Online video hd

Смотреть узбекча видео

Официальный сайт radikalno 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

отправить конспект на сайт| Задать вопрос | Помощь
Клуб учителей начальной школы
Что вы хотите найти:
Что вы хотите найти на сайте:

Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, азбука, лит. чтение, 1 класс » Конспект урока обучения грамоте:"Урок знакомства со звуками [х] и [х’] и буквой Х."


Партнерская программа для преподавателей !!!

Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.

100$ в месяц? Проще простого!

Полные условия партнерской программы читать здесь.


Конспект урока обучения грамоте:"Урок знакомства со звуками [х] и [х’] и буквой Х."


Обратите внимание:
1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей".

2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы.
3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть!
4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы).
5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!

Урок знакомства со звуками [х] и [х’]
и буквой Х.
Цели: познакомить детей со звуками и буквой Х, научить анализировать слова с буквой Х, научить называть букву, читать слоги, слова, тексты с буквой Х.
Ход урока:
1. Работа с буквенной лентой:
а о у ы н м л р й б в г д ж з
я ё и е п к т ш с ч ь

- Ребята, сегодня как обычно мы начнем наш урок с буквенной ленты. Давайте повторим буквы, которые мы уже изучили. Я буду показывать указкой, а вы внимательно следите, и называйте их (а, о, у, ы, и, е, ё, я).
- Какие буквы мы назвали? (Буквы гласных).
- А кто может сказать, почему буквы гласных на буквенной ленте расположены в 2 ряда? (Так как гласные 1 ряда указывают на мягкость согласных).
- А все ли буквы гласных читаются, так как называются или они могут читаться по-другому? (Нет, буква «е» может читаться по-другому).
- В каких же случаях буквы гласных 2 ряда читаются не так, как называются? (Если буквы гласных 2 ряда стоят в начале слова или после мягкого знака).
- Вы совершенно правы. А теперь назовите ещё несколько букв, которые я покажу на буквенной ленте (л, н, м, р, в, п, к, т, с).
- Какие буквы мы назвали? (Буквы согласных).
- А почему буквы согласных расположены в два ряда? Какие буквы находятся в верхнем ряду? А какие в нижнем? (В верхнем ряду расположены звонкие, а в нижнем - глухие буквы согласных).
- Как же читаются буквы согласных? (Твердо и мягко).
- Давайте прочитаем буквы согласных сначала твердо, а потом мягко. Читаем твердо (м, н, л, р, в).
- Хорошо, а теперь мягко (п, к, т, с).
- Мы сказали, что буквы могут читаться твердо и мягко, А когда буквы согласных читаются твердо? (Когда после букв согласных стоят гласные первого ряда или они находятся на конце слова).
- А когда буквы согласных читаются мягко? (Когда после них стоят гласные второго ряда).
- Молодцы, правильно. Чтобы прочитать букву нужно внимательно на неё посмотреть и на букву, стоящую рядом, тогда не ошибёшься.

2. Работа со слоговой таблицей:
- Ребята, а сейчас давайте потренируемся в чтении слогов. А поможет нам в этом слоговая таблица.
а о у ы я ё и е
б ба бо бу бы бя бё би бе
в ва во ву вы вя вё ви ве
г га го гу - - - ги ге
д да до ду ды дя дё ди де
ж жа жо жу - - - жи же
з за зо зу зы зя зё зи зе
к ка ко ку - кя кё ки ке
л ла ло лу лы ля лё ли ле
м ма мо му мы ма мё ми ме
н на но ну ны ня нё ни не
п па по пу пы пя пё пи пе
р ра ро ру ры ря рё ри ре
с са со су сы ся сё си се
т та то ту ты тя тё ти те
- Я буду показывать слоги, а вы будете по моей указке читать. (Сначала учитель показывает букву гласного, и дети её читают, а потом букву согласного и дети читают слог).
- Читаем слоги на гласный «а» (на, ма, ра, па…).
- Читаем слоги на согласный «м» (ма, мо, му,…).
(Все остальные аналогично).
- Хорошо, молодцы. А теперь, ребята, мы будем собирать слова по указке. Будьте очень внимательны (рука, маки, сани, сосна…).
- Все ли слова вам понятны и знакомы? (Если нет, то значение слов объясняют ученики или сам учитель).

3. Работа со звуками [х] и [х’]:
- Ребята, вы ездите на летних каникулах в деревню к бабушке и дедушке?
(Да).
- А какие домашние животные есть у вас в деревне?
(Куры, гуси, коровы, козы, овцы…).
- А где пасутся коровы, козы и овцы?
(На поле).
- Правильно, молодцы. А вы знаете, как зовут человека, который их пасёт?
(Пастух).
- Правильно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску.
На доске появляется картинка пастуха, а под ней схема этого слова.
(Смотри приложение 1)

- Ребята, произнесите хором слово по схеме (Учитель водит указкой).
- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов? (2).
- Почему в этом слове 2 слога?
(т. к. 2 гласных звука).
- А на какой слог падает ударение? Чтобы это определить, давайте хором позовем слово «пастух».
(Пастууууух!)
- А теперь давайте спросим с удивлением, начиная со слова «это».
(Это пастууух?)
- Так какой же слог ударный?
(Второй).
- Правильно, молодцы.
- Назовите первый слог (учитель водит указкой), из чего он состоит?
( па, слияние [п] и [а]).
- А второй?
( тух, ту – слияние [т] и [у], а [х] – вне слияния).
- Правильно. Произнесите хором последний звук (учитель показывает указкой).
( [Х] ).
- Давайте понаблюдаем, как проходит воздух при произнесении этого звука? Встречает воздух преграду?
( [Х] [Х] [Х], да встречает).
- А если воздух встречает преграду, то это какой звук?
(Согласный).
(Под схемой вешается белый квадратик).
- А теперь произнесём [х] ещё раз и посмотрим, участвуют ли голосовые связки в произношении или они отдыхают, и есть ли при этом голос? А для того чтобы в этом точно убедиться, приложите ладошки к горлу, и посмотрите, горло дрожит или нет?
(Нет, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, и нет голоса).
- Ребята, а если голосовые связки отдыхают, и мы не слышим голос при произнесении, то какой это звук?
(Глухой).
(На доску вешается зачеркнутый колокольчик).
- А теперь, давайте, определим это твердый или мягкий звук?
Для этого произнесите его и посмотрите, какое положение занимает язык? Как ведет себя кончик и спинка языка? Понаблюдаем, кончик прижимается к нижним зубам или нет? А спинка выгнута горкой или находится в спокойном положении?
( [Х] [Х] [Х], кончик языка не прижимается к зубам, а спинка языка выгнута горкой).
- А каким цветом этот звук обозначен на нашей схеме?
(Синим).
- Следовательно, это какой звук?
(Твердый).
(На доску вешается синий квадрат).
Итак, в этом слове [х] – согласный, глухой, твердый.
- Давайте произнесем этот звук ещё раз и запомним, как он звучит.




- Ребята, а если коров, коз, овец очень много, и одному пастуху с этой работой не справиться, то кто их всех будет пасти?
(2 или 3 пастуха).
- Да. А как их назвать, одним словом?
(Пастухи).
- Правильно. А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. (Появляется схема слова пастухи).
(Смотри приложение 2)


- Ребята, произнесите хором слово по схеме (Учитель водит указкой).
- Покажите на пальчиках, сколько в слове слогов?
(3).
- Почему в этом слове 3 слога?
(т. к. 3 гласных звука).
- А на какой слог падает ударение? Чтобы это определить, давайте хором позовем слово «пастухи».
(Пастухиии!)
- А теперь давайте спросим с удивлением, начиная со слова «это».
(Это пастухиии?)
- Так какой же слог ударный?
(Третий).
- Правильно, молодцы.
- Назовите первый слог (учитель водит указкой), из чего он состоит?
( па, слияние [п] и [а]).
- А второй?
(ту, слияние [т] и [у]).
- И наконец, третий слог?
(хи, слияние [х] и [и]).
- Правильно. Ёщё раз хором произнесите последний слог.
(хи).
- А теперь произнесите отдельно звук [х,].
( [Х’]).
- Давайте понаблюдаем, как проходит воздух при произнесении этого звука? Встречает воздух преграду?
( [Х] [Х] [Х], да встречает).
-А если воздух встречает преграду, то это какой звук?
(Согласный).
(Под схемой вешается белый квадратик).
- А теперь произнесём [х’] ещё раз и посмотрим, участвуют ли голосовые связки в произношении или они отдыхают, и есть ли при этом голос? А для того чтобы в этом точно убедиться, приложите ладошки к горлу, и посмотрите, горло дрожит или нет?
(Нет, голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, и нет голоса).
- Ребята, а если голосовые связки отдыхают, и мы не слышим голос при произнесении, то какой это звук?
(Глухой).
(На доску вешается зачеркнутый колокольчик).
- А теперь, давайте, определим это твердый или мягкий звук?
Для этого произнесите его и посмотрите, какое положение занимает язык? Как ведет себя кончик и спинка языка? Понаблюдаем, кончик отходит от нижних зубов или прижат к ним? А спинка выгнута или находится в спокойном положении?
( [Х] [Х] [Х], кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута горкой).
- А каким цветом этот звук обозначен на нашей схеме?
(Зеленым).
- Следовательно, это какой звук?
(Мягкий).
(На доску вешается зелёный квадрат).

Итак, в этом слове [х’] – согласный, глухой, мягкий.
- Давайте произнесем этот звук ещё раз и запомним, как он звучит.



- Ребята, мы с вами выделили 2 звука. Давайте их сравним. Какие это звуки согласные или гласные?
(Согласные).
- Звонкие или глухие?
(Глухие).
- Хорошо. В этом звуки совпадают. А чем же они различаются?
(Один твердый, а другой мягкий).
- Нам будет сложно их отличать, но я думаю, что мы справимся.
- Чтобы вас проверить я сейчас назову звуки, а вы покажите при помощи зеленого или синего квадратика какой это звук. Итак, [х].
(синий квадратик).
- [х’].
(зеленый квадратик).
- Хорошо, молодцы. Но теперь я усложню задание. Я спрячу эти звуки в слова, а вы покажите какой это звук.
Страх, мох, химия, халва, хек, хомяк, хризантема, кухня, ехидна…
- А теперь, ребята, я буду вам показывать картинки, а вы будете поднимать карточки (синюю или зеленую), в зависимости от того, какой звук будет в этих словах. (Учитель показывает картинки).
(Смотри приложение 3)
- Хорошо. Теперь сами подберите слова, в которых встречаются [Х] и [Х’]. Итак, сначала с [Х]:
(Холод, охота, хороший, хорек…)
- Молодцы. Теперь с [Х’]:
(Хирург, хищник, хижина…)
- А сейчас я прочитаю вам текст, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [Х] и [Х’]. Давайте разделимся - первый вариант запоминает слова со звуками [Х], а второй вариант - [Х’].

Утро в деревне.
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасёт колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.

- Итак, ребята, какие слова вы запомнили?
(Дети называют).
- Молодцы. А теперь такое задание: те, кто сидят на первом ряду – подберите слова, в которых [Х] встречается в начале слова; те, кто сидят на втором ряду - [Х] в конце слова; и те, кто на третьем – в середине слова.

(Дети приводят свои примеры).



4. Работа с буквой Х.
- Ребята, так какой звук мы обозначаем, синим цветом? (учитель показывает синий квадратик).
(твердый [х]).
- А зеленым? (учитель показывает зеленый квадратик).
(мягкий [х’]).
- Эти звуки принято обозначать буквой (на квадратиках появляется буква х).
- Кто знает, как называется эта буква?
- Эта буква называется ХА. Произнесите хором.
(ХА).
- Дети, буква Х может быть не только маленькая, но и большая.
(Учитель показывает большую и маленькую буквы).
(Смотри приложение 4)
- Как вы думаете, зачем нужна большая буква?
(Чтобы писать фамилию, имя и отчество, а также названия городов и кличек животных).
- Правильно. А кому у нас в классе нужна большая буква Х?
(Хохлову).
- Давайте, сравним большую и маленькую буквы Х и х. Чем они отличаются?
(Размером).
- А формой?
(Нет).
- Нам нужно постараться запомнить эту букву.
- Ребята послушайте стишок.
Х – забавная игрушка.
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
(Учитель показывает картинку, где буква Х изображена в виде вертушки).
(Смотри приложение 5)
- Ребята, посмотрите, вертушка похожа на нашу букву.
Видите, какой разной может быть буква Х.
- Давайте попробуем найти нашу букву, но не на картинке, а среди других букв. (На доске появляется пословица:
«Делано наспех –
Сделано на смех.»).
(Смотри приложение 6)
(Дети выходят к доске и показывают букву).
- А теперь найдите букву Х в тексте подчеркните её и посчитайте, сколько маленьких, а сколько больших. (Учитель раздает детям вырезки из журналов).
(Дети выполняют задание).
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. А кто скажет, из чего же состоит наша буква?
(Из двух пересекающихся прямых линий).
(Выщипывание буквы).
(Смотри приложение 7)
- А сейчас мы будем печатать букву. Посмотрите на доску (Учитель печатает мокрой тряпкой).
- Теперь попробуйте вы (учитель вызывает детей к доске, и они печатают мокрой тряпкой).
- Хорошо на доске мы научились печатать, а сейчас откройте свои тетради и проделайте все то же самое только ручкой.
(Дети печатают у себя в тетради).
- Молодцы, ребята теперь вы умеете печатать букву Х.

5. Обучение чтению буквы.
- Ребята, какую букву мы научились печатать?
(Х).
- А сейчас мы будем учиться её читать. Что значит прочитать букву согласного? (в это время из-за карточки с буквой появляются квадраты синего и зеленого цвета). Это значит назвать звук, который она зашифровала. - Какие это могут быть звуки?
([х] и [х’]). (Мальчики произносят твердо, а девочки мягко).
- А теперь покажем на пальчиках, сколько вариантов чтения буквы Х? (Два).

6.Обучение чтению слогов.
- Давайте мы подружим нашу букву с буквами гласных, а поможет нам в этом буквенная лента. (Учитель подносит карточку с буквой к буквенной ленте).
- Сначала по-очереди к буквам гласных первого ряда. Читаем.
(ха, хо, ху).
- Хорошо. Теперь с буквами гласных второго ряда. Читаем.
(хе, хи).
- Молодцы. Давайте проверим, как вы запомнили? (в разнобой).
(Дети читают слоги, сначала с помощью ленты, далее по слоговым карточкам).
(Смотри приложение 8)
(На доске появляется слоговая таблица, и дети быстро по ней читают слоги).
- Молодцы, ребята вы хорошо читаете эти слоги. А теперь давайте попробуем найти спрятанные слоги в словах. (На доске появляются слова:
хор хомяк Херсон
халат хирург хамелеон).
(Учитель показывает слова по очереди и спрашивает, какой слог в них спрятался).
- Хорошо. А теперь откройте свои учебники на с.163 и читайте слоги друг другу в парах. Первый вариант читает второму и наоборот.

7.Обучение чтению слов.
- Ребята, мы научились читать слоги, а сейчас научимся читать слова.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
На доске столбики слов:
пастух мухомор
химия хризантемы
холод халва


- Посмотрите внимательно на первое слово. Найдите букву, с которой мы сегодня познакомились. Где она находится? В слиянии или нет?
(Вне слияния).
- А как она читается?
([Х’]).
- Почему?
(Потому что она находится в конце слова).
- Хорошо. Прочитайте хором последний слог (учитель водит указкой).
(тух).
- А теперь давайте прочитаем слово по слогам (учитель водит указкой).
(Пас тух).
- Хорошо. Найдите глазками знак ударения и прочитайте слово целиком, выделяя ударный слог (учитель водит указкой).
(Пастуух).
- Ребята, вам понятно значение этого слова?
(Да).
Остальные слова читаются аналогично.
- А теперь найдите слова, в которых буква Х в слиянии.
(Холод, мухомор, халва).
- Правильно, молодцы. А в каких словах Х читается мягко?
(В слове химия).
- А в каких твердо?
(В словах: пастух, холод, мухомор, халва, хризантемы).
- Хорошо. А сейчас я усложню задание. Найдите слово, которое называет ядовитый гриб.
(Мухомор).
- А какое слово называет сладость, с которой мы пьем чай?
(Халва).
- Молодцы.

8.Обучение чтению текста.
- Мы научились читать слова, а теперь будем учиться читать текст.
- Дети, посмотрите на доску. Здесь записаны слова, которые встретятся в тексте. Чтобы они не вызвали у вас трудностей, давайте их прочитаем.
(Несчастная, воздушные, отчасти…).
- Ребята, откройте учебники на странице 167. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?
(Кошка с шариками).
- Как вы думаете, о чем будет идти речь в тексте?
(О летающей кошке).
- А теперь прочитайте заглавие нашего текста.
(Удивительная кошка).
- Как мы с вами и предполагали, речь пойдет о кошке. Прочитайте текст каждый про себя.
(Дети читают про себя).
-Молодцы. Давайте прочитаем текст по одному предложению по цепочке.
(Дети читают по предложению и рассказывают о чем оно).
- Хорошо. Теперь прочитайте текст друг другу в парах шепотом, чтобы не мешать своим товарищам.
- А теперь Саша прочитает нам весь текст целиком, а мы внимательно послушаем.
- Так о чем же наш текст?
(О кошке, которая порезала лапу и не может идти, и поэтому у неё на лапе привязаны воздушные шарики).
- А кошка совсем летит по воздуху, не касаясь земли?
(Нет. Она отчасти идет по дороге, а отчасти летит по воздуху).
- Так подходит заглавие к этому тексту и почему?
(Подходит. Потому что кошка и в самом деле удивительная – она с воздушными шариками).
- Молодцы, ребята. Давайте попробуем придумать продолжение к этому тексту.
(Дети высказывают свои версии).

9. Упражнения в развитии речи и мышления.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Найдите одинаковые звуки в словах.
(Картинки: хирург, петух, муха)
(Смотри приложение 3)
(В словах петух и муха звук [х]).
- Хорошо. Теперь давайте поиграем в угадалки. Я читаю вам загадки, ну а вы в ответ – отгадки.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый.
(Хлеб).

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник).

- Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием.
10. Языковая и орфографическая пропедевтика.
- Ребята, на доске записаны слова, прочитайте их.
(Хризантемы, хомяк, хирург, мухомор, муха, хомячок, подсолнух).
- Прочитайте слова, которые можно заменить сломов ОН.
(Хомяк, хирург, мухомор, хомячок, подсолнух).
- А слова, которые можно заменить словом ОНА?
(Муха).
-Хорошо. Найдите и прочитайте слова, которые называют один предмет.
(Хомяк, хирург, мухомор, хомячок, подсолнух, муха).
- А слова, которые называют несколько предметов?
(Хризантемы).
- А теперь прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
(Хомяк, хирург, хомячок, муха).
- А слова, которые отвечают на вопрос что?
(Мухомор, подсолнух, хризантемы).
- Молодцы.

11. Итог урока.
- Дети, мы сегодня с вами хорошо поработали. Давайте повторим все наши новые полученные знания. Итак, с какой буквой мы сегодня познакомились?
(С буквой ХА).
- Сколько звуков обозначает эта буква? Какие?
(2 звука; [х] и [х’]).
- Это буква гласного или согласного? Почему?
(Согласного; потому что при её произнесении воздух встречает преграду).
- А она звонкая или глухая?
(Глухая).
- Молодцы, ребята!


12. Домашнее задание.
- Ребята, откройте страницу 166. Видите, скороговорки? Дома вы их прочитайте, найдите нашу букву и определите, какой она дает звук (твердый или мягкий). А на следующем уроке мы проверим.

- Спасибо за работу.





Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока обучения грамоте:"Урок знакомства со звуками [х] и [х’] и буквой Х.":
  • 0
 (голосов: 0)



Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь.

Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином.

После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!.

Другие материалы по указанной Вами теме:

Конспект прислал: messi 16 октября 2011 Комментарии (0)
 

  Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту.
Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь!
 
(С) 2008-2014. Ссылка на 4 ступени обязательна.| Пользовательское соглашение | Список любителей плагиата

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн