Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » конспекты уроков, математика, 1 класс » Конспект урока математики, 1 класс, Петерсон, "Число и цифра 3" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока математики, 1 класс, Петерсон, "Число и цифра 3" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока математики
Цель: дети умеют составлять рассказ о числе, выделяя его основные характеристики, пользуясь условными обозначениями, с помощью учителя. Задачи: Обучающие. 1. Формировать компонент учебной деятельности: мотивацию. 2. Формировать понятие числа 3 на основе геометрических представлений. 3. Формировать у учащихся представление о числе 3 как о количественной характеристике множества через знакомство с различными моделями числа 3. 4. порядковой функции числа 3. 5. Формировать представления о вычислительной функции числа. 6. Формировать вычислительные навыки. 7. Расширять представления об окружающем мире. Развивающие. 1. Развитие опосредованной памяти, внимания. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Развитие абстрактного мышления. Воспитательные. 1. Воспитывать интерес и уважение к предмету. 2. Воспитывать самоконтроль и взамоконтроль. Ход урока. I) Самоопределение к деятельности. -О каком числе вы говорили на прошлом уроке математики? (о числе 2) -Как думаете, сегодня с чем познакомимся? -Ребята, сегодня к нам на урок пришли смешарики, у них в Стране Смешариков проводится олимпиада по математике как раз на тему числа 3, о котором будем сегодня говорить. Конечно, все усиленно готовятся, стараются, но, чтоб пройти первый отборочный тур для прохода на олимпиаду, им необходимо выполнить задание, но никто из них, даже самые умные Пин и Лосяш не смогли его выполнить и теперь просят помощи у нас с вами. Поможем им пройти отборочный тур? -Вот такие задания предлагаются для прохождения отборочного тура: 1). На какие группы можно разбить эти фигуры? По каким признакам? (здесь предлагаются различные геометрические фигуры по форме, размеру, цвету) (на 4 группы по цвету: красный, зеленый, синий, желтый; на 2 группы по форме: большие и маленькие; на 3 группы по форме: квадраты, треугольники, круги). -Что у вас лучше получилось, разбивать фигуры на 2, на 3 или на 4 группы? -Итак, какие фигуры мы выделили по форме? (круги, треугольники, прямоугольники) -Посмотрите и скажите, сколько углов у каждой фигуры? (у треугольников-3 угла, у прямоугольников-4 угла) II) Актуализация знаний и мотивация -На прошлом уроке вы были журналистами и составляли рассказ. О каком числе? (о числе 2) -Журналисты приехали в страну смешариков и хотят узнать, что жители знают о числе 2. Один из вас журналист, а другой смешарик. Представим, что это (фломастер) микрофон, вы будете передавать его друг другу по цепочке, а по моему сигналу тот человек, у которого он окажется в руке будет журналистом и возьмет интервью у своего соседа - смешарика о числе 2. вам помогут опорные слова. (на слайде опорные слова: число 2 обозначает…(количество предметов, равное 2), число 2 обозначается…(цифрой 2), в числовом ряду…(число 2 стоит вторым), число 2 состоит из (1 да еще 1), пара – это…( 2 одинаковых предмета). -Получился ли у нас рассказ о числе 2? (нет) -Почему? (…) -Да, мы ваши знания еще не привели в порядок, но мы это сделаем и научимся составлять рассказы о любом числе. -Итак, поздравляю, мы помогли смешарикам пройти отборочный тур, и теперь они попадут на олимпиаду. Но вот какая незадача, победить хотят все и поэтому готовятся секретно и отдельно, даже Крош с Ёжиком, хотя они и друзья. Так вот, Крош попросил нас помочь ему подготовиться к олимпиаде по математике на тему числа 3, собрать все знания о числе 3, составить рассказ и отправить ему письмом. -Поможем ему? Как мы можем это сделать? (искать, открывать новые знания) -О каком числе мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? (Число 3) -А что вы знаете об этом числе? (оно обозначает количество,…) I Количественная функция числа (число как количественная характеристика множества). 1. Знакомство с разными моделями числа (через соотнесение числа и множества). Расширение представлений об ОМ (использование жизненного опыта детей). в) С рисуночной -Вы любите сказки? А много их знаете? Это сейчас и проверим, поиграем в игру: кто больше знает сказок с числом 3. (3 богатыря, 3 медведя, 3 поросенка) -Какая картинка в учебнике на с.30 подходит к этому заданию? (3 поросенка) -Что обозначает эта картинка? (количество героев, равное 3) -Значит, как может обозначаться число 3? (картинкой) II. Порядковая функция числа. -Что вы видите с левой стороны страницы. -В каком ряду стоит число 3? (в натуральном или числовом ряду) -Которое по счету число 3 в числовом ряду? (третье) -А можно ли менять место числа в числовом ряду? (нет, оно строго определено) -Назовите предыдущее число числа 3. (2) -Назовите последующее число числа 2. (3) -Назовите соседей числа 2. (1 и 3) -А где в жизни вам встречалось число 3, стоящее после 2. (на циферблате, в лифте,..) -На сколько число 3 больше числа 2? (на 1) -На сколько нужно увеличить 2, чтобы получить 3? (на 1) -Как это записать при помощи числовых равенств? ( 2+1 =3) (2 знания: место и получение) а) Знакомство с предметной моделью. -А где ещё здесь спряталось число 3? (на кости домино 3 точки, на игральной кости 3 точки, на карточке написана цифра 3) -Посмотрите на первую кость домино, как в ней располагаются точки? (в правой половине 2 точки, в левой - 1) -Сколько их всего в левой и правой части домино? (3) -Объясните количество и расположение точек во второй кости домино. (их 3, они располагаются в левой части домино) -Предложите ваши варианты расположения точек. (…) -Посмотрите на кубик – игральную кость, может ли число 3 расположиться на нем по-другому? (нет) -Игральные кости, кости домино – это что? (предметы) -Значит, при помощи чего может обозначаться число 3? (число 3 может обозначаться при помощи предметов) -У вас на столах разные геометрические фигуры и цифры (1, 2, 3, 4, 5) -Как при помощи предметов изобразить число 3? -А где в жизни вы встречались с количеством предметов, равным 3? (в магазине в 1 сетке 3 яблока,..) б) Со знаковой: знакомство с печатной и письменной цифрой (разграничение понятий число и цифра). -А как еще обозначить число 3? Подсказка у вас на партах. (цифрой) -Назовите и покажите ее. (цифра 3) -Ребята, а что такое цифра? (…) -Посмотрите (картинки с дорожными знаками, знаками препинания и разные цифры) -Я считаю, что все это можно объединить в 1 группу, как вы думаете почему, по какому признаку? (да можно, это все знаки) -Значит, что такое цифры? (это такие знаки, которые обозначают числа) -А в жизни, где вам встречалась цифра 3? (…) 2. Письмо цифры. (возможно в конце урока). -Откройте учебники на с. 30 и посмотрите, какой может быть цифра 3? (печат. и письм.) -Чем они похожи? Чем отличаются? -На что похожа цифра 3? -Из каких элементов состоит письменная цифра 3? (из верхнего и нижнего закруглений - полуовалов) -Что мы должны помнить при письме цифр, где мы их пишем? (в половинках клеток, с наклоном) -Я покажу, как пишется цифра 3. -Начинаем писать чуть ниже середины верхней стороны клетки и не отрывая ручки пишем верхний полуовал так, чтобы он прислонился к правой стороне клетки. Не отрывая ручки, пишем нижний полуовал. Проверяю. (Письмо в воздухе с комментированием) А теперь напишите цифру 3 у себя на ладошках. -Сели прямо, спинки ровно, взяли ручки правильно. Сколько пальцев держит ручку? (3) и мы ищем знания о числе 3, можете запомнить и это. Начинаем писать. -Обязательно смотрите на образец, старайтесь писать как на нем. Какое расстояние между цифрами? -Напишите цифру 3 столько раз, сколько слогов в слове каракатица. (5) -Закончили, положили ручки, а теперь сравните свои цифры с образцом. И зажгите красный фонарик под самой красивой цифрой. А что значит самая красивая? (больше всего похожая на образец) -Я увидела такие ошибки:… -Что мы сейчас делали? (писали цифру 3) -Кто помнит, что такое модели? (это схематическое изображение предмета) -Т. е. это то, с помощью чего можно изобразить число. -Можно ли всё это назвать моделями числа 3? (можно) -Почему? (они обозначают, изображают число 3) -Кто мне назовет все модели числа 3, пользуясь подсказкой и начиная так: число 3 изображается с помощью…(картинки, предметов, знака, места в числовом ряду) -А на прошлом уроке какие модели запомнили? С помощью чего обозначается число 2? (число 2 обозначается с помощью картинки, предметов, знака, места в числовом ряду) III) Постановка учебной задачи. 1) Постановка учебной проблемы. а). Возникновение проблемной ситуации. (прием 3) г) Знакомство с геометрической фигурой. -А я знаю, что моделью числа 3 является треугольник. Как вы думаете, почему? б). Осознание противоречия. -Почему вы не смогли ответить на мой вопрос? (не знаем) в). Формулирование учебной проблемы в виде вопроса. -Какой возникает вопрос? (почему треугольник является моделью числа 3) IV). «Открытие» детьми нового знания. 2) Поиск решения. (подводящий диалог) а). Выдвижение гипотез. -Итак, какие будут предположения? -Посмотрите на треугольник, какие его элементы вы знаете? (стороны, углы, вершины) где в нём спряталось число 3? (в сторонах, в вершинах, в углах) б). Проверка гипотезы. -Давайте проверим ваши предположения. Выйдите и покажите углы в треугольнике. (показывают) -А теперь покажите вершины. (показывают тоже самое) -А почему вы показываете одинаково и углы, и вершины? Как же точно определить, где вершины, а где углы? -Какие еще элементы есть в треугольнике? (стороны) -Давайте мы с вами это и выясним. (выбираю 9 человек и формирую живой треугольник) -Те дети, которых я поглажу по голове – это вершины, те, которых поглажу по спине – стороны, остальным скажу: первый угол, второй угол, третий угол. Запоминайте номера своих углов. Каждый элемент должен действовать вместе. -Теперь, я буду называть элементы треугольника и задавать им задание. -Итак, вершины, выполняют упражнение – на пояс. -Первый угол – хлопки перед собой. -Второй угол – хлопки над головой. -Третий угол – хлопки за спиной. -Первая сторона – приседание. -Вторая сторона – прыжки верх. -Третья сторона – руки вверх вниз. -Закончили, покажите каждую сторону приседанием: первую, закончили, вторую, закончили, третью, закончили. Теперь покажите вершины : первую, вторую, третью. И покажите углы: первый, второй, третий. -Итак, ребята, покажите теперь элементы треугольника. По сколько их? (по 3 каждый) -Какой мы задавали вопрос? (будет ли треугольник моделью числа 3) -Вы сначала как думали? (…). А как на самом деле? (да, число 3 спряталось в элементах треугольника) V. Первичное закрепление. Воспроизведение новых знаний. -Я буду называть вам признак фигуры, а вы отгадайте ее. -Красный, большой. Можно ли по этим признакам узнать, что это за фигура? (нет) -А какой признак я должна указать, чтоб вы угадали? (количество углов, сторон) -У этой фигуры 3 угла, 3 стороны, 3 вершины. (треугольник) -Значит, какие признаки треугольника главные? (количество сторон, углов, вершин) -Теперь мы с вами знаем элементы и сможем сами нарисовать треугольник. Посмотрите, Крош тоже тренировался и вот как он нарисовал. (показ с ошибкой) -Посмотрите, ребята, получился у него такой же треугольник? (нет). А почему нет, у него все признаки учтены: 3 вершины, 3 стороны, 3 угла? (надо проводить прямые линии) -А какой инструмент нам в этом поможет? (линейка) -Крош попробовал еще раз, вот что у него получилось: (не соединенные стороны в вершинах) -Какую ошибку он допустил? (не соединил стороны) -Крош опять нарисовал что-то не то. Где он ошибся? (он соединил стороны только в двух точках) -Значит, какие признаки важнее? Проговорите их. (количество сторон, углов, вершин) -Как мы соединяем элементы треугольника? VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -А теперь я покажу вам, как рисовать тр. (показ.), а вы рис. у себя в учебниках по пунктирным линиям. -Какой инструмент возьмем? (линейку) -Что делаем далее? (соединяем прямой линией вершины 1 и 2) -Что делаем следующим шагом? (соединяем прямой линией вершины 2 и 3) -И в завершении? (соединяем прямой линией вершины 3 и 1) -А теперь поменяйтесь учебниками и оцените работу соседа. Что будем учитывать? (прямые ли линии, соединены ли они в вершине). Оцениваем так: красная полоска под треугольником – все верно, синяя – всё верно, но неаккуратно, зеленая – фигура не получилась. -А теперь, верните учебники друг другу и посмотрите, какую полоску нарисовал ваш сосед и подумайте почему, в чем вы ошиблись. VII. Включение в систему знаний и повторение. III. Вычислительная функция числа. Формирование вычислительных навыков. а. Работа над составом числа через четверку примеров. -А кому мы помогаем? (Крошу) -А что мы ищем? (знания о числе 3) -Посмотрите на 4 задание, Работаем с первым равенством: -Что мы делаем с предметами? (объединяем, прибавляем, складываем) -Как называется такое действие? (сложение) -Назовите в нем все мешочки, начиная с первого. (часть, часть, целое) -Как называется сумма двух мешочков? (сумма выражения) -Как называется пустой мешок? (сумма результата) -Нарисуйте необходимые предметы в результатах первого и второго равенств. (по ходу выполнения диалог) -Сколько предметов и какие будут в первом пустом мешке? (3: 1 зеленый квадрат и 2 желтых треугольника) -Сколько предметов и какие будут во втором пустом мешке? (3: 2 желтых треугольника и 1 зеленый квадрат) -Посмотрите на первый пример, какое число обозначим в пустом окошечке? (3) -А во втором примере? (тоже 3) Запишите. -Работаем с первым примером. -Почему первый пример расположен рядом именно с этим равенством? -Что означает число 1 в первом примере? (число предметов в первом мешке – 1 зеленый треугольник) -Что означает число 2 в первом примере? (число предметов во втором мешке – 2 желтых треугольника) -А что означает число 3 в первом примере? (общее число, число всех предметов) -Обозначьте в примерах целое – возьмите его в кружок и части подчеркните. -Теперь работаем со вторым примером. -Почему он рядом с этим равенством? (потому что число 2 обозначает число предметов в первом мешке, число 1 число предметов во втором мешке, эти предметы мы объединяем, складываем и в результате получаем 3 предмета) -Теперь поработаем с заданием 5. -Что мы делаем с предметами в нем? (удаляем, берем, вычитаем) -Как называется такое действие? (вычитание) -Работаем с первым равенством. Назовите каждый мешочек и число предметов в нем. (целое, в нем 3 кружочка: 1 красный и 2 синих, часть, в ней 2 кружочка.) -Сколько будет кружков в третьем мешке и как он называется? (часть, в ней будет 1 красный кружок) -Как называется это выражение (показ.)? (выражение разности) -Как называется результат? (результат разности) -Как показать на схеме вычитание предметов? (зачеркнуть такие же кружочки в целом, что и во втором мешке-части и показать стрелочкой от целого к результату, сколько кружков осталось в целом) -Нарисуйте необходимое количество предметов в пустых мешках первого и второго равенства. -Сколько кружков в первом результате? (1 красный) А во втором? (2 синих) -Посмотрите на примеры рядом с равенствами. Какое число обозначим в первом окошке? (1) Во втором? (2) -Объясните, почему они записаны рядом именно с этими предметными равенствами, что обозначает каждое число в примере? (число 3 в первом примере обозначает число предметов в целом, число 2 обозначает число предметов, которое взяли, число 1 – число оставшихся предметов. Во втором примере число 3 обозначает сколько кружков в целом, число 1 – сколько кружков взяли, число 2 – сколько осталось.) -Подчеркните в числовых равенствах целое и части. Работа с четверкой примеров. -А теперь посмотрите на все 4 числовые равенства. Что интересного заметили? (выводы по каждому числовому равенству: 2+1=3 (здесь поменяли местами части, результат не изменился. 3-2=1(из целого вычли часть получили другую часть, 3-1=2 (из целого вычли другую часть и получили часть) (общий вывод: из одного примера (1+2=3) на сложение можно получить еще 3 примера на сложение и вычитание.) VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока.) IV. Рассказ о числе (обобщение знаний о числе с использованием специального игрового методического приема). -Итак, ребята, мы с вами очень хорошо поработали, собрали очень много знаний, теперь осталось только их вспомнить, я насчитала 8, посмотрим, вспомните ли вы их все, а помогут вам в этом наши значки, которыми мы обозначали знания. (показ значков, беседа) -Что у нас не получилось составить в начале урока? (рассказ о числе 2) -Почему? (наши знания располагались не по порядку) -Давайте теперь установим порядок, составим рассказ о числе 3 и отправим его Крошу. -Как вы думаете, он выиграет теперь? -Чем мы сегодня занимались? (искали знания о числе 3) -Какое задание больше всего понравилось? (…) -А еще? (тренировали память) -Будете ли вы еще открывать знания о других числах на других уроках? -Желаю удачи! -Откройте дневники и нарисуйте личики: у кого все получалось - улыбающееся, кому немного было трудно – спокойное, кому было очень трудно – грустное. -У кого все получалось поднимите руки. -Кому было немного трудно? Почему? Что посоветуем? -Кому было очень трудно? Что вызвало затруднение? Какой совет дадим? Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока математики, 1 класс, Петерсон, "Число и цифра 3": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
10141 |
Конспект прислал: Dinusik 1 декабря 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||