Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 2 класс » Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Животные и растения болот", 2 класс |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Животные и растения болот", 2 класс |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Ход урока.
I. Орг.момент. Установление дисциплины в классе, проверка готовно-сти к уроку. (1-2 мин.) II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.(2-3 мин.) - Ребята, на прошлых уроках мы говорили о водоемах. Какие водоемы вы можете назвать? (Океан, море, река, озеро) - Сегодня мы познакомимся еще с одним водоемом, который вы назовете, отгадав загадку: Все обходят это место: Здесь земля – как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото) III. Знакомство с растениями болот. ( 15 мин) - Верно. Сегодня мы поговорим о болоте. А вы знаете, как появились болота? (Высказывания детей.) - Все началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность Земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, то образуются болота. В болоте вода стоячая, поэтому постепенно оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину и погибнуть. Именно поэтому еще с давних времен болота осушали. Действительно, раз болота так опасны, зачем же они нужны природе? Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Болото – осушать или помиловать?» А для этого совершим увлекательное путешествие на болото. - Назовите известные вам растения болот. (Клюква, черника, голубика, брусника, морошка). - Чем же интересны эти растения? Рассмотрим их в учебнике на с.116. (Они низкорослые, корни стелют по верху, вглубь не идут. Листья узкие, жесткие, стебли длинные, цветки мелкие.) - А почему на болотах не растут деревья и кустарники? (Из-за большой влажности и неустойчивости опоры.) - Верно. На болоте растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту – клюква, черника, голубика, брусника, морошка. (Показываю изображения растений.) - Прочитаем интересную информацию об этих растениях. (Дети читают текст на листочках.) Клюква – вечнозеленый кустарник. Ее ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растет в болотах, собирают ее поздней осенью. Ягоды долго могут храниться свежими. Из них делают морсы, компоты, кисели, варят варенье. У черники стебелек тоненький, тянется вверх. По стебельку, как кры-лышки, в разные стороны торчат зеленые листики, а у листиков сидят мел-ким горошком чернички – почти черные ягодки с синим налетом. В народе даже поговорку о ней сложили: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего». Ягоды сушат, протирают с сахаром, варят из них варенье. Голубика растет кустиком в болоте. Название растения происходит от цвета – голубая ягода. Из ее ягод варят варенье. Брусника – кустарник. Из ее ягод варят варенье, делают мармелад. Морошка – травянистое растение. Ее ягоды употребляют в пищу све-жими, мочеными, делают из них варенье. Это хорошее средство против цинги – заболевания десен. - Но не только ягоды растут на болотах, но и другие травянистые растения. Послушаем сообщения ребят о них. Росянка – удивительное хищное растение. Ее листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну как не присесть на эти блестящие капельки росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается, остается только твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается. - Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений-хищников? (В воде болота мало нужных для растений веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается.) Кукушкин лен – это мох. Он жесткий и упругий. Вытягивается в высоту до 40 см. - А вы знаете, что в темные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? (Предположения детей.) - Оказывается, на дне болот гниют останки погибших растений и жи-вотных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода, находящегося в составе воздуха, загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что по болотам могут ходить только злые колдуны и ведьмы. - А стоит ли нам бояться болота? (Ответы детей.) IV. Физминутка. (1-2 мин) - А теперь немного отдохнем. На болото мы пойдем, Много клюквы наберем – Кислой, приятной, Очень ароматной. V. Знакомство с животными болот. (5-6 минут) - Вспомните, какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) - Где в природе бывает много животных? (Где много пищи.) - Много ли подходящей пищи на болоте? (Ответы детей.) - Рассмотрим в учебнике на с.110, какие животные живут на болоте. (Работа в учебнике. Рассматривание рисунков.) - Расскажите по внешнему виду об особенностях жизни этих животных. (У всех длинные ноги – так удобно ходить по болоту. Длинные клювы помогают им достать пищу из воды. Все они летают, а утки и либеди – еще и плавают.) - Живет на болоте интересная птица – выпь. (Показ иллюстрации.) Окраска у нее не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и становится невидимой. Охотится она только ночью: долго сидит у воды и наблюдает, не проплывает ли мимо добыча. По вечерам и утрам над болотом можно услышать протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это голос выпи. - Кроме вышеперечисленных животных на болоте живут лягушки. VI. Физминутка. (1-2 мин) (Инсценирование стихотворения.) На болоте две подружки – Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Лапками топали, лапками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет, Вам, друзья, физкультпривет. VII. Закрепление изученного. (6 мин) - А сейчас у нас викторина «Кто живет на болоте?». Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях? 1) «Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула в окно в сад. В саду протекала речка, а у самого ее берега было топкое болото. Здесь- то в болотной тине и жила старая жаба со своим сыном.» (Х.К. Андерсен «Дюймовочка».) 2) «Наш бегемот провалился в болото. И ни туда, ни сюда! О если вы не придете, Он утонет, утонет в болоте! Ох, нелегкая это работа – Из болота тащить бегемота…» (К.И. Чуковский «Телефон».) 3) «А у младшего сына Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до болота, видит – сидит лягушка, подхватила стрелу.» (Русская народная сказка) VIII. Итог урока.(5 мин) - Итак, вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: «Болото – осушать или помиловать?» Как же мы ответим на этот вопрос? (Болота нельзя осушать, так как это наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь раньше обитали.) - Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с.109. (Читают вывод.) - Что сегодня нового и интересного узнали о болоте? Что вас удивило? - Дома прочитаете про земноводных на с.111-112 и выполните задание в тетради на с.52 №95. - Спасибо всем за работу. На этом наш урок окончен. Список использованной литературы 1. Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений./ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2006 2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учебник. 2 класс. – М.: Вентана – Граф, 2005. 3. Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч.– М.: Вентана – Граф, 2006. 4. Газета Начальная школа. – №20, 2007г. – с.3-5 Авторские права: Губарева Юлия Михайловна Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока ознакомления с окружающим миром:"Животные и растения болот", 2 класс: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
13210 |
Конспект прислал: Юлия Губарева 11 декабря 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||