Конспекты уроков для начальных классов » Учебные предметы » Конспекты уроков, ознак. с окруж. миром, 3 класс » Конспект урока «Окружающий мир». Тема урока: «Охрана животных» |
Отправь конспект на наш сайт, получай за него деньги ЕЖЕМЕСЯЧНО.
100$ в месяц? Проще простого!
Полные условия партнерской программы читать здесь.
Конспект урока «Окружающий мир». Тема урока: «Охрана животных» |
Обратите внимание: 1. Копирование текста разрешено только группе "Клуб Учителей". 2. При оплате по СМС, копирование доступно сразу после оплаты, вне зависимости от группы. 3. Внизу страницы отобраны другие материалы по данной теме - не забудьте их посмотреть! 4. Для поиска конспектов, рекомендуем использовать поиск (вверху страницы). 5. Почему важно оплатить конспект? - Только после оплаты, вы получаете право, на законное использование материала!
Тема урока: «Охрана животных»
Цели: 1. Обучающая: познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; познакомить с заказниками и заповедниками Омской области; обобщить знания детей по теме “Охрана животных”. 2. Развивающая: развивать экологическое мышление, речь, внимание, логику; развивать практические навыки работы с тестами; развивать творческие способности учащихся. 3. Воспитывающая: воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе; формировать чувство ответственности за всё живое; воспитывать умение проявлять сочувствие к тем, кто в беде, желание оказать помощь. Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, что животные, какими бы маленькими (пауки, бабочки, жуки) или большими (грозные тигры или белочки), они не были, нуждаются в нашей заботе. И человек по мере своих сил должен проявлять о них заботу. Надо любить и беречь то, что нас окружает: лес и речку, хитрую лису и льва. Природа - это дом, в котором мы все живем. Задачи: 1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы; 2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии; 3. развивать логическое мышление; 4. формировать культуру общения на уроке, работы в парах постоянного состава. Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки с кроссвордами, тесты, карточки с экологическими задачами, раздаточный материал для творческой работы, клей, красная книга. I. Организационный момент урока. (3 мин.) Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полет прощальным будет Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? Наверно, даже если б знали И даже если б понимали, То все равно б взмывали ввысь. Ведь небо – это их стихия! Ведь небо – это их свобода! Ведь небо – это вся их жизнь! А в небе – стая журавлей. Так грустно над землей кружится Земля… Скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы? Тогда бы мертвым стало небо. И – тишина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях. И на полях уж не грачи, А стаи черной саранчи. Я не хочу такого мира, Где все так серо, все уныло… Опомнись, вздрогни, человек. Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой? Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плесом родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав… Входит старичок – Лесовичок и плачет: - Ой, горе мне, горе! Ой, беда мне беда! - Что случилось, старичок? Ты кто такой? - Старичок, я, Лесовичок (плачет громко). А случилось у меня вот что: погибают мои друзья лесные, и во всем виноваты, вы, люди!!! Вот вчера, например, зайчик попал в лесной пожар и спалил свою шубку (ещё громче ревет), пропадет он не доживет до весны!!! - Ты не плачь, старичок. Мы хоть и маленькие, а знаем, как охранять твоих друзей. - Ничего вы не знаете!!! А-А-А-А-А - Что не знаем, узнаем на уроке. Посидишь на нашем уроке, послушаешь и увидишь, какие у тебя есть помощники. II. Формулировка темы урока и постановка задач.(2 мин.) - Ребята, как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (ответы детей) - Правильно, «Охрана животных». Какова цель нашего урока, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей). - Верно. Мы будем говорить о том, как охранять животных, познакомимся с красной книгой Омской области, может быть узнаем что-то новое для себя ( тему урока и цели вывешиваем на доску). III. Постановка проблемы. (1 мин.) - У каждого на столе есть тест (задания разноуровневые), творческое задание . В течении всего урока вы работаете со мной у доски и с заданиями в тесте. Ответы на все вопросы вы услышите на уроке. Творческое задание выполним последним. IV. Введение в тему. (3 мин.) - Если бы человек каждый день здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, что тогда бы было? (ответы детей) - Может быть, до сих пор на земле бы жили все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Для чего человек уничтожает животных? (ответы детей) - Цели разные: кто – то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в своё удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. (слайд 1) ЖИВОТНЫЕ ПИЩА МЕХ ОХОТА В УДОВОЛЬСТВИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ Прокладывая дороги, Многие виды гибнут Ухудшение экологических условий. люди разрушают места из-за загрязнения водоёмов. обитания животных. Иногда слышишь: « Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? (ответы детей) - Представить себе не возможно… без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт нам природа, а взамен просит только бережного, доброго к ней отношения. V. Новый материал. (15 мин.) - Ребята, посмотрите на слайд. (2) Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках и фотографиях? Ими бы только любоваться и восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. - Что такое красная книга? (ответы детей) - В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению). Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. (слайд 3) - Для чего нужна Красная книга? (ответы детей) - Книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. - Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (ответы детей) (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась. - Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (ответы детей) (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.) - Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. - Ребята, а как вы думаете, как обстоят дела с животными в нашей Омской области? (ответы детей) - Правильно! И в нашей области животные нуждаются в охране. Вот сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, какие это животные. (карточка с кроссвордом у каждого ребёнка) 1 б о б р 2 д я т е л 3 н о р к а 4 о л е н ь 5 г а д ю к а 6 с и н и ц а о в а По горизонтали: 1. Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (бобры) 2. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой - Всё равно он будет мой. (дятел) 3. Что за зверь, Скажите, братцы, Может сам в себя забраться? (норка) 4. Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежные луга. (олень) 5. Ядовитая змея. Буква г ведёт меня. (гадюка) 6. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (синица) По вертикали: 5. Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло. (сова) - Проверяем кроссворд (4 слайд). Все эти и не только эти животные занесены в красную книгу Омской области. (5,6,7,8,9,10 слайды) Физ. минутка: (2 мин.) - Дедушка, а может ты покажешь ребятам, как танцуют твои утки? (танец маленьких утят) - Конечно покажу, если они станцуют со мной. - Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в заповедниках. Создаются специальные заказники, где разводят животных. Зака́зник — охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты. И у нас в Омской области есть такие охраняемые места: (работаем с картой Омской области) 1. Баировский республиканский государственный заказник на территории Тюкалинского, Колосовского и Саргатского районов. Основное направление заказника – воспроизводство и охрана лебедей, гусей, уток, журавлей, болотной и полевой дичи, а также лосей, косуль и зайцев-беляков. (11 слайд) 2. Степной республиканский государственный заказник создан на территории Оконешниковского и Черлакского районов. Создание его вызвано тем, что необходимо было улучшить воспроизводство и охрану лебедей-шипунов, гусей, уток, журавлей, полевой дичи, зайцев-беляков. (12 слайд) 3. Любинский государственный комплексный заказник размещен в степных и лесостепных угодьях Любинского района. Здесь охраняют многие виды пернатых и зверей: боровая, водоплавающая дичь, косуля, заяц-беляк. К сожаленью , численность их в заказнике пока низкая.(14 слайд) 4. Мангутский государственный комплексный заказник. Заказник предназначен для сохранения и защиты гуся серого, лебедя-кликуна, уток, болотной дичи, ондатры, запасы которых здесь из года в год увеличиваются. (15 слайд) 5. Калачинский государственный комплексный заказник создан с целью сохранения и воспроизводства косуль, зайцев-беляков, тетеревов, куропаток серых и других редких и промысловых животных. В Калачинском заказнике число косули за последние годы почти удвоилась. Возросло число колонка, горностая, тетерева, куропатки серой. (16 слайд) 6. Большеуковский государственный заказник. В заказнике планируют увеличить численность лося, косули, боровой дичи. (17 слайд) 7. Ермиловский государственный заказник создан в Тевризском районе. Этот таежный заказник предназначен для охраны и воспроизводства глухарей, тетеревов и рябчиков. В заказнике живут белки, зайцы-беляки, медведи бурые, бурундуки, росомахи, рыси и другие ценные животные. (18 слайд) 8. Тевризский, Туйский, Куренгийский, Бергамакский бобровые заказники расположены по рекам Тевриз, Та, Туя, Шиш. Там постоянно живут и заметно увеличиваются численно бобры. Общие запасы их в об определяются теперь в три тысячи особей. (19 слайд) На территории Омска расположен единственный в России заповедник в черте города. Он называется «Птичья гавань». (20 слайд) Природный парк «Птичья Гавань» расположен в центре города Омск на левом берегу реки Иртыш. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких животных, но и всех остальных ведь все животные связаны между собой цепью питания. Значит, оберегая одних, мы помогаем другим. VI. Актуализация темы. (4 мин.) - Ребята, а что мы сможем сделать для охраны животных? (ответы детей) Ученики называют правила, а учитель показывает слайд с названными правилами: 1. Не разоряй птичьи гнёзда. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, н прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут покинуть гнездо. 3. Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета. Она легко может поймать плохо летающего птенца и беспомощных детёнышей зверей. 4. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. 5. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики. 6. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 8. Не разоряй гнёзда шмелей. Шмели – насекомые, численность которых в последнее время резко сократилась. Причина этого - широкое неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнёзд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжёлое положение шмелей разорение их гнёзд ради мёда, который невкусен, или просто ради забавы. 9. Не разоряй муравейники. 10. Береги лягушек, жаб и их головастиков. (21 слайд) VII. Решение проблемы. Самопроверка, взаимопроверка и самооценка. (2 мин.) - Ребята, давайте проверим, как вы справились с тестом. (ответы на вопросы теста 22 слайд) 5 задание проверяет сосед по парте. Поставьте себе оценку за тест: 5 – если всё сделали правильно и без ошибок, 4 – если допустили 1, 2, 3 ошибки. Те кто допустил 4 или более ошибок оценку не ставит. VIII. Итог урока. (4 мин.) - Ребята, как вы думаете, мы выполнили ту цель урока, которую ставили перед собой? Объясните, почему вы так считаете. (ответы детей; учитель убирает цели урока с доски, по мере их поступления от детей) - Дедушка, теперь ты понял, что у тебя есть помощники и они готовы тебе помогать? - Ой спасибо вам, ребята. Приходите в гости к нам. А я уж пойду, и так задержался. Досвидания! - Лесовичок оставил нам видеоклип, давайте посмотрим. IX. Домашнее задание. Оценивание детей. (1 мин.) - Домашним заданием вам будут экологические зарисовки “Воскресенье в лесу”. Нужно найти в них ошибки и написать мини-сочинение на тему: « А как поступил бы ты в этой ситуации?» Экологические зарисовки. 1 . -Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Алик. – Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, а землю откинули подальше, чтобы не мешала. Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните. 2. Ребята вырыли под кустом яму и выложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего–либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. - Чего ты носишься с банкой, - услышал он. – Брось ее в воду – и дело с концом. Подумайте, что ребята сделали неправильно, исправьте их ошибки. Объясните. 3. Петя увидел в лесу гнездо, расположенное невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нем находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал. Подумайте, что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно. Объясните. X. Рефлексия. Творческое задание. (3 мин.) - Если урок понравился, то возьмите конверт, на котором зелёный квадрат, если не понравился, то конверт, на котором серый квадрат. Достаньте из конверта, то, что там лежит и приклейте на ватман туда, где считаете нужно! (ребята выполняют творческую работу) - Спасибо ребята за урок. До свидания! Пожалуйста, оцените конспект - Конспект урока «Окружающий мир». Тема урока: «Охрана животных»: |
|
Уважаемый коллега! Вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Рекомендуем вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином. После этого, вы сможете отправлять собственные разработки и получать за это гонорар!. Другие материалы по указанной Вами теме:
5912 |
Конспект прислал: shraiber.m.72 7 декабря 2010 Комментарии (0) |
Информация | ||
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данному конспекту. Желаете прокомментировать или оставить отзыв? Зарегистрируйтесь! |
||