Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, русский язык, 1 класс » Конспект урока чтения в период обучения грамоте в 1 классе, по теме:«Согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ». |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока чтения в период обучения грамоте в 1 классе, по теме:«Согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ». |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема: «Согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ».
Цель: познакомить с новой буквой «Щ» и научить читать слоги и слова с новой буквой. Задачи: образовательная: познакомить с новой буквой, уточнить значение слов, научить читать слоги и слова с новой буквой развивающая: обогащение словаря, развитие речи, фонематического слуха, внимания к слову, мышления воспитательная: учить дисциплине, воспитывать уважение к родной русской речи Оборудование: У учащихся: Учебник Л.А.Ефросининой «Учимся читать», тетрадь, касса с буквами У учителя: карточки с изображениями сказочных персонажей, схемы, таблицы Ход урока I. Организационный момент - Вот уже звенит звонок. Собери же ты дружок. Аккуратно, по порядку, Книги, ручки и тетрадки. II. Сообщение темы урока Отгадайте загадку. Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец? (Емеля) – Знаком ли вам этот сказочный герой? – Из какой он сказки? (Из сказки «по щучьему веленью») – Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? (Емеля в проруби выловил щуку) Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? (Потому что щука исполнила его желание, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась)... – Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А]. – С каким звуком мы еще не знакомы? (Со звуком [щ]). III. Объяснение нового материала 1. Выделение нового звука На доске картинка щуки/ – Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук. – Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику: а) как произносим звук, протяжно или отрывисто; (отрывисто) б) как располагаются видимые органы речи, как проходит воздух; (кончик языка поднят к альвеолам (ниже, чем при [Ш]). При этом передняя часть слегка прогибается, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, тем самым обуславливая мягкость произнесения). в) что слышите при произношении: шум или шум с голосом; (шум) г) какой звук слышите после [щ] в слове щука? Но как произносим [щ]? ([ю]) – Дайте короткую характеристику звука. – Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый, синий квадраты). – Составим схему в тетради и на доске. В реке кроме щуки водятся и другие рыбы. Название одной из них подскажет нам сам Емеля. (Слово Емеля поместить под картинкой). – Прочитайте его имя на доске. Сколько в слове слогов? Подумайте. – Произнесите слово по слогам. (Е-МЕ-ЛЯ). – Будьте внимательны. Правильно называйте указанные звуки, и тогда узнаете название рыбы. 1. Согласный звук 3-го слога, 2. Гласный звук 2-го слога, 3. Добавим новый звук. – Какое слово получилось? (Вывесить картинку леща) – Составим схему слова лещ в тетради. – Найдите место нового звука в схеме и поставьте под условным обозначением звука точку. – Каким условным знаком обозначили [щ] в слове щука? А в слове лещ? – Как произносится этот звук в начале и в конце слов? (Мягко). – Дайте уточненную характеристику [щ]. (Звук [щ] – согласный, звонкий, всегда мягкий). 2. Физминутка Дифференциация звуков [ш] – [щ] – Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку. – Что вы делаете, когда клюет рыба? – Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку. Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель. – Посчитайте, сколько слов вы выудили. – А какие еще слова вы могли поймать на удочку? (Дети называют свои слова). – Какой еще шипящий звук встретился в словах? – Что вы о нем знаете? Дайте ему характеристику. Звук [ш-ш-ш] протяжно звучит, А [щ] прерваться спешит. Звук [ш-ш-ш] мы можем тянуть, А [щ] спешит улизнуть. 3. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой – Емеля пришел к нам на урок с ведрами. Заглянем в них. (Ведро с буквами ш, щ и ведро с буквами гласных звуков). – Какой из этих букв обозначим звук [щ]? – Как называется эта буква? (ща). – В какую часть замка поселим новую букву? Объясните. Аналог ленты букв. – На что похожа эта буква? (Собственные высказывания детей). – С чем сравнивает автор учебника букву Щ? (Учебник Л.А.Ефросининой «Учимся читать»). – Давайте поблагодарим щуку за новый звук и букву. В знак благодарности подарим ей этот портрет (Три щуки вместе сложились в букву щ). Хватать, глотать умеют щуки, – Назовите самое длинное слово. Сколько в нем слогов? – Назовите слово с первым ударным слогом. (и т.д.) (Параллельно ведется индивидуальная дифференцированная работа по заданию на листочках). Карточка 1. Чтение предложенных слов на карточке и деление их на слоги. Шапка, щука, шум, щавель, щётка, шайба, плащ, малыш, борщ, щенок. Карточка 2. Вставить букву ш или щ в слова, записанные на скрытой части доски и на карточках для индивидуальной работы отдельных учеников. .апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла., малы., бор., .енок. – Проверим выполненное задание на карточках №1 и№2 по записи на доске. – Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? – Прочитаем слова с буквой Ш. Как звук [ш] произносится в словах? Дайте ему характеристику. – Прочитаем слова с буквой Щ. Как звук [щ] произносится в словах? Дайте ему характеристику. – Придумайте предложение с одним из этих слов. – Чем отличается предложение от слова? IV. Закрепление. Чтение текста и работа над содержанием – Внимательно перечитайте слова на доске и отыщите слово, которое отвечает на вопрос Кто?, состоит из двух слогов, со вторым ударным слогом и соответствует теме урока. (Щенок). – У кого дома есть щенок? Какой он? – Мальчик Шура из рассказа «Щенок» тоже хочет рассказать вам о своем питомце. (Работа по учебнику). 1. Первичное чтение и проверка восприятия – Каким вы представили себе щенка? (В это время хорошо читающие дети получают индивидуальное задание. Карточка 1. Карточка 2. Они готовят литературные загадки. Надо прочитать текст и подчеркнуть слова с буквой Щ. Эти слова прочитать вслух детям, а те должны догадаться, из какой они сказки). 2. Вторичное чтение и анализ прочитанного. – Перечитайте рассказ и найдите в тексте слова-признаки, которые помогут составить словесный портрет щенка. – Подчеркните слова с буквой Щ. Назовите их. 3. Литературные загадки – Настало время загадок. а) Хорошо читающие дети называют слова с буквой Щ, а остальные угадывают в них сказку. Если трудно угадать по словам, то зачитывается начало текста. б) Вспомните названия сказок, прозвучавших на уроке. «По щучьему велению», «Заяц-хваста» – это народные сказки. Их сочинил народ. «Аленький цветочек» – это авторская сказка. Написал её Шарль Перро. V. Итог урока – С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука. – Назовите известные вам шипящие звуки. – Чем отличается [ш] от [щ]? - Что понравилось? -Что не понравилось? - Что получилось? - Что вызвало затруднение? Похвала учителя учеников (молодцы ребята, хорошо поработали, спасибо за урок). Приложение Примерные тексты для индивидуальной работы ЗАЯЦ-ХВАСТА Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: – У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: – Боле не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел: «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хваста, а храбрец! АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК – Обещал я моей младшей дочке привезти в подарок аленький цветочек,– пролепетал дрожащим голосом купец. – Так и быть! Я тебя отпущу, но взамен должен будешь прислать в замок одну из своих дочерей! – приказало Страшилище. Отправился опечаленный купец домой и поведал дочерям о необыкновенном замке и своём обещании Страшилищу. Не успел отец закончить свой рассказ, как младшая дочь вызвалась ехать в замок. Приехал купец с дочерью в замок. Двери перед ними сами отворились.В доме никого не было, но в столовой был накрыт стол и стояло два кресла. Едва закончили они обед, как откуда ни возьмись появилось Страшилище. – Скажи мне, по доброй воле выполняешь ты отцовское обещание? – обратилось Страшилище к дочке купца. Девушка только кивнула головкой. Учебно-методическая литература: 1. Учебник «Учимся читать» Л.А.Ефросинина. («Вентана-Граф»). 2. Шарль Перро «Аленький цветочек» 3. Народные сказки «По-щучьему велению», «Заяц-хваста». 4. Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»). Авторские права: Ольга Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока чтения в период обучения грамоте в 1 классе, по теме:«Согласный звук [щ]. Буквы Щ, щ».: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
11604 |
Конспект прислал: LiLy186472 23 ноября 2009 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||