Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, азбука, лит. чтение, 1 класс » Звук [ж], буквы Ж, ж. |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Звук [ж], буквы Ж, ж. |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема. Звук [ж], буквы Ж, ж. Цель. Познакомить со звуком [ж] и буквами Ж, ж. Задачи: • повторять и закреплять знания о ранее изученных звуках и буквах; • формировать знания о звуке [ж], умения выделять звук [ж] в словах, различать его в звуковом потоке; • учить читать слоги и слова с изучаемой буквой; • развивать фонематический слух, мыслительные операции, внимание, воображение и речь учащихся; • проводить пропедевтику знаний о существительном; • воспитывать общие учебные умения, любовь к родному языку. Оборудование. Классная доска, магнитная доска. Круги-магнитики для звукового разбора красного, синего, зеленого цветов. Картинка-мозаика „Буква Ж”. Предметные картинки с изображениями жабы, жирафа, жука. Набор для составления звуковых схем (у детей). «Русская азбука» и блокнотики для звукового разбора. Солнышки желтого и красного цветов для этапа рефлексии. Кружки зеленого, синего, красного цветов. ХОД УРОКА I. Организационный момент. (Психологический настрой). Учитель: –Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их, улыбнемся друг другу и мне. Тихонько садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Нас пригласили на день рождения. К кому…? Пока секрет. Но в гости не ходят с пустыми руками. Мы подарим картину. Да вот беда, она была составлена из мозаики и рассыпалась. Мы сможем ее собрать, если вы будете хорошо работать. Я вижу, что вы уже готовы к уроку, поэтому прикрепляю первый фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 1. II. Актуализация знаний. Учитель Ученики –Ребята, назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. –Какие буквы обозначают глухие согласные звуки? –Какие гласные „приказывают” впереди стоящим согласным быть мягкими? –Вы любите разгадывать загадки? –Тогда слушайте: –Есть копытный великан. Шея, как подъемный кран. С рожками, пятнистый, Но не очень быстрый. –Живем мы тихо у воды. Едим букашек, мошек. От нас детишкам нет беды, Как нет беды от кошек. –Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног, да без копыт. – Буквы Н, М, Л, Р, Б, В, Г, Д, З. –П, К, Т, Ш, С, Ч. –И, Е, Я. – Да! –Жираф. –Жаба –Жук. Прикрепляю на доску картинки с изображением жирафа, жабы, жука. Учитель: –Вы удачно справились с этим заданием, я достаю второй фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 2. III. Постановка проблемы (тема урока). Учитель Ученики –Ребята, можете вы сказать, чем похожи и чем различаются эти слова? –Что обозначают эти слова: жираф, жаба, жук? –Какой вопрос мы можем задать к этим словам? –Произнесите слова еще раз. Какой звук вы слышите в начале каждого слова? –У вас на партах лежат кружочки трех цветов. Как вы думаете, кружком какого цвета нужно обозначить этот звук. Покажите все возможные варианты. –В словах жираф, жаба по 2 слога. В слове жук – 1 слог. – Эти слова обозначают названия живых (одушевленных) предметов. –Эти слова отвечают на вопрос кто? –Звук [ж]. Дети показывают круги. Прикрепляю на доску все варианты, предложенные детьми. Учитель: –Вы хорошо справились с этим заданием, я достаю второй фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 3. Далее работа может быть продолжена по двум вариантам: Диалог 1. Если дети выложили кружочки разных цветов. Диалог 2. Если все дети выложили кружочки синего цвета. Учитель Ученики Диалог 1. –Вы предложили несколько ответов, но правильным является лишь один. Каким образом можно охарактеризовать звук? Диалог 2. –Вы дружно подняли кружок синего цвета. Обоснуйте свой выбор. –Сможете ли вы доказать это утверждение? –Определите тему сегодняшнего урока. –Чему еще будем учиться на уроке? –Произнести его и послушать. – Звук [ж] согласный, поэтому круг не красного цвета. Он твердый, поэтому круг синего цвета. –Да, надо произнести звук [ж] и послушать. –Познакомиться со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает. –Учиться отличать этот звук и букву, его обозначающую, от других звуков и букв. Учиться читать слоги и слова с новой буквой. Учитель: –Вы справились и с этим заданием, я достаю четвертый фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 4. IV. Физкультминутка I. Учитель: –Аня, пожалуйста, проведи физкультминутку. Ученица проводит физкульминутку: –Лежебока рыжий кот (встать, перекатиться с носков на пятки) Отлежал себе живот. (потянуться) Встал и выгнул спину в мост, (округлить спину, руки вытянуть вперед) Распушил пушистый хвост, (прогнуться) Мягко лапами прошел, (изобразить кошачью походку) Тихо песенку завел. (сесть за парты). Учитель: – Вопрос для самых внимательных: вспомните, в каких словах в стихотворении вы услышали звук [ж]? Дети: – Лежебока, рыжий, живот, отлежал. V. Работа с новым материалом (продолжение). Учитель Ученики –Повернитесь друг к другу, Внимательно глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук в словах-отгадках – звук [ж]. Определите, как расположены в момент его произнесения губки, зубы, язычок. –Закройте ушки ладошками, произнесите звук [ж] хором и охарактеризуйте его. –А что нужно, чтобы прочитать слова с новым звуком? На доске вывешены буквы, сходные по написанию: Х, Ж, К, е. –Ребята, может кто-то из вас знает, какой буквой на письме обозначается звук [ж]? –Как называется эта буква? –На что она похожа? –Эта буква широка И похожа на жука И при этом этот жук, Издает жужжащий звук: –Ж-ж-ж-ж! (С.Маршак) Или Это – Ж (же), А это – К (кА). Целый жук и полжука. (А.Шибаев) –Стала снежинка Буквою Ж, Солнце ее не растопит уже. (Е.Тарлапан) –Где по вашему мнению должна стоять буква Ж на ленте букв? –Почему? –Теперь, когда вы познакомились с новой буквой, можно почитать слоги и слова с буквой Ж. Но у буквы Ж есть для вас маленький секретик. А вот какой, вы сейчас сами догадаетесь. –Губы немного вытянуты вперед, зубы сжаты, язычок лежит свободно. –При произношении звука [ж] воздух встречает преграду, поэтому это звук согласный. Он звонкий, так как мы слышим и шум и голос. Он твердый, так как мы произносим его твердо. –Познакомиться с буквой, которая обозначает этот звук. И тогда мы сможем научиться читать слоги и слова с этой буквой. Ученик убирает с доски лишние буквы и показывает нужную. –Буква Ж. –На жука. –На снежинку. –На верхней строке, после буквы Д. –Она обозначает звонкий согласный звук. Учитель: –Давайте поиграем. В словах, которые я вам назову, замените первый звук так, чтобы получилось новое слово. Тот, кто называет первым новое слово встает. ЛУК – ЖУК МАЛО – ЖАЛО ПУЧОК – ЖУЧОК БИЛЕТ – ЖИЛЕТ СЕНЯ – ЖЕНЯ МИР – ЖИР Пары слов, закрытые на доске, открываются в процессе называния. Учитель: –Молодцы! Вы хорошо работали. Садитесь. А я прикрепляю следующий фрагмент. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 5. –Откройте звуковые блокнотики. Выполните звуковой разбор слова „МИР”. Дети работают в блокнотиках, один – у доски. М И Р Учитель. Ученики – Какие согласные звуки есть в этом слове? –Почему вы их обозначили кружочками разного цвета? –А почему звук [м ’] – мягкий? –Составьте звуковую схему слова ЖИР. Дети составляют схему –Что интересного в этом слове? Уважаемые коллеги! Здесь скрыта важная часть конспекта. Данный конспект является бесплатным, но для его полного просмотра, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим логином. Регистрация на сайте совершенно бесплатна и займет не более 1 минуты. Ж Е Н Я –Да. –Со звуком [ж]. –Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый, мягким не бывает. Буквы И, Е не смягчают звук [ж]. –На слоги ЖИ и ЖЕ – в них гласные Е, И не обозначают мягкости согласного звука. Эти слоги надо читать твердо. Чтение слогов по слоговой таблице, сначала хором, затем несколько учащихся читают по одному. Учитель: – Молодцы! Вы справились и с этим заданием, я достаю шестой фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 6. VI. Работа с текстом. Учитель: –Откройте азбуки на с.149. рассмотрите картинку. –Как называется игра, в которую играют дети? – Жмурки. –Прочитайте слова с пометами, которые встретятся в этом тексте. (Читают два-четыре человека) –Разметьте текст для чтения. (Размечают текст карандашом на звуковые единицы.) –Прочитайте текст на с.149 в парах друг другу. (На чтение каждого варианта отводится 2 минуты). –Кто хочет прочитать текст для всего класса? (Вызванный ученик читает текст вслух). –О чем говорится в тексте? – О том, как дети играли. –В какую игру играли дети? – Дети играли в „Жмурки”. –Кто был водящим? – Женя был водящим. Учитель: –Вы хорошо прочитали текст, я достаю седьмой фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 7. VII. Зрительная гимнастика. VIII. Закрепление нового знания. Задание 1. Учитель: –Всегда приятно общаться с внимательным собеседником. Хотите проверить свою внимательность? Тогда слушайте условие новой игры. Я буду показывать карточки с напечатанными словами. Вы должны в полной тишине внимательно прочесть все слова на карточке и запомнить только те из слов, в которых есть изучаемая буква. Какую букву изучаем? – Ж. –Готовы? – Да. (Показываю карточки с напечатанными словами. Время экспозиции -5 секунд.) ПИДЖАК РУБАШКА МАЙКА БРЮКИ НОСКИ ДЖИНСЫ ОБУВЬ ЖАКЕТ ПАЛЬТО ШАРФ ЖИЛЕТ ШАПКА ШОРТЫ БРИДЖИ ШТАНЫ Учитель: –Назовите слова с новым звуком. –Пиджак, бриджи, жилет, жакет, джинсы. –Как все эти предметы можно назвать одним словом? –Одежда. Учитель: –Вы были внимательны и с этим заданием тоже справились, я достаю восьмой фрагмент картины. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 8. Резервное задание 1. Игра „Услышь меня”. Учитель: –Послушайте следующее задание. Я вам прочитаю небольшое стихотворение. Ваша задача запомнить как можно больше слов, в которых есть звук [ж]. Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит. (Ответы детей) Резервное задание 2. Разучивание скороговорки. –Прочитайте скороговорку. (Скороговорка „Скучно жуку жить на суку” напечатана на плакате.) Задание 2. Учитель: –Я буду называть слова. Если вы услышите изучаемый звук в слове – хлопните в ладоши, если нет – присядьте: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. –Молодцы! Скажите, а что обозначают эти слова. – (Это цвета. Цвета радуги.) –Кто запомнил, в каких словах был звук [ж]? – Оранжевый, желтый. IX. Этап рефлексии собственной деятельности. Учитель: –Послушайте стихотворение и доскажите словечко: Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной. А потом повисло В небе коромысло, Ребятишек радует Цветная …(радуга.) – Когда бывает радуга? –После дождя, когда светит солнце. –Ребята, если вы считаете, что хорошо сегодня потрудились, поднимите вверх солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж], если считаете, что могли работать лучше, то солнышко, в названии которого нет звука [ж]. Учитель: –Молодцы, и это задание выполнено. Прикрепляю на магнитную доску фрагмент 9. –Ну вот, картина собрана, и мы можем идти в гости. Так у кого же сегодня день рождения? Догадались? –У буквы Ж. X. Домашнее задание. Учитель: –Дома вам надо научиться читать рассказ на с.149 целым словом. Хорошо читающие дети читают пословицы на с.148 и постараются объяснить их смысл. XI. Итог урока. Учитель: –Наш урок подошел к концу. Какое новое знание вы открыли сегодня на уроке? –Мы познакомились с новым звуком [ж]. Узнали, что он согласный, звонкий и всегда твердый. На письме согласный звук [ж] обозначается заглавной буквой Ж, если слово означает имя или начало предложения, и строчной буквой ж во всех остальных случаях. –Теперь мы можем подарить нашу картинку букве Ж. Дома, кто пожелает, может придумать свой подарок, нарисовать портрет буквы Ж. Урок окончен. Спасибо за работу! Пожалуйста, оцените конспект - Звук [ж], буквы Ж, ж.: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10737 |
Конспект прислал: ovz 18 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||