Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 3 класс » Краеведческий урок по теме "Заказники Омской области" |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Краеведческий урок по теме "Заказники Омской области" |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Конспект урока по теме «Заказники Омской области» 3 класс (1-4),
урок проведен учителем МОУ «Гимназия № 88» города Омска Курносенко Викторией Ивановной. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: урок-заочное путешествие с элементами урока-конференции. Для воспитания сознательного отношения к учению, развития познавательной активности, привития навыков культуры умственного труда и умений работать в коллективе эффективна такая форма общественного поручения, как «добытчики знаний» - участники конференции (на данном уроке они играют роль директоров заказников). Вначале «добытчики знаний выделяются учителем, а затем учащиеся сами вызываются выполнять эту роль. Суть ее состоит в том, что несколько учеников готовят к предстоящему уроку материал, которого нет в учебнике, отыскивая его в литературе, рекомендованной учителем. На уроке «добытчики знаний» рассказывают, о чем они узнали всему классу. Так постепенно каждый учиться думать и заботиться обо всех, действовать в интересах коллектива. Предварительную подготовку к уроку осуществляют все остальные ученики (смотри карточки-инструкции по подготовке домашнего задания), предварительная подготовка создает определенный психологический настрой на предполагаемую деятельность, повышает уверенность в своих силах, мобилизует учащихся на последующую работу, направляет их на выполнение поставленных задач. Ученики работают на уроке фронтально, учатся слушать выступления одноклассников. Детей начальной школы необходимо учить слушать устное изложение, приучать сосредотачиваться на содержании материала. Важным средством управления является постановка вопроса перед сообщением. Она делает восприятие учебного материала более целенаправленным, избирательным и активным. При этом учитель привлекает учащихся к совместному составлению плана, вычленению ведущих идей изложения, к оформлению повествовательного текста в виде схем, таблиц в альбомах. Педагог акцентирует внимание на отдельных вопросах, руководит выборочной записью учащихся. Неустойчивые познавательные умения учащихся в этой совместной деятельности находят опору, облегчая процесс восприятия через слух. Процесс записи не дает возможности отвлекаться от работы, способствует лучшему запоминанию. Школьник должен приложить максимум усилий, чтобы не отстать от выступающего и учителя. Приучать школьников к ведению записей во время выступления учеников, учителя следует постепенно, контролируя их работу и в случае необходимости, оказывая им помощь. В процессе устного изложения широко применяются наглядные пособия различных видов (иллюстрации, карта). Проверка домашнего задания (нацеливающего на урок) входит в структуру урока, но во многих случаях сливается с другими этапами урока. Содержание работы, ее результаты проверяются фронтально, при активном участии всего класса. Ученикам сообщается план работы, и вычленяются основные вопросы, подлежащие усвоению. Домашнее задание (после проведения урока) является логическим продолжением классной работы, сообщается в конце урока, предусматривает углубление и закрепление усвоенных на уроке знаний и применение их в новых условиях. Опыт показывает, что младшим школьникам нелегко дается проведение таких уроков, когда нужно большую часть урока слушать товарищей, хотя данная тема для них и интересна. Безусловно, здесь сказываются возрастные и индивидуальные особенности, выработанный на уроках определенный стереотип поведения, отсутствие опыта такой работы. Урок по теме «Заказники Омской области» Подготовка к уроку: Стенд «Тайны родного края» - рубрика «Фотозагадка»: фотография глухаря (самец) с надписью «Красавец, не правда ли? Кто я?» - рубрика «Книга рекордов Омской области»: Самая большая лесная птица? - рубрика «Любознайка»: Какие реки протекают на севере области? - рубрика «Прочти к уроку»: рассказ Н.Надеждиной «В заповеднике бобров» - рубрика «Клуб почемучек»: Почему бобра называют королем грызунов? - рубрика «Острый взор»: фотография выдры - рубрика «По станицам Красной книги»: рассказ о выдре из журнала «Юный натуралист» - рубрика «Эко-знак зовет на помощь»: «Внимание охраняемая территория! Заповедник!» Домашнее задание перед проведением урока: 1. Чем лебедь кликун отличается от лебедя-шипуна? 2. Зачем птички: тетерев, глухарь, рябчик заглатывают вместе с комом мелкие камешки? 3. Какие виды жилищ строят бобры? 4. Повтори памятку «Формы охраны природы» 5. Заполни таблицу, в которой выпиши названия редких на территории нашей области растений и животных (в атласе Омской области они отмечены голубым цветом с.12-17) Красная книга Омской области Растения Птицы Звери Насекомые 7. Расчерти дома таблицу (заполнять будем на уроке). Заказники Омской области Название Дата создания Место расположения Охраняемые объекты Что запрещено Прочитай: 1 группа: о лебедях: лебедь-кликун и лебедь-шипун «Я познаю мир: Животные» с.174 2 группа: о выдре «Я познаю мир: Животные» с. 446 3 группа: о глухаре «Я познаю мир: Животные» с.200 4 группа, 5 группа: о бобре «Я познаю мир: Животные» с.379 Домашнее задание после проведения урока: 1.Узнай из книг еще про один заказник области и дополни таблицу. 2. Придумай жалобу от имени редкого животного, обитающего в нашей области. Карточка-инструкция для выступающих на конференции. Подготовь устное выступление: сыграй роль директора заказника, знакомящего гостей со своим «хозяйством», приготовь письменную листовку для уголка. Время выступления 5 минут. Выступление строй по плану: 1. Название заказника. 2. Дата создания и место расположения. 3. Что охраняют (особо остановиться на одном-двух животных). УЧИТЕЛЬ: -Выдры тоже редки на территории области, но в отличие от бобров они внесены лишь в региональную Красную книгу, как отображено это в атласе? (бобры - красный цвет, выдры – голубой). - Сравните основной корм бобра и выдры, к каким группам животных они относятся? (при затруднении ответа на этот вопрос учитель предлагает воспользоваться атласом-определителем Плешакова с. 190, 194. Бобр относится к семейству грызунов и питается растительной пищей, а выдры – хищники). - Почему же на территории нашей области так много бобровых заказников, для чего их создавали? Рассказ учителя: В таежной зоне нашей области в далеком прошлом водились бобры и выдры. К началу 20 века они были практически истреблены. В 1956 году они вновь были завезены из Белоруссии, из Воронежской области. А для их разведения и нужны были специальные территории-заказники. В нашем крае богатая и разнообразная фауна, но все же не было ряда ценных животных. Помешали им оказаться на территории области не природные условия, а большие расстояния, отделяющие от нас заселенные ими материки. И тогда ученые, охотники, егеря начали перевозить таких животных из-за границы и расселять на территории заказников. Таких животных можно назвать новоселами. А данная работа называется акклиматизация. Какое знакомое слово вы услышали? (климат) Акклиматизация – приспособление, привыкание к новым условиям среды обитания. - Посмотрите на атлас, какое животное-иностранец помещено на странице с.18? (американская норка) - Из какой страны ее привезли? - Узнайте еще одно животное, привезенное из Северной Америки: «Это животное называют водяной крысой. Оно – обитатель берегов рек, озер. При наличии высоких берегов роет сложные норы с выходом под воду и гнездовой камерой, расположенной выше уровня воды. Питается прибрежными и водными растениями – тростником, рогозом, осокой. Живут животные парами. Зимой активна, живет в надводных камерах в хатках, проделывает во льду отдушины, ходы под снегом. Ценится оно своим прочным теплым и красивым мехом. Завезено в нашу страну в 1927 году, на территорию Омской области – в 1936 году. Озеро Тенис – участок воспроизводства этого животного». А теперь мы отправляемся в самый последний заказник – Ермиловский. Вслушаемся в звуки пения птиц, которые слышны на территории заказника: (слушаем на кассете пение глухаря и тетерева). - Узнали, какие птички пели нам? Этот заказник зоологичский, посмотрите на условный знак (коричневый кружок). ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ: Информация для учителя: Ермиловский заказник по боровой дичи создан 02.09.75. на площади 2500 га в Тевризском районе. Рельеф заказника характеризуется густой речной сетью, заболоченностью. По территории заказника протекает крупная река Туй, приток Иртыша. Климат в заказнике суров, около половины года длится зима, мощность снежного покрова – до 120 см. Животный мир также разнообразен: белка, соболь, куница, бобр, бурундук и др. Этот таежный заказник предназначен для охраны и воспроизводства глухарей, тетеревов, рябчиков. Ермиловский заказник по боровой дичи – единственный в Омской области. Из растительности встречаются ель, сосна, пихта. В подлеске – рябина, боярышник, калина, брусника, черника, багульник, мох. Ученики задают вопросы выступающему. - А зачем же глухарь вместе с кормом заглатывает мелкие камешки? 4 этап урока. Обобщение и систематизация знаний. По ходу урока на доске учитель заполняет таблицу, а учащиеся кратко записывают ключевую информацию в краеведческие альбомы. Название Дата создания Место расположения Охраняемые объекты Что запрещено 1. Степной 1971 г. На Ю-В обл., Оконешниково, Черлак. Косуля, барсук, ондатра, лебедь-шипун, лебедь-кликун. Пролет: орлан, краснозобая казарка и др. Охота, сбор яиц, рыбная ловля и др. 2. Баировский 1959 г. В центре области. Лебедь-кликун, серый журавль, ондатра, американская норка, беркут, дикий кабан. Пролет: пискулька. Выпас скота, сенокос. 3. Тевризский 1953 г. На севере, по берегам реки Большой Тевриз. Бобры, выдры. Рубка деревьев. 4. Ермиловский 1975 г. На севере, в тайге, по берегам реки Туй. Глухари, рябчики, тетерева. Сбор грибов и ягод. Для чего же человек создает заказники? 5 этап урока. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания. Домашнее задание после проведения урока: 1.Узнай из книг еще про один заказник области и дополни таблицу. 2. Придумай жалобу от имени редкого животного, обитающего в нашей области. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ: По пройденному материалу на следующем уроке задаются вопросы. Учащимся предлагаются вопросы: 1. Назови имя жалобщика. «Меня называют «королём грызунов». У меня все удивительно – и зубы, и шуба, и хвост. Мы ещё и лучшие строители. За мою красивую шубку меня и истребляют. Мы жили в таёжных речках Омской области, и было нас очень много. Но люди хищнически истребляли, убивали нас. К началу 20-го века мы совершенно исчезли с территории Омской области (бобры)». 2. «Узнай по описанию» Эти животные очень осторожны: Днем отсиживается в земляной норе на берегу, а ночью охотится. У зверька длинный сильный хвост, приплюснутая головка. При нырянии ноздри и уши плотно прикрываются специальными клапанами. Обтекаемое упругое тело животного покрыто теплым и красивым коричнево-бурым мехом, который высоко ценится. Питается зверек рыбой (выдра). 3. В каком заказнике наибольшее скопление лебедя-кликуна? (Баировский) 4. Какой республиканский заказник находится на юго-востоке области и граничит с Новосибирской областью? (Степной) 5. Какой заказник создан специально для разведения боровой дичи: глухаря, рябчика, тетерева? (Ермиловский) 6. Какие животные подлежат особой охране в Тевризском заказнике? (бобры) 7. Какие животные-новоселы «переехали» к нам в Сибирь из Америки? (ондатры, американская норка) Вот некоторые варианты «жалоб», составленных школьниками: «Я – дрофа – одна из самых удивительных птиц, обращаюсь к жителям Омской области. Помогите нам выжить на земле. Во время работы на полях, оберегайте наши гнезда. А лучше создайте для нас и других исчезающих птиц степной заповедник ». (Аня С.) «Вот что значит для России бобры. Мода оказывается дороже природы. Даже не подумали о нас, бобрах! Вы ходите в теплых красивых наших шкурах, а нас становится все меньше и меньше. Хорошо, что есть люди, которые хоть немножко подумали о нашей защите и создали заказники, где мы спокойно живем и растим свое потомство. Больше бы таких людей, и нас станет больше». (Лера) «Мы – выдры. Обращаемся к вам, дядя и тетя из Гринписа. Разбившийся самолет упал к нам в болото и все кругом в нефти. Люди, отдыхая у реки, загрязняют воду, бросают камни, разрушают плотины. И нам очень плохо жить. Помогите мне и моим друзьям, увезите нас в безопасное место». (Валя К.) «Собрался я строить хатку, начал запасать бревна. Вдруг услышал разговоры людей. Мне пришлось спрятаться. Когда я вышел, бревен уже не было, на месте, где они лежали, были только следы людей. Оказывается, среди людей есть не только те, кто нас охраняет, но и те, кто нас обижает». (Катя Ц.) Авторские права: Курносенко Виктория Ивановна Пожалуйста, оцените конспект - Краеведческий урок по теме "Заказники Омской области": |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
3161 |
Конспект прислал: tory-omsk 1 июля 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||