Глухая). - Молодцы, ребята! 12. Домашнее задание. - Ребята, откройте страницу 166. Видите, скороговорки? Дома вы их прочитайте, найдите нашу букву и определите, какой она дает звук (твердый или мягкий). А на следующем уроке мы проверим. - Спасибо за работу. Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока обучения грамоте:"Урок знакомства со звуками [х] и [х’] и буквой Х.": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
4451 |
Конспект прислал: messi 16 октября 2011 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||